Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
21.06.2015 |
|
20.06.2015 |
|
12.06.2015 |
|
06.06.2015 |
Как я сам себя поймал на двойных стандартах.
|
19.05.2015 |
Моя беседа с митрополитом Илларионом.
|
11.05.2015 |
|
30.04.2015 |
|
26.04.2015 |
Уничтоженная картина художника Ге.
|
18.04.2015 |
|
11.04.2015 |
|
09.04.2015 |
|
24.03.2015 |
Надо не писать, когда не пишется.
|
19.03.2015 |
|
09.03.2015 |
|
02.03.2015 |
|
25.02.2015 |
|
10.02.2015 |
|
05.02.2015 |
|
30.01.2015 |
|
29.01.2015 |
Это и значит - вчитывать? У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно неоконченная картина, и вплывают во внимание предварительные эскизы. И возникает вопрос, с какой это стати надо в эскизе набрасывать людей обнажёнными? Нет, даже не набрасывать, а довольно подробно их наготу прорабатывать? Про лица – вопрос не возникает. Давид групповой портрет писал. Так почему обнажённые? Мне что известно? Что изображён первый случай противопоставления третьего сословия – остальным (дворянству и духовенству) и королю в Великой французской революции. С этого как бы начался капитализм. Он-то начался раньше в Англии и Нидерландах. Но то были какие-то частные случаи. А с Великой французской феодализм в основном всюду пал. А как для меня начинался капитализм? Точнее реставрация капитализма в России. – С догадки, что к этому ведёт Горбачёв. И когда я высказал своё предположение одной знакомой (кажется ей я впервые это высказал) – она мне ответила: “Хоть наедимся, наконец”. Она для меня была воплощение мещанства, её муж – воплощением предательства коммунистов по отношению к коммунизму. Последовавшие события в стране сопровождались – мне это было особенно видно, так казалось мне – страшным падением культуры. Так что убеждением моим, с которым я подошёл к Давиду, было что капитализм – это интересы на уровне пояса и ниже. И эти убеждения перед эскизом вспомнились. Поэтому я очень скоро вчитал Давиду идеал гармонии низкого и высокого (тип идеала, точнее). И образом низкого представилась мне обнажённость персонажей. Как при Высоком Возрождении. Тип идеала повторился. А это – моя излюбленная идея. Первым сословием при феодализме считалось духовенство (дух превыше всего), вторым – дворянство (честь – тоже высокая субстанция), а третье (остальные) были без высокого. У них – идеалы на уровне и ниже пояса. И вдруг эти низшие решили, что ценность – гармония. Возвысились с прежнего состояния. И страшно возгордились. Давида это, может, и не вполне осознанно очень вдохновило. Во он в наброске эту гармонию и выразил – столкновением низкого (наготы) с величественными, одухотворёнными позами. В одеждах набрасывать – нет такого пафоса: гармонии. В одежде – только высота остаётся. А это плоско. Наброски всегда больше выдают замысел, чем сама картина. Наверно, хорошо, что картина осталась незавершённой. Она ж – просто иллюстрация знаемого: первое возвышение третьего сословия. Околоискусство, а не искусство. И – ложь, что капитализм – возвышенный строй общества. Что он – низменный, разоблачает теперешняя эпоха Потребления. Но разоблачение это – только для взгляда извне. Для самих прокапиталистов это – строй гармонии, строй, считающий низкое – высоким. Как в словосочетании “высокая мода”. 19 января 2015 г.
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"