Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
14.01.2023 |
Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги
|
13.01.2023 |
Переписка о смене общественного строя
|
13.01.2023 |
|
12.01.2023 |
|
11.01.2023 |
Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»
|
10.01.2023 |
Либералке плевать на эстетическое качество
|
09.01.2023 |
|
08.01.2023 |
Что могли б похвалить либералы
|
07.01.2023 |
Притянуть, что ли, политическую ноту?..
|
05.01.2023 |
|
04.01.2023 |
|
03.01.2023 |
|
02.01.2023 |
|
01.01.2023 |
|
31.12.2022 |
|
30.12.2022 |
|
29.12.2022 |
Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!
|
28.12.2022 |
Каспар Давид Фридрих и анекдот
Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо поймать могущую ускользнуть четверть мысли. Этим я объясняю неосторожность в применении репродукции картины Фридриха “Крест в горах” (1808) для статьи (см. тут). – Я взял из интернета очень тёмную репродукцию, и почуял, что там гранитная скала светится сама по себе. Она взята в контражуре на фоне зашедшего за скалу солнца, и скала в таком изображении светиться б не должна. А Фридриху плевать. И я почуял. А взял я ту, что сегодня стоит во втором ряду в центре. И на другие не смотрел. Гнался… Не знаю почему (может, её не было, 5 лет прошло) я не читал переводную Википедию об этой картине. Тут я перескочу… Я кончил школу (67 лет назад), не зная, что есть два романтизма: гражданский и психологический. (Названия условны. Первое в интересах авторитаризма – грубо говоря – теперь замалчивается как гражданский: он революционный, антинаполеоновский, в России переходящий в декабристский. Второй в СССР иногда называли реакционным, в пику революционному, и теперь тоже об этом помалкивают.) Мировая скорбь, демонический герой, мистика, как образ бессилия личности перед бесконечно более сильной и злой действительностью, заставляющей бежать личность в свой прекрасный внутренний мир из внешнего – это про второй. И Фридриха относили ко второму. И этот “Крест в горах” – тёмная ж картина – относили ко второму. И тогда драматизм в небе был к месту. И допустимо пейзаж назвать полным "мистической атмосферы” (https://zen.yandex.ru/media/r_grani/takoe-raznoe-nebo-kartiny-hudojnikov-62e4060aba32e636fefc733d?&). А я вдруг свечение скалы увидел… Мало того, я теперь прочёл в переводной Википедии, что это имеет глубокий смысл, относящий картину к гражданскому романтизму. Картина, во-первых, есть часть алтаря. А Наполеон верил не в Бога, а в фортуну. Далее. "Исследование, проведенное в 1977 году… показало, что Фридрих задумал картину еще до заказа и что он намеревался посвятить ее королю Швеции Густаву IV Адольфу (что стало спорным, когда король был свергнут в конце 1808 года). Тун-Гогенштейнам стало известно об этих деталях к августу 1808 года. Мать графини возражала как против цены, так и против формата произведения искусства, заявив, что оно никогда не будет использовано в семейной часовне или где-либо еще в замке. В конце концов они купили его, но он был повешен в спальне графини. Фридрих хотел навестить семью, чтобы увидеть свой алтарь на месте, не зная о его фактическом местонахождении. Его покровители обескуражили его, солгав о своих планах относительно местонахождения картины или ее текущего местонахождения. Тем не менее, в замке Тетшен с 1809 по 1921 год находился алтарный образ. Желание Фридриха посвятить картину шведскому королю Густаву IV Адольфу усложняет не только историю заказа, но и интерпретацию картины. Фридрих был родом из города Грайфсвальд, области, которая находилась под властью Швеции со времен Вестфальского мира в 1648 году, закончившегося вторжением Наполеона в 1806 году. Для такого антифранцузски настроенного немецкого патриота, как Фридрих, вторжение Наполеона вызвало чувства немецкого и романтического национализма. Густав IV Адольф подтвердил свое признание Германии, заявив: "Пусть я еще увижу день, когда я увижу Германию, как мою вторую родину, восстановленной в том положении, на которое ее уважаемая нация и слава веков дают ей неоспоримое право". Король также был набожным человеком, на которого оказала влияние Моравская церковь, протестантская деноминация, которая стремилась к "радикальной внутренней преданности "... вера была "не в мыслях и не в голове, а в сердце, свет, зажженный в сердце". Картина Фридриха отразила это чувство, и она содержит то, что можно интерпретировать как один из символов Густава IV, полуночное солнце. По словам Норберта Вольфа, Тетшенский алтарь был "таким образом, в первую очередь не алтарем, а предметом политической пропаганды... [принимая] освободительную идеологию шведской монархии"” (Википедия). Учитывая это, "свет, зажженный в сердце”, это антифранцузский замысел сознания Фридриха, выраженный всякими тайными свечениями: невидимого солнца и самого самосвечения скалы. Явное свечение предутренних облаков при этом имеет мало значения. То есть, хоть облака и небо играют большую роль в психологическом романизме, но не в данном случае, в случае романтизма гражданского. Самое катастрофическое – что приходится отнести картину к прикладному искусству (приложена к задаче усиления патриотического переживания), к искусству второго сорта. Какими и были большинство произведений гражданского романтизма. Эстетическую ценность оно сохраняет. Данный сознанием замысел берёт в работу то подсознание, которое не подсознательный идеал, и обеспечивает тысячи мелочей, работающих на замысел. До чего ремесленник или приспособленец без таланта не дошёл бы. Например, точка зрения – как с какого-то дрона, с высоты, равной высоте изображаемой скалы, что выражено мельчайшими деталями еловых веток и абсолютной параллельностью елей друг другу. Это – образ победы в поражении. Побеждённый равен по росту победителю, и ещё посмотрим, что будет завтра. То есть своя, какая-никакая невербальная глубина есть и в произведении прикладного искусства. А вот применение "мистической атмосферы” создаёт лжеглубину. Обидно что? – Все мы имеем подсознание, которое улавливает, что нам шлёт подсознание художника (например, точка зрения в этой картине хочет внушить оптимизм для будущей борьбы {через 5 лет Наполеон был таки изгнан из Германии}). А ложь, - пусть и невольная, от собственной слабости в постижении, пусть это просто повторение шаблона о наличии "мистической атмосферы” у романтиков, - калечит чутьё читателя. И в этом – вред: нельзя списывать слова из интернета. 8 августа 2022 г.
|
27.12.2022 |
|
25.12.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"