TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для . . .

13.01.2023
19:45

Переписка о смене общественного строя

    1. Помещено на мой дзен-канал. Отступаю от себя. Беру прикладное искусство. Ничего не анализирую (да и нечего). Всё ясно. А просто перепечатываю. Леонид Кулаков: . . .

13.01.2023
14:29

Эх! Разоблачу!

    Прилепина как инициатора создания Русского художественного союза… Вот такого тезиса из “Концепции" этого союза: "…желание авангардистов “бросить прошлое . . .

12.01.2023
12:52

Рискую напропалую

    Вот эти слова: "В живописных работах, появляющихся по меньшей мере с того же 1949 года, художник изображает Ленинград, ещё недавно бывший, по выражению Екатерины . . .

11.01.2023
19:35

Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»

    Я был так увлёчён разоблачением одной искусствоведши, что мне было не до смотрения фильма, идущего по ТВ. А потом я статью кончил, встал из-за стола и включил . . .

10.01.2023
13:22

Либералке плевать на эстетическое качество

    Я прочёл у либеральной искусствоведши: "У Перова есть, например, чудовищная картина на материале русского раскола — “Никита Пустосвят”” (Ельшевская) . . .

09.01.2023
18:13

Ух ты, какой петух, Пьецух!

    Когда я дочитал до места, где к Марку пришли ночью чекисты (а это 1950 год), мне захотелось узнать, когда Пьецух рассказ “Шкаф” написал. – Оказалось – в 1997-м. И я . . .

08.01.2023
13:25

Что могли б похвалить либералы

    Сколько я ни занимаюсь анализированием живописи, я остаюсь потрясающе слеп к деталям. Никогда не обращал внимания в “Последнем дне Помпеи” (1834) Брюллова на . . .

07.01.2023
15:59

Притянуть, что ли, политическую ноту?..

    С художником Пименовым у меня было всё в порядке. Я видел в нём импрессиониста. Для себя я выработал догму, что идеостили имеют формулу – что они выражают . . .

05.01.2023
15:05

Надо закрепить достигнутое

    Речь о Тимуре Новикове, ленинградском художнике нонконформисте (1958 - 2002). Нонконформизм – это неприспособленчество. Не нравилась ему обязательность соцреализма, . . .

04.01.2023
18:37

Горе от ума

    Иногда, чтоб понимать, что я читаю, мне приходится отвлекаться на чтение статей и книг авторов, чьи мысли употребляет тот основной автор, которого я читаю. И очень . . .

03.01.2023
20:28

Ещё про ЧТО-ТО

    ,Õочется начать с полусумасшедшего признания… Как бы интимного. – Вдруг напряженная честность с самим собой мне поможет?.. В ходе эстетического . . .

02.01.2023
23:01

Красяво

    Вообще-то я не думал писать о художнике Синеве. Хоть меня, можно сказать, просили. Его репродукция помещена на одном сайте как повод для, так называемого, . . .

01.01.2023
14:45

Вообще отпад

    Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу. Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию. Фатеев. Выше звезд. Из цикла . . .

31.12.2022
19:20

Иномирие

    Верный себе, я и в этот раз начинаю с себя. Плохо, что не первый раз жалуюсь на одно обстоятельство. На иномирие. Им меня озарило при чтении диссертации одной. Она, . . .

30.12.2022
19:35

Недоницшеанство

    Такое я слово выдумал. Для обозначения якобы ницшеанцев, но совсем не идеалистов с мечтой о побеге из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое . . .

29.12.2022
11:45

Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!

    Режиссёр Кубаев – “С чего начинается родина” (2014). Год Русской весны. Смотрел я с того места, когда капитан КГБ СССР Громов говорит непосредственному начальнику, . . .

28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

     

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо поймать могущую ускользнуть четверть мысли. Этим я объясняю неосторожность в применении репродукции картины Фридриха “Крест в горах” (1808) для статьи (см. тут). – Я взял из интернета очень тёмную репродукцию, и почуял, что там гранитная скала светится сама по себе. Она взята в контражуре на фоне зашедшего за скалу солнца, и скала в таком изображении светиться б не должна. А Фридриху плевать. И я почуял. А взял я ту, что сегодня стоит во втором ряду в центре. И на другие не смотрел. Гнался…

    Не знаю почему (может, её не было, 5 лет прошло) я не читал переводную Википедию об этой картине.

