09.03.2015 20:24 |
Мыслимо ли...
По одной детали произведения определить, каким идеалом был движим его автор?
Я говорю о Тимофее Кулябине и его опере “Тангейзер” (2014). Одной деталью является замена вагнеровского имени Тангейзер на имя Иисус Христос.
Вагнер своего “Тангейзера” создал в 1845 году. За год до революции в Европе. Но если быть точным, вариантов оперы пять: 1845-го (провалившаяся), 1846-го (не исполнявшаяся), 1847-го (исполнена в 1849 году, удачная), 1861-го (неудачная) и 1891-го года (смешанная). И дальше Вагнер мысли её менять и менять. – Нечто роковым образом недостижимое вело его. Место действия XIII век, эпоха миннезингеров, первых предвестников Возрождения, победы этики счастья над этикой долга. Чрезвычайная драма, если самому жить в большом напряжении и всё окружающее воспринимать очень остро. А у Вагнера тогда были большие амбиции и очень мало признания.
Вообще главное открытие Вагнера в музыке состоит в идее "о необходимости полной гармонии между музыкой и драмой” (http://az.lib.ru/b/bazunow_s_a/text_1891_wagner.shtml). И это открытие он впервые вполне провёл в “Тангейзере”. Но можно ли осознанное художником принимать за адекватность подсознанию? – Беру на себя смелость сказать, что в подсознании Вагнера была недостижимость ни Счастья, ни Долга, было – Иномирие. И поэтому выразить такое можно было не путём "полной гармонии”, а наоборот: противоречием слов музыке.
И лучше всего почитать и послушать финал.
Помотавшись по крайностям несколько раз туда и сюда, Тангейзер умирает в надежде на милость Божью, и она после его смерти является перед нами, зрителями, доказанной: пилигримы из Рима несут жезл папы римского, который пустил листья (папа было проклял Тангейзера за то, что тот спознался с Венерой:
|
Как на жезле в руке моей
вновь зелень листьев не взойдёт,
так и в огне твоих страстей
спасенья цвет не расцветёт!) |
Но то, что поют пилигримы словами…
|
Младшие пилигримы
Свят! Свят Властитель горних сил!
Спасенья символ он явил!
Добычу тьмы в полночный час
Господь блаженных чудом спас:
в деснице Папы жезл сухой
украсил он младой листвой!
Так грешник в небесах прощён,
так в царство света внидет он!
Пусть чудо это славит тот,
кто искупленья с верой ждёт!
О, всемогущий царь небес,
Бог милосердья, Бог чудес!
Хвала тебе!
Хвала тебе!
Все
(глубоко растроганные)
Отверзлась дверь милосердья благая, –
вступает грешник в селения рая!
Занавес падает |
то, что поют пилигримы словами, находится в противоречии с музыкой, в конце звучащей жутко (слушать тут).
Не с божьей благодатью в душе уйдёт слушатель оперы из театра.
Потому что это – творение ницшеанца.
Он знал, что это творение не будет принято мещанством (что так и произошло), но пошёл на сочинение именно такой вещи.
Человек-радикал был Вагнер.
Что соответствовало предреволюционной атмосфере. Он даже пошёл на баррикады в 1849 году.
Но ничто не говорит о сокровенном художника лучше, чем его произведение.
Давайте предположим, что Кулябин тоже радикал и тоже имеет желание нарываться, и потому выбрал вагнеровского “Тангейзера”. И пусть будут – пока – его слова в связи со своим “Тангейзером” доказательством такому предположению:
"Я искал тему, табуированную в современном обществе. Для нынешнего европейца таких тем, пожалуй, только две: холокост и религия” (http://www.ksonline.ru/stats/-/id/3678/).
Из ориентации на Европу ясно ли, что Кулябин не радикал слева, как Лимонов, и не радикал справа, как русские фашисты? Ясно разве, что он – радикал от либерализма (в России действительно либералы чувствуют большое напряжение от своего провала в 90-х годах и всё длящейся и длящейся невозможности их реванша, реванша теперь, из-за Крыма, и вовсе ставшего похожим на недостижимость, как иномирие для ницшеанца). Подтверждает предположение о радикале-либерале выбор такой детали, как религия? Потому в пещере Венеры оказывается не миннезингер Тангейзер, а артист, играющий Иисуса Христа? Потому Тангейзер – фамилия киношника, снимающего фильм под названием “Венерин грот”?
