Сокровищница <Серебряного века>
Читатель, осмелюсь предложить твоему благосклонному вниманию замечательный фолиант: Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903-1919. Публикация, предисловие и комментарии А.В.Лаврова. М.: Издательство <Прогресс-Плеяда>. 2001. 608 С. Дополнительный тираж 2000 экз. (Александр Блок. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том двенадцатый. Книга первая. Общая редакция - С.С.Лесневский). О том, что эта книга является частью блоковского двенадцатитомника, можно узнать только из издательской аннотации. Итак, 307 писем. В подготовке к печати писем Блока А.В.Лаврову помогал Г.В.Нефедьев. В приложении к книге помещена переписка Андрея Белого с матерью Блока А.А.Кублицкой-Пиоттух (1860-1923; 61 письмо).
Издание подготовлено выдающимся историком русской литературы конца XIX-начала XX вв., лучшим в мире специалистом по <Серебряному веку>, доктором филологических наук, членом-корреспондентом Российской академии наук (не какой-то самозванной, жульнической, коих развелось, как блох на моей дворняге) Александром Васильевичем Лавровым (род. в 1949 г.). А.В.Лавров - автор замечательных книг, статей, публикаций по разноаспектной проблематике истории литературы <Серебряного века>. Кстати, издатель переписки Белого-Блока - историк литературного процесса, реконструктор писательских биографий, историк текстов (таких исследователей крайне мало), а не истолкователь-интерпретатор (таких - пруд пруди). Есть <концептуальная>, выспренная, фантазийная литература о литературе, но есть и <конкретное литературоведение> (термин Д.С.Лихачева), вернее, <конкретная история литературы> (историки литературы ничем и никем не <ведают>).
Термин <Серебряный век>, введенный в оборот (по аналогии с пушкинским - <Золотым веком>) на рубеже 1910-1920-х годов философом, историком литературы и общественной мысли, другом Блока, Белого, Есенина, позднее - узником сталинских тюрем и лагерей, критиком и публицистом Р.В.Ивановым-Разумником (1878-1946; умер в вынужденной эмиграции), навечно вошел в историю русской и мировой культуры. Русские символисты (<старшие> и <младшие>) явили миру непревзойденные образцы словесного творчества (проза, поэзия, критика, публицистика, литературно-философские трактаты, переводы, писательские письма и т.д.).
Переписка Андрея Белого (1880-1934) и Александра Блока (1880-1921) - вершинное достижение эпистолярии <Серебряного века>. Публикатор-исследователь справедливо отмечает: <В истории русской литературы и в читательском сознании имена Белого и Блока давно уже сочетались в некое двуединство, подобное двуединству Гете и Шиллера в немецкой литературе или Байрона и Шелли в литературе английской Будучи важнейшим биографическим документом для обоих корреспондентов, переписка одновременно представляет собой яркий литературный памятник, затрагивающий многие узловые моменты истории литературно-художественных и духовных исканий начала XX века. Формально принадлежа к образцам эпистолярного жанра, многие письма Белого и Блока, по существу, оказываются опытом самовыражения на том же поэтическом языке, в той же тональности и стилистике, какие присущи стихотворениям Блока, <симфониям> и философско-лирическим статьям Андрея Белого> (С. 3). Лучше не скажешь, все точно и верно.
Книга эта имеет свою любопытную историю. В самый разгар <сталинщины>, господства марксистско-ленинской идеологии вышел в свет том: Александр Блок и Андрей Белый. Переписка / Редакция, вступительная статья и комментарии В.Н.Орлова. М., 1940 (Летописи Государственного Литературного музея. Кн. 7). Читатель, обрати внимание - Блок и Белый, - да, нарушена алфавитная последовательность. В принципе издатель и редактор (В.Д.Бонч-Бруевич) проявили большую отвагу (фолиант перенасыщен религиозно-мистической проблематикой, которая, ну, никак не была <ко двору>). Разумеется, во вступительной статье и в комментариях Блок, с поэмой <Двенадцать> вошедший в <пантеон> советской литературы, ретушируется, перекрашивается в идеологически приемлемую персону, а Белый предстает мистиком-дурачком, <религиозным мракобесом>, тянущим революционного поэта в болото <оккультизма> и <фидеизма>-<поповщины> (Ленин). Время было такое, страна была такая.
