TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если читаешь, смотришь, и тебе не понятно, а только что-то смутное родилось в душе, и не можешь от него отделаться, и перестав читать и смотреть, а всё те или иные куски всплывают в памяти, и нельзя ни изгнать это из души, ни успокоиться, - если всё это с вами случилось, то не согласитесь ли, что это есть хорошо?

    Гляньте на такую вот картину:

    Рыженко. Калка. Холст, масло. 1996.

    Гляньте на фрагменты:

    Гляньте на эту гордую посадку головы побеждённого.

    На этот комфорт – ковёр – победителя.

    Гляньте на год создания этого полотна. Это за два года до дефолта 1998 года, трахнувшего по мозгам и тот средний класс, ради которого, мол, и делалась очередная катастрофа в России. Гляньте на эту гору раненых, на которых собрались жировать победители. А кто из поверженных слишком стонет, тех добивают.

    Гляньте на это всё. И правда ведь, вы соотнесёте…

    Это график (http://www.e-reading.link/bookreader.php/12873/Vishnevskiii_-_Rossiya_v_mirovom_demograficheskom_kontekste.html) изменения численности населения России в тысячах человек. Через год после голода 1932 – в минус вошли, во время войны нет сведений и в результате реставрации капитализма – минус почти по миллиону в год. Чем не аналог нашествия Батыя – действия демократизаторов России? Тех, с чьей лёгкой руки пошло выражение: “красиво жить не запретишь”. И пусть неудачник плачет, как пел у Чайковского ещё не поверженный пушкинский Германн, поборник в России капитализма, настолько несимпатичного Пушкину, что он своего героя убил.

    Всё это или что-то такое вы мгновенно соотнесёте с картиной “Калка”.

    И это, как мы договорились с самого начала, есть неприятно.

    Нет подсознательного, - резюмирую я. – Нет того, без чего не бывает неприкладного искусства. (Прикладное – это ковёр, как под тем ханом-победителем: для лежания он плотен, чтоб не ощущались бугорки земли, а для висения он же – с узором, чтоб веселить глаз лежащего рассматриванием. Или вот такая картина, как “Калка”, – якобы историческая живопись, а на самом деле – нет. Она – для усиления чувства досады народа на самого себя за историческую ошибку.)

    То, что сделал Рыженко, называется литературностью и в зачёт достижений не ставится живописцу.

    Для примера приведу, что у исторического живописца оценивается как живописное достижение, нарочно не давая репродукции (вы это как бы увидите по словам):

    "В пышном соцветии красок толпы, сложенных в плавный певучий узор, остроугольное пятно черных одежд Морозовой воспринимается как диссонанс, погребальный аккорд среди праздника - эхо чужого, прошедшего мира. Раскол для Сурикова - не только отошедшее в прошлое историческое происшествие, но повторяющееся событие русской истории - событие, в котором всякая новая эпоха может узнать себя” (Алленов. История русского искусства. Кн. 2. М., 2000. С. 221).

    Впрочем, можно дать один из первых эскизов (в них яснее виден живописный замысел). По нему ясно увиденное Алленовым, но, уверен, не увиденное никем из нас, кто на картину или репродукцию смотрел.

    Суриков. Боярыня Морозова. Эскиз. 1885.

    Ещё резче это видно в копии с изменённой освещённостью.

    Суриков хоть и был передвижником, которые были за народ, за сельскую общину и в последнем счёте – крестьянский социализм и против капиталистического пути развития России после отмены крепостничества, - Суриков выдал западническое понимание раскола: приятие реформ Никона, сближавших церковь с греческой, как движение сближения России с Западом. Суриков, хоть и исторический живописец, извратил историю и дал живописное отторжение Морозовой от народа.

    "Никон вовсе не был склонен считаться с чувствами тех, для кого это казалось оскорблением веры отцов, <древлего благочестия>…

    А неизменное и святое было. И россияне привыкли этим гордиться. Были князь Владимир, крестивший Русь, уведший ее от старой языческой веры, но не огнем и мечом. Была княгиня Ольга, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский. Разве они думали о себе? Поступали против совести? А ныне за ступившие на престолы были корыстолюбивы, жадны к деньгам и власти, пеклись лишь о себе. Это народ видел, понимал, и поэтому никакие доводы в пользу <новой> веры им не принимались. Могли смиряться перед обухом, которого не перешибешь, но обух-то все-таки ненавидели. Ненавидели <жесткую руку> Никона” (http://aravidze.narod.ru/s8/morozowa.htm).

    Тем не менее, Суриков справедливо считается великим мастером исторической живописи. Ибо ЖИВОПИСИ. А Рыженко? Хоть и совпал с народным отторжением и раздробленности Руст в прошлом, так и с демократической реставрацией капитализма в России… Во всяком случае – в “Калке”? – Вряд ли. – Банальный иллюстратор.

    Помогает ли Рыженко нынешнее сопряжение, - из-за того, что Калка таки на Донбассе, - с нынешней бедой Донбасса, что произошла от отказа ориентироваться на Запад с его комфортизмом (как у того хана-победителя)?

    Как живописью публицисту – да, как историческому живописцу – нет.

    7 января 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
320168  2015-01-07 14:24:40
Воложин
- Тане Фетисовой.

Мне жаль, что стёрли ваш выпад против помещения в РП картины «Калка». Из-за него я написал статью об этой картине. В статье даётся отповедь, в частности, вашей оголтелости (так можно было понимать ваш отказ признать, что Калка на Донбассе) и другим нюансам вашего выпада. (Жаль, что он стёрт. Я б попросил его восстановить – ради истины.)

320173  2015-01-07 17:07:17
Воложин
- Тане Фетисовой.

Ну оголтелая. - С чего вы взяли, что я с цензорами? Вы так-таки не можете адекватно реагировать, если имеете дело со мной?

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут. Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и . . .

11.12.2014
14:20

Жизнь духа и жизнь тела.

    До каких тонкостей доходят художники в своих драмах… Вот жил-был такой Клодт. Рисовал в академическом стиле (вырисован каждый листочек). Влюблён в красоту . . .

10.12.2014
21:07

Горловские рассказы.

    Я боюсь, чтоб эти рассказы не затерялись. Но так как не моё дело произведения искусства перепечатывать, я их сопровожу кратчайшим комментарием, касающимся . . .

01.12.2014
20:51

Злоба критика на критика.

    Я понимаю читателей, которым я надоел. Они наперёд знают, к чему я сведу очередной разбор: как бы к политическому доносу. Ну так этот опус я пишу для меня ещё не . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100