По вагнерианскому “Тангейзеру” герой, что? как античный мир, уставший от римских оргий, и потому бросившийся в христианство, покидает пещеру Венеры.
|
и в счастьи сердце жаждет горя! –
Вне жизни жить я не могу!
Богиня! Друг мой! Я бегу!
. . . . . . . . . . . .
Хочу борьбы, хочу врагов, –
я вызвать смерть на бой готов!
Без бури жить я не могу!
Прощай, богиня! Я бегу!
. . . . . . . . . . . .
Борьбы томлюсь я жаждой, –
не надо мне услад!
Пойми меня,
пойми, богиня!
(Бурно)
Я о смерти тоскую,
и смерть влечёт меня!
. . . . . . . . . .
Я в сердце смерть
и могилу ношу!
В слезах покаянных
я мир и покой найду! |
Похоже, что да: как античный мир. Христиане возжелали противоестественного. Потому и сочли, что время мессии пришло. И, будучи трезвыми при всей противоестественности, мессии назначили быть убитым теми, кто не пожелал пока стать противоестественным.
Выпустили пар и всё покатилось по-прежнему. И докатилось до сегодняшнего дня. Очень похожего на время римских оргий.
Так, может, Кулябин содрогается от либеральных ценностей, которые в западном варианте людей духовно уязвимых (исламистов) доводят аж до объявления джихада этой цивилизации, Дадаева – аж до убийства Немцова?
И потому Кулябин выбрал полем своего творчества “Тангейзера” Вагнера-ницшеанца? Чтоб сказать Вагнеру: “Нет!”
Если поверить одному нюансу интервью, то именно так.
"Кулябин:
Тема религии сегодня — одна из самых сложных, провокационных и спекулятивных. В данной постановке она становится скорее субъектом сюжета, чем объектом исследования.
Огородникова:
Спусковым крючком?
Кулябин:
Да, элементом сюжета. Это не спектакль о Боге” (Там же).
Элемент всё объясняет.
Это как у Высоцкого купола, кроют золотом, чтоб чаще Господь замечал, ибо в что-то очень плохой, горько-кисло-сладкой стране живём в 1975 году (какова там на самом деле роль религиозного элемента см. тут).
Будь при Высоцком религия в силе, православные кликуши б на него в суд подали, как теперь на Кулябина. Одна знакомая (партийная) тогда не переносила песни Высоцкого за пропитой голос, за персонажей-зэков, воров, антисемитов…
То, что делал Высоцкий страшным надрывом голоса, теперь Кулябин делает применением персонажного имени Иисус Христос.
- Доказательство?
- То, что Кулябин оставил киношника Тангейзера в поражении от кликуш мол-религиозной-нравственности.
- Почему мол?
- Из-за намёка на окружающую действительность. Потому что не может истинно верующий человек в стране, где церковь отделена от государства, предъявлять религиозные претензии к действию, совершённому вне церкви, если то показалось ему богохульным.
Кулябин просто борец против клерикализации общества, как Высоцкий был борец против вещизма.
9 марта 2015 г.
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
- 2 часа назад!
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/03/150310_tangeiser_opera_court
«Суд согласился приобщить к делу заключения религиоведов, которые не нашли в постановке оперы "Тангейзер" Рихарда Вагнера, показанной в Новосибирском государственном театре оперы и балета, оскорбления христианских символов.»
|
- 18 минут назад!
http://www.bfm.ru/news/287979
Авторы оперы «Тангейзер» в Новосибирске оправданы
|
- Как не стыдно было церковному чину…
Несколько лет тому назад мне знакомая, ставшая православной, прислала листовки нашего общего знакомого, ставшего не только верующим иудеем, но и что-то исполняющим в синагоге (певчим, что ли). Листовки были остро публицистические, политические. Знакомая меня просила узнать у раввина, не нарушил ли наш знакомый религиозный запрет вмешиваться в светскую жизнь. Она предполагала, что он нарушил, ориентируясь на православие, которое (в противовес, по-моему, католицизму не смешивает Богово и кесарево).