В новом издании все это выправлено, поставлено на место, переосмыслено и наново переписано. Читатель, поверь, Андрей Белый - национальный гений масштаба Пушкина. В издании 1940 г. ряд писем опубликован с обширными купюрами, разумеется, по идеологическим соображениям, многие тексты напечатаны с ошибками, 29 писем публикатор вообще выбросил из корпуса тома.
А.В.Лавров, предприняв новое, полное и исправленное издание переписки Белого с Блоком, тщательно выверил ее по автографам, хранящимся в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки (бывшая <ленинка>) и в Российском государственном архиве литературы и искусства. В данном издании напечатано все <беловско-блоковские> (простите за неуклюжие притяжательные прилагательные) эпистолярные тексты, включая телеграммы и записки.
Книге предпослано чрезвычайно компактное и информативное <Предисловие>. Особое внимание хочу обратить на комментарии А.В.Лаврова к письмам Белого-Блока, представляющие собой некий <тезаурус>, сокровищницу, исчерпывающий по полноте словарь духовных, биографических, бытовых реалий <Серебряного века>. В комментариях учтены, в частности, практически все специальные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Комментарии составлены с элегантным писательским мастерством, большим умом и тонким вкусом.
Читатель, не все же время читать Акунина-Пелевина-Сорокина. Отменные писатели, спору нет, но много в их творчестве мелкого и пошлого. Они не только <отражают> (вспомним ленинскую <теорию отражения>) жизнь мелкую и пошлую, но и изменяют-модифицируют ее в сторону еще большей мелкости и пошлости, увы. Читатель, не прогневайся: и в <Идиоте> Достоевского, и в <Анне Карениной> Толстого, к прискорбию, много мелкого и пошлого. А вот в творениях <символистов> - нет, совсем нет и не было никогда никакой <пошлятины>, - чистый Дух, горячий и ледяной одновременно. Даже в самом приземленном, <бытовом> романе Федора Сологуба (1863-1927) <Мелкий бес> (1905) посвистывает такой инфернальный сквозняк, что оторопь берет, и виски холодеют. Эти люди дышали странным воздухом (разреженным и удушливым одномоментно) интеллектуальных и сердечных страстей, эстетических предпочтений, поведенческих театральных кулис - а сценой был весь мир. Никакого прогресса в духовной жизни нет и не может быть. А регресса - да сколько угодно.
Жизнь Андрея Белого и Александра Блока - и интеллектуальная, и обыденная - интригующе интересна, круче, чем любой <дамский роман>. Так, в 1906 г. возник трагический любовный треугольник: Блок - жена Блока Любовь Дмитриевна (урожденная Менделеева; 1881-1939) - Андрей Белый, принесший много горя <персонажам> этой <коллизии>. В августе 1906 г. Белый вызвал Блока на дуэль, ровно через год Блок послал вызов Белому. Слава Богу, трагедии не произошло, дуэлянты объяснились и примирились.
Телефон и интернет умертвили эпистолярию как великий жанр, насчитывающий много сотен лет. Что поделать, мир стремительно изменяется, и это сильнее нас. Из глубин десятилетий изредка всплывают глубоководные рыбы, подобные книге, о которой идет речь в данной заметке, зовут и манят к себе. Если откроешь этот том, поверь, читатель, не оторвешься, пока не закроешь последнюю страницу - безумно интересно: пылающий интеллект, запредельные страсти, пугающая честность, пугающая лживость. И все это в невероятном, немыслимом переизбытке. Ничего такого ты не читал и, пожалуй, не прочтешь. Переписка Белого с Блоком - вне времени, вне моды, вне <тусовочных> литературных рекомендаций и предпочтений. В сентябре 1930 г. поэт Всеволод Рождественский (1895-1977) зафиксировал свое впечатление от разговоров с Белым в Коктебеле: <Эпоха Великого Символизма в последний раз наяву прошла перед моими глазами, опалив своим дыханием мои легкие, уже привыкшие к воздуху низин>. Читатель, воспари из <низин> в горние сферы, не пожалеешь.
8 апреля 2002 г.