Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.04.2015 |
Уничтоженная картина художника Ге.
|
|||||
18.04.2015 |
|
|||||
11.04.2015 |
|
|||||
09.04.2015 |
|
|||||
24.03.2015 |
Надо не писать, когда не пишется.
|
|||||
19.03.2015 |
|
|||||
09.03.2015 |
|
|||||
02.03.2015 |
|
|||||
25.02.2015 |
|
|||||
10.02.2015 |
|
|||||
05.02.2015 |
|
|||||
30.01.2015 |
|
|||||
29.01.2015 |
|
|||||
26.01.2015 |
Я попал? Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один приравнять к другому. Во втором финальным сюжетным ходом герой-ницшеанец был опозорен автором как таковой: герой не успел убить ту, которую в себя влюбил (та умерла от счастья – сердце слабое). То же ли и в первом? – Герой – опять ницшеанец. Сеет зло налево и направо, как и во втором рассказе. И даже кончает с собой, будучи арестован. Не хочет жить в обычной жизни, какая у него станет в качестве подсудимого (пусть его и казнят за убийства). Подтверждает своё ницшеанство. Так можно ли считать существенным, что после этого есть ещё 6 страниц, 3 из которых посвящены опозориванию (опять!) покойного ницшеанца рассказом о его вполне мещанской жизни перед последним преступлением? – Если смотреть по фабульной хронологии – герой в конце жизни сначала был мещанином, а потом – ницшеанцем. А если по сюжету, то мещанство-опозоривание оказывается перед нами последним в его жизнеописании. И тогда аналогия со вторым рассказом полная. Сюжетная последовательность важнее фабульной. Невероятица, навороченная тут Буйдой, имеет ту же функцию, что и невероятица во втором рассказе – это насмешка над ницшеанством, невероятным, вообще-то, для обыденного сознания. В чём невероятица? – В неоднократной перемене главным героем мироотношения. Обычно оно меняется раз, при переходе от юности к молодости. Ну два – от молодости к старости. А тут: "Человек – единственное живое существо, не имеющее собственной природы, а потому он с лёгкостью может вознестись до ангелов или пасть до демонов”. – Пафосно этак сказано, будто истина в последней инстанции. Псевдопсихологизм. Сперва подающий большие надежды юноша, потом садист-убийца, потом революционер дурного пошиба, потом – стал помещиком, сожительствуя с домоправительницей и её дочкой, потом – только с младшей и в законном браке, и та родила девочку. "Князь Алёшенька провёл в имении, кажется, лучшие свои дни”. Но обе женщины погибли в железнодорожной катастрофе, осталась только дочка. И вот он опять революционер, их предатель, мещанин с лавкой гробов, и, наконец (после вдруг смерти дочки), убийца служанки Достоевских… как-то вместо того, чтоб убить самого писателя. Ну и – самоубийство. Сорок бочек арестантов. Наверно, пародия на нынешние сериалы. "…это ведь ни в какие ворота…”, - слова родственника героя, выспрашивавшего у осведомлённого полицейского чина о связи с Достоевским. Авто самокритичен. Лощёное такое чтиво-про-зло… Столь милое противным-таки мещанам. Но где они? Не мадам же Куфайкина, гробовщица? Только и нужная на две страницы, чтоб унизить мещаноненавистника… А мещан представляет расспрашивающий родственник Алёшеньки, потребитель чтива: "Оркестр в ближайшем кафе заиграл “Боже, царя храни”. Тайный советник снял цилиндр. - Война, ваше превосходительство! – крикнул пробегавший мимо официант. – Германский царь объявил войну России! Война, господа! Война! - М-да, - проговорил Полуталов. – Хоть и не сюрприз, а не по себе… - Что ж, Николай Николаевич, сказал князь Осорьин. – Спасибо за историю…”. И всё равно, будто и не слышал про войну. Глухой… Слепой… Тёмный, хоть и князь. Ему бы только байку про зло… И зло – плохо, и услаждающийся байкой про него – плох. Хороша б середина. Ибо эти крайности антимещанства и мещанства… тяготеют друг другу. Выход масс на подмостки истории чреват. "…поклонение Богу подменяется поклонением героям, а там и до поклонения тирану рукой подать, причём зачастую – до самого либерального поклонения самому жестокому тирану”. Буйда как в воду смотрел. Что такое 4-хмиллионый марш в Париже “Я – Шарли!”, как не поклонение вседозволенности? Я обещал понять, что хотел сказать Буйда этим рассказом. У меня получилось? 26 января 2015 г.
|
|||||
26.01.2015 |
|
|||||
21.01.2015 |
История и Бунин, изнасилованные Михалковым.
|
|||||
19.01.2015 |
|
|||||
08.01.2015 |
|
|||||
07.01.2015 |
|
|||||
03.01.2015 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"