Я пошёл к уже упоминавшемуся тут мною знакомому русскязычному раввину, и он сказал, что в иудаизме не так, как в православии. Что в иудаизме не только не возбраняется, но и поощряется вмешиваться в мирские дела раввинам.
А на днях, чтоб меня развеселить, моя дочь заманила меня в гости на праздник ряженых, а оттуда – в синагогу, и я там, в частности, увидел человека, нарядившегося в спецназовца, из карманов у которого торчали не мол-боеприпасы, а бутылки с водкой, виски, вином, и он предлагал окружающим на выбор, что выпить. И люди выбирали и пили из складных его стаканов.
Я спросил раввина (там была синагога русскоязычных), правильно ли, что в синагоге пьют водку. Он ответил, что в чистой синагоге – нельзя. Но таких практически нет. А все есть места отправления жизни общины. То есть это сообразуется с ответом первого раввина.
Так мне кажется, что тот церковный иерарх, который подал в суд на Кулябина за оскорбление чувств верующих своею оперой «Тангейзер», просто безграмотный иерарх. Ибо нельзя православной церкви вмешиваться в искусство. Оно в принципе не подотчётно церкви.
По-моему, и сами правоохранительные органы сделали ошибку, приняв жалобу церковного иерарха. Суда не должно было быть в принципе! Церковь от государства отделена.
Только по принципу «ошибаются все» можно простить и церкви и правоохранительным органам. Но, если права Лилия, что Россия клерикализуется, то простить нельзя никому.
|
- Оправданы-то оправданы, но ведь судимы. Вот в чем весь стыд. Если дело дошло до суда, то значит это, что судьи неправограмотны, аморальны и непрофессиональны. Или весь процесс шел с целью напугать ДРУГИХ. То есть событие сие не столько радостно, сколько мерзостно. Хотя ребят можно и поздравить. Только вот хватит их на следующий заряд.
|
- Целоваться будем без трусов...
на зелёной траве
кот от солнца жмурится
и собак чьих-то злит
скрип моих колёс...
одинокой вдове,
соломенной курице,
прикупил пойла литр,
пол едва донёс...
закачусь на часок,
чтоб утешить женщину...
ей всего ничего -
тридцать с лишним лет...
поцелуй без трусов,
что взять? - деревенщина,
между нами, того...
ничего ведь нет...
"Талант - как деньги: когда они есть - они есть, когда их нет - так их нет". Шолом Алейхем.
|
- Вчера я весь день слушал оперу ТАНГЕЙЗЕР.
У меня нет культуры слушания опер. Но есть терпеливость. И я прослушал её https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=kl7oUK3sMQo от начала до конца. Смущён. Потому что самый-самый финал (пара минут) вызывает не жуть, а чувство приобщения к божьему торжеству. В отличие от звучания по ссылке, что в статье.
Тем не менее я могу теперь возражать Андрею Михайловичу Лесовиченко http://www.orthedu.ru/eparh/12229-koschunstvo-kak-rezultat-tvorcheskogo-bessiliya.html , музыковеду, доктору культурологии, кандидату искусствоведения, профессору ФГБУ ВПО. Его слова будут строчными буквами, мои – заглавными.
«Сюжетная канва «Тангейзера» у Вагнера следующая.
Тангейзер (его историческим прототипом является немецкий поэт-миннезингер ХIII века) пребывает в гроте Венеры
НЕ ПРАВДА. ДО ВСЕГО, ПРИ ЗАКРЫТОМ ЗАНАВЕСЕ, ЗВУЧИТ УВЕРТЮРА. И С ВРЕМЕННОЙ МЕТКИ 3:50 ЗВУЧИТ ЗЛОВЕЩЕ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ, НЕ ЗНАЮЩЕГО, С ЧЕМ СВЯЗАТЬ ЭТО ЗВУЧАНИЕ. И ВОТ ОНО ДОХОДИТ ДО АПОГЕЯ. МЕДНЫЕ СОЗДАЮТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ТОРЖЕСТВУЮЩЕГО НИ ДОБРА, НИ ЗЛА.
– царстве эротической любви и плотских удовольствий. Он пресыщен и вял.
