TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один приравнять к другому. Во втором финальным сюжетным ходом герой-ницшеанец был опозорен автором как таковой: герой не успел убить ту, которую в себя влюбил (та умерла от счастья – сердце слабое). То же ли и в первом? – Герой – опять ницшеанец. Сеет зло налево и направо, как и во втором рассказе. И даже кончает с собой, будучи арестован. Не хочет жить в обычной жизни, какая у него станет в качестве подсудимого (пусть его и казнят за убийства). Подтверждает своё ницшеанство. Так можно ли считать существенным, что после этого есть ещё 6 страниц, 3 из которых посвящены опозориванию (опять!) покойного ницшеанца рассказом о его вполне мещанской жизни перед последним преступлением? – Если смотреть по фабульной хронологии – герой в конце жизни сначала был мещанином, а потом – ницшеанцем. А если по сюжету, то мещанство-опозоривание оказывается перед нами последним в его жизнеописании. И тогда аналогия со вторым рассказом полная. Сюжетная последовательность важнее фабульной.

    Невероятица, навороченная тут Буйдой, имеет ту же функцию, что и невероятица во втором рассказе – это насмешка над ницшеанством, невероятным, вообще-то, для обыденного сознания.

    В чём невероятица? – В неоднократной перемене главным героем мироотношения. Обычно оно меняется раз, при переходе от юности к молодости. Ну два – от молодости к старости. А тут: "Человек – единственное живое существо, не имеющее собственной природы, а потому он с лёгкостью может вознестись до ангелов или пасть до демонов”. – Пафосно этак сказано, будто истина в последней инстанции. Псевдопсихологизм. Сперва подающий большие надежды юноша, потом садист-убийца, потом революционер дурного пошиба, потом – стал помещиком, сожительствуя с домоправительницей и её дочкой, потом – только с младшей и в законном браке, и та родила девочку. "Князь Алёшенька провёл в имении, кажется, лучшие свои дни”. Но обе женщины погибли в железнодорожной катастрофе, осталась только дочка. И вот он опять революционер, их предатель, мещанин с лавкой гробов, и, наконец (после вдруг смерти дочки), убийца служанки Достоевских… как-то вместо того, чтоб убить самого писателя. Ну и – самоубийство.

    Сорок бочек арестантов. Наверно, пародия на нынешние сериалы. "…это ведь ни в какие ворота…”, - слова родственника героя, выспрашивавшего у осведомлённого полицейского чина о связи с Достоевским.

    Авто самокритичен. Лощёное такое чтиво-про-зло… Столь милое противным-таки мещанам.

    Но где они? Не мадам же Куфайкина, гробовщица? Только и нужная на две страницы, чтоб унизить мещаноненавистника…

    А мещан представляет расспрашивающий родственник Алёшеньки, потребитель чтива:

    "Оркестр в ближайшем кафе заиграл “Боже, царя храни”.

    Тайный советник снял цилиндр.

    - Война, ваше превосходительство! – крикнул пробегавший мимо официант. – Германский царь объявил войну России! Война, господа! Война!

    - М-да, - проговорил Полуталов. – Хоть и не сюрприз, а не по себе…

    - Что ж, Николай Николаевич, сказал князь Осорьин. – Спасибо за историю…”.

    И всё равно, будто и не слышал про войну. Глухой… Слепой… Тёмный, хоть и князь. Ему бы только байку про зло…

    И зло – плохо, и услаждающийся байкой про него – плох.

    Хороша б середина.

    Ибо эти крайности антимещанства и мещанства… тяготеют друг другу.

    Выход масс на подмостки истории чреват. "…поклонение Богу подменяется поклонением героям, а там и до поклонения тирану рукой подать, причём зачастую – до самого либерального поклонения самому жестокому тирану”.

    Буйда как в воду смотрел. Что такое 4-хмиллионый марш в Париже “Я – Шарли!”, как не поклонение вседозволенности?

    Я обещал понять, что хотел сказать Буйда этим рассказом. У меня получилось?

    26 января 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
320760  2015-01-26 16:04:58
Воложин
- Публике в связи с Лилией.

Вот всё, на что я сподобился.

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут. Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и . . .

11.12.2014
14:20

Жизнь духа и жизнь тела.

    До каких тонкостей доходят художники в своих драмах… Вот жил-был такой Клодт. Рисовал в академическом стиле (вырисован каждый листочек). Влюблён в красоту . . .

10.12.2014
21:07

Горловские рассказы.

    Я боюсь, чтоб эти рассказы не затерялись. Но так как не моё дело произведения искусства перепечатывать, я их сопровожу кратчайшим комментарием, касающимся . . .

01.12.2014
20:51

Злоба критика на критика.

    Я понимаю читателей, которым я надоел. Они наперёд знают, к чему я сведу очередной разбор: как бы к политическому доносу. Ну так этот опус я пишу для меня ещё не . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100