TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.06.2015
17:07

В чём-то правда Липунова.

    Есть такой Острецов, написавший в 2002 году “Философию ненасильственного развития”, доктор технических наук, профессор, прочтя (далеко не до конца) книгу которого, . . .

20.06.2015
10:25

Об "Эйфории" Вырыпаева.

    Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца. Феофан Затворник Я знаю, что делать, когда посмотрел кино и остался как огорошенный, и ничего сказать не . . .

12.06.2015
14:42

Клеветникам России.

    Ко Дню России Я обиделся на заметку Липунова, похвалившего Пушкина, не указав, за что похвалил, будто это само собой разумеется. А что, собственно, разумеется? . . .

06.06.2015
17:49

Как я сам себя поймал на двойных стандартах.

    Это случилось в один и тот же день. Я разбирался с художественным смыслом картин импрессиониста Коровина, а знакомый мне прислал ссылку на стихи Дмитрия Быкова . . .

19.05.2015
09:29

Моя беседа с митрополитом Илларионом.

    Каждому гарантируется свобода… художественного… творчества… Конституция РФ. Ст. 44, п. 1. Насколько ж далёк https://www.youtube.com/watch?v=5sXnicC9ELY митрополит Илларион от . . .

11.05.2015
16:18

Ницшеанец Васнецов.

    ß, наверно, всё-таки злой человек. Вспоминаю, не дословно, реакцию друга семьи, почитавшего подаренную ему мою книгу "К сверхбудущему": "Вот Сеня… . . .

30.04.2015
21:33

Гюстав Доре.

    Я не понимаю, почему Гюстав Доре, иллюстрируя “Потерянный рай” Мильтона, не одел Адама и Еву, как то сделал Сын Божий перед отлётом на небо к Отцу по Мильтону? . . .

26.04.2015
08:19

Уничтоженная картина художника Ге.

    Вам случалось, читатель, растрогаться, не понятно почему? Мне только что случилось. Вот от этого изображения. И я попробую себя понять. Это отвергнутая публикой и . . .

18.04.2015
16:46

Цепляет?

    Уже много лет (я старый), когда я начинаю читать произведение, считающееся художественным, мне через несколько строчек становится скучно. Если я вознамерился его . . .

11.04.2015
11:03

Понимаете ли вы Маканина?

    Недавно я был удивлён верностью объяснения психологом, почему маленьким детям не скучно повторять одно и то же простое действие: потому что они восхищены своей . . .

09.04.2015
09:45

Блохины.

    Их два: Николай и Валерий. И я решил, отступая от своего принципа, разбираться с ними, отправляясь от мнения живописца о них. (Принцип состоит в том, что живописец же . . .

24.03.2015
16:35

Надо не писать, когда не пишется.

    Но если ТАК разрекламировали… Фильм Лунгина “Родина” (2015)… А он оставляет меня совершенно бесчувственным… Досадно. Раз (см. тут) он, Лунгин, было, меня пронял. – . . .

19.03.2015
11:14

Вопрос на засыпку.

    …объясняла ему [Пьеру] то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Л. Толстой. Война и мир. Мне ясно, что катарсис, как кресало . . .

09.03.2015
20:24

Мыслимо ли...

    По одной детали произведения определить, каким идеалом был движим его автор? Я говорю о Тимофее Кулябине и его опере “Тангейзер” (2014). Одной деталью является . . .

02.03.2015
11:15

Есть ли сейчас соцзаказ?

    Речь о фильме “Батальонъ” (2015). Не смог смотреть где-то у середины кино. Из-за начавшейся череды фальши. С книгами как-то проще. Не нравится – закрываю, и всё. Привык . . .

25.02.2015
15:48

Эксперимент и его результат.

    Эксперимент состоял в следующем. Я послал в США знакомому репродукцию такой картины. Косолапов. Ленин. 1989. И попросил показать её каким-нибудь американцам, . . .

10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791).

    Быстро становится известно, что это именно неоконченная картина, и вплывают во внимание предварительные эскизы.

    И возникает вопрос, с какой это стати надо в эскизе набрасывать людей обнажёнными? Нет, даже не набрасывать, а довольно подробно их наготу прорабатывать?

    Про лица – вопрос не возникает. Давид групповой портрет писал.

    Так почему обнажённые?

    Мне что известно? Что изображён первый случай противопоставления третьего сословия – остальным (дворянству и духовенству) и королю в Великой французской революции. С этого как бы начался капитализм. Он-то начался раньше в Англии и Нидерландах. Но то были какие-то частные случаи. А с Великой французской феодализм в основном всюду пал.

    А как для меня начинался капитализм? Точнее реставрация капитализма в России. – С догадки, что к этому ведёт Горбачёв. И когда я высказал своё предположение одной знакомой (кажется ей я впервые это высказал) – она мне ответила: “Хоть наедимся, наконец”.

    Она для меня была воплощение мещанства, её муж – воплощением предательства коммунистов по отношению к коммунизму. Последовавшие события в стране сопровождались – мне это было особенно видно, так казалось мне – страшным падением культуры. Так что убеждением моим, с которым я подошёл к Давиду, было что капитализм – это интересы на уровне пояса и ниже. И эти убеждения перед эскизом вспомнились.

    Поэтому я очень скоро вчитал Давиду идеал гармонии низкого и высокого (тип идеала, точнее). И образом низкого представилась мне обнажённость персонажей. Как при Высоком Возрождении. Тип идеала повторился. А это – моя излюбленная идея.

    Первым сословием при феодализме считалось духовенство (дух превыше всего), вторым – дворянство (честь – тоже высокая субстанция), а третье (остальные) были без высокого. У них – идеалы на уровне и ниже пояса.

    И вдруг эти низшие решили, что ценность – гармония. Возвысились с прежнего состояния. И страшно возгордились.

    Давида это, может, и не вполне осознанно очень вдохновило. Во он в наброске эту гармонию и выразил – столкновением низкого (наготы) с величественными, одухотворёнными позами.

    В одеждах набрасывать – нет такого пафоса: гармонии. В одежде – только высота остаётся. А это плоско.

    Наброски всегда больше выдают замысел, чем сама картина.

    Наверно, хорошо, что картина осталась незавершённой. Она ж – просто иллюстрация знаемого: первое возвышение третьего сословия. Околоискусство, а не искусство. И – ложь, что капитализм – возвышенный строй общества. Что он – низменный, разоблачает теперешняя эпоха Потребления. Но разоблачение это – только для взгляда извне. Для самих прокапиталистов это – строй гармонии, строй, считающий низкое – высоким. Как в словосочетании “высокая мода”.

    19 января 2015 г.

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100