НЕ ПРАВДА. У НЕГО, НАОБОРОТ, БУРНАЯ РЕАКЦИЯ НА ПРЕСЫЩЕННОСТЬ. ОН ВООБЩЕ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НИЧЕМ НЕ МОЖЕТ УДОВЛЕТВОРИТЬСЯ. ВЕНЕРА ИЗО ВСЕХ СИЛ СТАРАЕТСЯ ЕГО УДЕРЖАТЬ. ЕЙ НЕ НУЖНО БЫЛО Б ТАК НАПРЯГАТЬСЯ, ЕСЛИ Б ОН БЫЛ ВЯЛ.
Ему скучно. Мечтает уйти. Преодолеть липкие щупальца блуда трудно, но Тангейзер всё-таки находит в себе силы вырваться именем Богородицы.
Выбравшись из грота Венеры, Тангейзер оказывается на опушке близ Вартбурга. Слышит свирель пастушка и пение паломников, идущих в Рим за отпущением грехов. Он потрясён осознанием своей порочности. Падает на колени перед изображением Богоматери.
ОН НЕ ХОЧЕТ ОТПУЩЕНИЯ ГРЕХОВ. НЕ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ПИЛИГРИМАМ. ЕМУ ВЕЗДЕ ПЛОХО. ОН ХОЧЕТ БЫТЬ БРОДЯГОЙ НЕРАСКАЯННЫМ, ЧТОБЫ БУРНО СТРАДАТЬ.
Из глубины леса приближаются охотники, среди которых маркграф Герман и миннезингеры – бывшие друзья Тангейзера: Вольфрам, Вальтер, Рейнмар, Битерольф. Они радостно встречают Тангейзера, но он стремится избежать расспросов и пытается уйти. Вольфрам говорит: «Останься ради Елизаветы». Тангейзер вспоминает племянницу маркграфа, которую он некогда любил, а она отвечала взаимностью. Узнав, что Елизавета хранит верность, остаётся в Вартбурге.
ОПЯТЬ ИЗМЕНЯЕТ СЕБЕ-ПРОШЛОЙ-МИНУТЫ.
Возвращение Тангейзера подталкивает маркграфа провести состязание певцов, которые не проводились семь лет со времени исчезновения этого талантливого миннезингера, к которому имеет сердечную привязанность принцесса.
Певцы поют о любви в её чистых проявлениях – любви невесты и любви жены. Тангейзер высмеивает такую любовь, как одержимый начинает гимн похоти, воспевает Венеру. Рыцари, увидевшие в этом бесовство и богохульство, обнажают мечи. Только вмешательство Елизаветы избавляет Тангейзера от расправы. Решением маркграфа Тангейзер должен пойти в Рим с группой пилигримов, испросить отпущение грехов у папы. Певец хватается за надежду преодолеть свои метания. Идёт с паломниками.
ТО ЕСТЬ ОПЯТЬ ИЗМЕНЯТ СЕБЕ-ПРОШЛОЙ-МИНУТЫ.
Проходит несколько месяцев. Елизавета не видит среди вернувшихся паломников Тангейзера. Просит Бога принять её жизнь во искупление грехов миннезингера.
Тангейзер возвращается в состоянии отчаяния. Его встречает Вольфрам. Тангейзер в ожесточении рассказывает, что папа не отпустил ему грехи и обещал адские муки до тех пор, пока сухой посох не покроется цветами.
В безумии Тангейзер призывает Венеру,
НЕ В БЕЗУМИИ, А ВЕЧНО ИЗМЕНЯЯ СЕБЕ-ПРОШЛОЙ-МИНУТЫ.
которая сразу является ему в видении. Вольфрам сообщает Тангейзеру, что Елизавета пожертвовала своей жизнью ради него. Услышав это имя, миннезингер избавляется от видения Венеры.
ТО ЕСТЬ ОПЯТЬ ИЗМЕНЯЕТ СЕБЕ-ПРОШЛОЙ-МИНУТЫ.
Теперь его внимание приковано только к пению пилигримов, провожающих бездыханное тело Елизаветы. Подойдя ко гробу, он падает мёртвым. В этот момент приближается группа других пилигримов. Они несут сухой папский посох, покрытый цветами...
Как видим, опера Вагнера имеет ярко выраженное христианское содержание.