    Тут я перескочу…

    Я кончил школу (67 лет назад), не зная, что есть два романтизма: гражданский и психологический. (Названия условны. Первое в интересах авторитаризма – грубо говоря – теперь замалчивается как гражданский: он революционный, антинаполеоновский, в России переходящий в декабристский. Второй в СССР иногда называли реакционным, в пику революционному, и теперь тоже об этом помалкивают.) Мировая скорбь, демонический герой, мистика, как образ бессилия личности перед бесконечно более сильной и злой действительностью, заставляющей бежать личность в свой прекрасный внутренний мир из внешнего – это про второй. И Фридриха относили ко второму. И этот “Крест в горах” – тёмная ж картина – относили ко второму. И тогда драматизм в небе был к месту. И допустимо пейзаж назвать полным "мистической атмосферы” (https://zen.yandex.ru/media/r_grani/takoe-raznoe-nebo-kartiny-hudojnikov-62e4060aba32e636fefc733d?&).

    А я вдруг свечение скалы увидел…

    Мало того, я теперь прочёл в переводной Википедии, что это имеет глубокий смысл, относящий картину к гражданскому романтизму.

    Картина, во-первых, есть часть алтаря.

    А Наполеон верил не в Бога, а в фортуну.

    Далее.

    "Исследование, проведенное в 1977 году… показало, что Фридрих задумал картину еще до заказа и что он намеревался посвятить ее королю Швеции Густаву IV Адольфу (что стало спорным, когда король был свергнут в конце 1808 года). Тун-Гогенштейнам стало известно об этих деталях к августу 1808 года. Мать графини возражала как против цены, так и против формата произведения искусства, заявив, что оно никогда не будет использовано в семейной часовне или где-либо еще в замке. В конце концов они купили его, но он был повешен в спальне графини. Фридрих хотел навестить семью, чтобы увидеть свой алтарь на месте, не зная о его фактическом местонахождении. Его покровители обескуражили его, солгав о своих планах относительно местонахождения картины или ее текущего местонахождения. Тем не менее, в замке Тетшен с 1809 по 1921 год находился алтарный образ.

    Желание Фридриха посвятить картину шведскому королю Густаву IV Адольфу усложняет не только историю заказа, но и интерпретацию картины. Фридрих был родом из города Грайфсвальд, области, которая находилась под властью Швеции со времен Вестфальского мира в 1648 году, закончившегося вторжением Наполеона в 1806 году. Для такого антифранцузски настроенного немецкого патриота, как Фридрих, вторжение Наполеона вызвало чувства немецкого и романтического национализма. Густав IV Адольф подтвердил свое признание Германии, заявив: "Пусть я еще увижу день, когда я увижу Германию, как мою вторую родину, восстановленной в том положении, на которое ее уважаемая нация и слава веков дают ей неоспоримое право". Король также был набожным человеком, на которого оказала влияние Моравская церковь, протестантская деноминация, которая стремилась к "радикальной внутренней преданности "... вера была "не в мыслях и не в голове, а в сердце, свет, зажженный в сердце". Картина Фридриха отразила это чувство, и она содержит то, что можно интерпретировать как один из символов Густава IV, полуночное солнце. По словам Норберта Вольфа, Тетшенский алтарь был "таким образом, в первую очередь не алтарем, а предметом политической пропаганды... [принимая] освободительную идеологию шведской монархии"” (Википедия).

    Учитывая это, "свет, зажженный в сердце”, это антифранцузский замысел сознания Фридриха, выраженный всякими тайными свечениями: невидимого солнца и самого самосвечения скалы. Явное свечение предутренних облаков при этом имеет мало значения.

    То есть, хоть облака и небо играют большую роль в психологическом романизме, но не в данном случае, в случае романтизма гражданского.

    Самое катастрофическое – что приходится отнести картину к прикладному искусству (приложена к задаче усиления патриотического переживания), к искусству второго сорта. Какими и были большинство произведений гражданского романтизма.

    Эстетическую ценность оно сохраняет. Данный сознанием замысел берёт в работу то подсознание, которое не подсознательный идеал, и обеспечивает тысячи мелочей, работающих на замысел. До чего ремесленник или приспособленец без таланта не дошёл бы.

    Например, точка зрения – как с какого-то дрона, с высоты, равной высоте изображаемой скалы, что выражено мельчайшими деталями еловых веток и абсолютной параллельностью елей друг другу. Это – образ победы в поражении. Побеждённый равен по росту победителю, и ещё посмотрим, что будет завтра.

    То есть своя, какая-никакая невербальная глубина есть и в произведении прикладного искусства.

    А вот применение "мистической атмосферы” создаёт лжеглубину.

    Обидно что? – Все мы имеем подсознание, которое улавливает, что нам шлёт подсознание художника (например, точка зрения в этой картине хочет внушить оптимизм для будущей борьбы {через 5 лет Наполеон был таки изгнан из Германии}). А ложь, - пусть и невольная, от собственной слабости в постижении, пусть это просто повторение шаблона о наличии "мистической атмосферы” у романтиков, - калечит чутьё читателя. И в этом – вред: нельзя списывать слова из интернета.

    8 августа 2022 г.

     

     

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100