TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.01.2023
14:45

Вообще отпад

    Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу. Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию. Фатеев. Выше звезд. Из цикла . . .

31.12.2022
19:20

Иномирие

    Верный себе, я и в этот раз начинаю с себя. Плохо, что не первый раз жалуюсь на одно обстоятельство. На иномирие. Им меня озарило при чтении диссертации одной. Она, . . .

30.12.2022
19:35

Недоницшеанство

    Такое я слово выдумал. Для обозначения якобы ницшеанцев, но совсем не идеалистов с мечтой о побеге из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое . . .

29.12.2022
11:45

Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!

    Режиссёр Кубаев – “С чего начинается родина” (2014). Год Русской весны. Смотрел я с того места, когда капитан КГБ СССР Громов говорит непосредственному начальнику, . . .

28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо . . .

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

20.12.2022
16:13

Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты

     

    Романтик это делает для выражения красоты своей внутренней жизни, в которую он бежит из внешней, страшной своими проявлениями.

     

    Уж вечер... облаков померкнули края,

    Последний луч зари на башнях умирает;

    Последняя в реке блестящая струя

    С потухшим небом угасает…

    1806 г.

    "Прежде всего, если отвлечься от привычной мелодии Чайковского (а это необходимо сделать), мы воспринимаем в этих стихах, как и вообще в стихах Жуковского, свою поэтическую мелодию, напев стиха, поглощающий смысловую отграниченность друг от друга не только слов, но и синтаксических элементов. Жуковский создает музыкальный словесный поток, качающий на волнах звуков и эмоций сознание читателя; в этом музыкальном потоке, едином и слитном, как и единый поток душевной жизни, им выражаемый, слова — это ноты. Отсюда особое семантическое наполнение слова, начинающего значить гораздо больше, чем оно значит терминологически, и выявлять в себе в соотношениях потока мелодии иные смыслы и звучания, чем в обычной логической конструкции речи…

    Лейтмотивом первой строфы цитированного отрывка являются слова: вечер, померкнули, последний, умирает, последняя, потухшим, угасает. Здесь два обстоятельства важны: во-первых, самое наличие лейтмотивов, слов-тем, выделенных не синтаксически и логически, а накоплением эмоциональных повторений, нанизыванием однотонных слов. Тем самым опять тон, лирическая нота преодолевает логику, субъективное преодолевает объективное. Словесные лейтмотивы — характерная черта стиля Жуковского и романтизма вообще” (Гуковский. http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/guk/guk.htm).

    Так с Жуковским известно житейское происхождение страшной оценки им внешнего мира:

    "…Маша Протасова выходит замуж за Мойера и нет выхода из страданья” (Там же).

    Мой ум восхищён: по наличию лейтмотива в процитированных стихах (а это было новостью в русской поэзии) можно вывести Машу Протасову и страдание Жуковского! Можно открыть его подсознательный идеал (своей прекрасной души).

    .

    После моего второго отпуска (на Кавказ), я отказался охотиться фотоаппаратом за пейзажами. Отпечатав сочинские кадры корабельных мачт на фоне облаков, я пришёл в отчаяние от несовпадения получившейся фотографии с теми чувствами (я их помнил), с какими я ходил около корабля на пристани и искал ракурс для снимка. И дело было не в том, что я про себя знал, какая я моральная мразь был тогда… А может, и оттого… Прекрасность-то в моей душе жила и была очень требовательна, раз я отказался фотографировать для выражения своих самых глубоких переживаний. Она потому и была так требовательна, что её не устраивал реальный я. – "…и нет выхода”.

    Так что и тут ясно, как и с Жуковским.

    А вот что терзало А. П. Боголюбова через десятки лет после Жуковского и расцвета романтизма в России?

    Терзало. В 1859-м он женился на чудной Надежде Павловне Нечаевой. А через 6 лет она умерла, успев родить двух сыновей, которые тоже умерли, один сразу, другой – вскоре после рождения. И смерть жены почти совпала со смертью друга.

    ""Всё это вместе взятое сильно отразилось на моём зрении и мозге. Я плакал, как дурак, и окончательно расстроил свои нервы"” (https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post428422025/).

    Так Жуковский и он (не я) сумели выразить свой подсознательный идеал прекрасной внутренней жизни.

    Вот откуда само солнце в картине Боголюбова, много места для неба и такая относительная редкость как замёрзший туман, от которого солнце еле видно.

    А.П. Боголюбов. Зима в Борисоглебске. Около 1881.

    Так всегда с большими художниками: нарисовано одно, а выражено – другое. Тут – прекрасный внутренний мир при страшном внешнем.

    Не знаю… Страшность внешнего мне кажется как-то отражённой огромностью неба, которому как-то безразлично, что под ним. (В других романтических пейзажах стихии откровенно страшны.)

    Но тогда неверно такое:

    "От неё исходят покой и умиротворение, она оказывает успокаивающий эффект. Возможно, это от того, что большую часть вытянутого по вертикали полотна занимает изображение неба” (Разноцветные грани).

    Как и неверно:

    "Художник блестяще передал <…> особую прелесть русской зимы” (Там же).

    Ибо до создания “Союза русских художников”, занявшегося выражением русскости (в пику плачу передвижников о русском народе) в 1881 году оставалось ещё 22 года.

    Нет, чувство покоя, переживаемое зрительницей и авторессой статьи, есть не только субъективный факт, но и объективный. Ибо искусство с самого происхождения своего, изобразительное в том числе, выражает помимо главного просто радость жизни. Видом чего может быть и покой. Это надисторическая его функция. Самое трагическое произведение выражает и радость жизни – красотой своеобразной. Из-за надисторичности этот момент не ценится специалистами. Он получается автоматически, если автор не ремесленник или халтурщик.

    Иное дело любители того, чтоб им было красяво.

    В эпоху интернета их деятельность по приобщению людей к живописи объективно оказывается оболваниванием. Люди думают, что приобщились к высокому искусству, а на самом деле им извратили то, что хотел “сказать” нам живописец.

    В наши дни, когда чётко виден замысел Запада уничтожить Россию, такое оболванивание, будучи осознаваемым, восходит до масштаба предательства.

    5 августа 2022 г.

19.12.2022
14:12

Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю

    Если окажется, что я не прав, я повинюсь. И все дела. Зато я не притворяюсь. Мне показалось, что то, что мне хоть что-то говорит с выставки “Гении и шедевры” 2011 года, . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

17.12.2022
11:52

А чего мне стесняться?

    Картина остановила взгляд – смотрю и фантазирую. Евграфов Н. И. В поле. 1930-е годы. Фантазирую, сообразуясь с датой создания. Колхозы тогда устанавливали. Кто-то был . . .

16.12.2022
12:05

Я такого не читывал

    Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – . . .

15.12.2022
19:08

Жестокость

    Я жестокий человек. Не знаю, почему. Наверно, из-за склада ума. А ещё – из-за того, что я как бы почти не жил всю жизнь. Многое что себе запретил и выдержал запрет. На . . .

14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы . . .

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100