Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
21.12.2022 |
Вроде бы не духарятся, серьёзные люди
|
||||||||||||||||
21.12.2022 |
Вроде бы не духарятся, серьёзные люди
|
||||||||||||||||
20.12.2022 |
Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты
|
||||||||||||||||
19.12.2022 |
Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю
|
||||||||||||||||
18.12.2022 |
Огромная неожиданность – это эстетическая ценность
|
||||||||||||||||
18.12.2022 |
Огромная неожиданность – это эстетическая ценность
|
||||||||||||||||
17.12.2022 |
|
||||||||||||||||
16.12.2022 |
Я такого не читывал Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – полифоническом письме и, соответственно, чтении. Правда, когда-то мельком читал я о таком у Брюсова, как мол, несколько человек на сцене в театре одновременно говорят. Тут, у Анатолия Калинина в рассказе 2022 года “Последнее воспоминание” (в “Новой литературе”), это так (разговор главного героя с Анькой):
И т.д. Собственно, картина изменённого психического состояния. Человек тут и не тут. И это, как оказалось, предварение другого изменённого психического состояния этого же персонажа: как он, ожидая на речке Фросю, - как оказалось сегодня, всю жизнь им любимую инактуальной, так сказать, любовью (то есть подсознательно), - задумался, представляя, что он пошёл купаться, ему свело ногу, он попал в водоворот и утонул с последней мыслью о Фросе, а она подошла к нему, сидящему на берегу, и спросила: "– Что не купаешься? Меня ждёшь?”. И пошла купаться сама, оставив сына (несколько лет же прошло с их последнего сидения вечером на лавочке у края берёзовой рощи, когда он опозорился нерешительностью), - оставив сына на берегу собирать камушки. И главный герой подумал: "Пойти, что ли, искупаться?”. И на этом рассказ кончается. А перец его в… выраженном автором экзистенциализме. Бессмысленна жизнь, - понял парень, - без любви, всё шлёндрать типа со всякими Аньками из другого села. Экзистенциализм ценит в жизни только любовь и смерть. И то, и то есть в коротком рассказе. Довольно неплохо оформлено. Можно привести цитаты. Но. В этом же только и радости, что в освоении выражения экзистенциализма, чуть не век уже известного литературе и знающему читателю. Или я зря высокомерен так? Приятно ж смотреть, как делает первые шаги ребёнок… Особенно, если он твой. Что тебе из того, что миллиарды и миллиарды умеют ходить… Но мне-то Калинин не мой ребёнок. Я заплакал, когда мой внук нарисовал кувшин масляными красками, и тот как живой выглядел. Но он же мой внук… Или это всё-таки редкость – стилизовать рассказ под экзистенциализм? И потом… много ли теперь вообще людей, читающих книги? Кто доберётся до Сартра или Камю? А тут – свой… И так коротко… Сартру и Камю спрятаться. Я иногда себя ненавижу. Если я не озадачен чтением, если я не мучаюсь мыслями, что хотел сказать автор, если я не теряю сон в потугах понять – я не считаю, что вещь хорошая. Это разве не жестоко по отношению к автору… Если б я не зажился на этом свете так долго, может, я б не стал таким чистоплюем? – Хорошо, что есть смерть… * Невозможно определить по этому рассказу, проба пера тут в таком-то стиле или что-то более глубокое. Надо смотреть другие его вещи. Рассказ “Мандарины” (2018), тоже в “Новой литературе”. Та же история. То, что персонажу подумалось, привиделось, но на самом деле когда-то было. И то была любовь. Что первая, не важно. Важно, что только любовь чего-то на свете стОит. А она больше никогда не случается. И жену он не любит. "Медлительно влекутся дни мои”… Стихотворение 1816 года… Смешно, Пушкин, кажется, всегда пылал любовью. Так зато, в какие идеалы ни увлекала его творческая жизнь, в один он никогда не впадал – в ницшеанство (повторяющееся в веках, и до рождения Ницше тоже, и экзистенциализм – один из его вариантов). (А оно – самое-самое пессимистическое.) – Так зато и Россия тогда была на пике своего величия. - “Не то, что сейчас”, - требует приписать логика разбора? - Да, если думать, что Калинин, если глубок сколько-то, то выражает пессимизм увядающего после пика в 2012-м году белоленточного движения в России. Это как экзистенциализм возник во Франции 30-х годов для тех, кто при виде набирающих силу коллективистских СССР и Германии, остро до нельзя переживал кризис индивидуализма.
17 ноября 2022 г.
|
||||||||||||||||
15.12.2022 |
|
||||||||||||||||
14.12.2022 |
|
||||||||||||||||
13.12.2022 |
Есть надежда понять что-то у Филонова
|
||||||||||||||||
12.12.2022 |
Рискую показаться непатриотичным
|
||||||||||||||||
11.12.2022 |
Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя
|
||||||||||||||||
11.12.2022 |
|
||||||||||||||||
10.12.2022 |
Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен
|
||||||||||||||||
09.12.2022 |
Надеялся или не надеялся Багрицкий?
|
||||||||||||||||
08.12.2022 |
«Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковский что: зверь?
|
||||||||||||||||
07.12.2022 |
С первого взгляда не похоже, но это акционизм
|
||||||||||||||||
05.12.2022 |
Откуда, мол, и что это за искусствоведческие новости?
|
||||||||||||||||
04.12.2022 |
Как невольно оболванивают людей (Продолжение)
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"