ИМЕННО, ЧТО СОДЕРЖАНИЕ, НО НЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ ВЫРАЖЕН ОБРАЗНО, А БЫТЬ ВЫРАЖЕН КАТАРСИЧЕСКИ, НЕЦИТИРУЕМО».
Далее профессор цитирует критикуемого Кулябина: «…человек никогда нигде ничего не найдёт. Таков его удел, быть отшельником. Это действительно вагнеровская серьёзная тема, тема экзистенциального человеческого одиночества. И она была важнее всех остальных». И я считаю, что Кулябин прав. Он стихийно почувствовал, почему Вагнер, казалось бы, полностью отдаёт свой талант каждому порыванию Тангейзера.
Если почитать биографию Вагнера, можно увидеть подобные метания. То он делает вещь, которая всем нравится, то другую, котораявсе не нравится. То он ищет помощника аж в короле, то выходит на баррикаду. Он, наверно, ненавидел себя за суету. – Всё на этом свете не удовлетворяет. Душа томится, доводит зрителя оперы до предвзрыва (может, для того так опера долго длится). И куда взрываться, если и в аду (у Венеры), и почти в раю (у Елизаветы) – плохо. – Взрываться надо в иномирие. Этим словом раскрывается тот катарсис, что находит на нас, этим словом раскрывается, что хотел сказать Вагнер.
Другое дело, что в увертюре с временной метки 3:50 он дал и образ этого иномирия.
Но профессор, не вооружённый теорией художественности Выготского не способен этого понять! Он же профссор, а не художник, как Кулябин, который стихийно всё понял. (Заодно профессор и «Дон-Жуана» Моцарта понял с точностью до наоброт. И опять из-за того, что Дон-Жуан по сюжету наказан свыше. Этому музыковеду невдомёк, что есть же ещё и музыка в опере. Музыковед не знает, что существуют музыковеды, давно ужеоткрывшие, что Моцарт был демонист.)
А как может музыковед сравнивать ницшеанскую оперу Вагнера с реалистическими операми Бизе (Кармен) и Верди (Аида)?
Профессор пишет: «как Кулябин ухитрился не заметить, что одиночество преодолено – не понятно. Сухой посох папы Римского зацвёл цветами, следовательно, душа грешника прощена и он вошёл в Царствие Божие, т.е. соединился с верующими». А что такое нецитируемость не понимает. Что раз вась-вась всё кончилось, то автор хотел сказать что-то обратное.
После всего этого профессорского относительно Вагнера я не знаю, можно ли доверять профессорскому разбору работы Кулябина.
|
- Вчера Путин
наградил Александра Новопашина медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Получается, за то, что тот выступил против Кулябина с его «Тангейзером», выступившим против клерикализации России.
Плохо, граждане.
|
- Звёздочка относится к словами: «вне церкви», - статье.
*- Позиция Минкультуры: «Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений…» (http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/pozitsiya-minkultury-po-itogam-obshchestvennykh-slushaniy-po-povodu-konflikta-vo).
- Признаю. Если, например, футуристы нарывались на скандалы, не предупреждая, что будут оскорблять слушателей чрезвычайной необычностью, то они это делали не за государственный счёт и не в государственных помещениях. Если Высоцкий оскорблял слух той моей знакомой пропитым голосом и жуткими персонажами, то он это делал не с поддержкой госучреждений.
- Позиция телеканала «Россия», выраженная разведочной фразой: «Теперь вопрос, как не допустить подобных конфликтов в дальнейшем. На обсуждение предложили компромиссное решение: пусть режиссёры ещё до выхода постановок консультируются с представителями религиозных организаций. Это лучше, чем судиться после премьеры» (http://www.vesti.ru/doc.html?id=2461777#/video/http%3A%2F%2Fplayer.rutv.ru%2Fiframe%2Fvideo%2Fid%2F1195400%2Fstart_zoom%2Ftrue%2FshowZoomBtn%2Ffalse%2Fsid%2Fvesti%2FisPlay%2Ftrue%2F%3Facc_video_id%3D640344).
- Вредная позиция. Она тихой сапой вводит мысль о допустимости цензуры для художественных произведений, исполняемых с привлечением госсредств.
|
|