TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.01.2023
14:45

Вообще отпад

    Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу. Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию. Фатеев. Выше звезд. Из цикла . . .

31.12.2022
19:20

Иномирие

    Верный себе, я и в этот раз начинаю с себя. Плохо, что не первый раз жалуюсь на одно обстоятельство. На иномирие. Им меня озарило при чтении диссертации одной. Она, . . .

30.12.2022
19:35

Недоницшеанство

    Такое я слово выдумал. Для обозначения якобы ницшеанцев, но совсем не идеалистов с мечтой о побеге из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое . . .

29.12.2022
11:45

Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!

    Режиссёр Кубаев – “С чего начинается родина” (2014). Год Русской весны. Смотрел я с того места, когда капитан КГБ СССР Громов говорит непосредственному начальнику, . . .

28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо . . .

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

20.12.2022
16:13

Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты

    Романтик это делает для выражения красоты своей внутренней жизни, в которую он бежит из внешней, страшной своими проявлениями. Уж вечер... облаков померкнули . . .

19.12.2022
14:12

Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю

    Если окажется, что я не прав, я повинюсь. И все дела. Зато я не притворяюсь. Мне показалось, что то, что мне хоть что-то говорит с выставки “Гении и шедевры” 2011 года, . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

17.12.2022
11:52

А чего мне стесняться?

    Картина остановила взгляд – смотрю и фантазирую. Евграфов Н. И. В поле. 1930-е годы. Фантазирую, сообразуясь с датой создания. Колхозы тогда устанавливали. Кто-то был . . .

16.12.2022
12:05

Я такого не читывал

    Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – . . .

15.12.2022
19:08

Жестокость

    Я жестокий человек. Не знаю, почему. Наверно, из-за склада ума. А ещё – из-за того, что я как бы почти не жил всю жизнь. Многое что себе запретил и выдержал запрет. На . . .

14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

     

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас,

    Филонов. Головы. Первая симфония Шостаковича. 1935.

    я вспомнил политолога русофоба Сытина*. Вспомнил, как он с ненавистью говорил, например, что русские, хоть имеют земли очень много, селятся тесно.

    Коллективизм, наверно, его уязвляет. Это множество глаз, от которых трудно спрятаться, если нечистая совесть.

    А ещё я наткнулся на подходящие слова:

    "С первого же их [картин Филонова] появления на выставках критики стали адресовать автору упреки в патологическом пристрастии к анатомическому препарированию и к изображению уродств. Его картины называли “порождением больной горячечной фантазии”, сравнивали с “видениями одурманенного опиокура”, усматривали сходство с экорше [учебное пособие, скульптурное изображение фигуры человека, животного, лишённого кожного покрова, с открытыми мышцам]" (https://www.rulit.me/books/pavel-filonov-realnost-i-mify-download-365116.html).

    В самом деле, смотрите, какие резкие тени, выявляющие бугры на лбу, или скулы, или носогубную складку, даже в более нежном женском лице, смотрите, как резко отделён нос от щеки.

    Главное же (см. тут), я вспомнил, как из жестокого натурализма произошли все страшно корёжащие натуру “измы” на грани 19 и 20 веков. Шостакович-то в Первой симфонии до ненависти к своим “персонажам-ничтожествам” ещё не дошёл. Остановился на полном нейтралитете к той низменной жизни, какую выразил. Будто она не достойна ничего позитивного. Разве что одобрения, что существует**. – Филонов же сочится ненавистью к этой бесполётности, к этому мещанству, подобному земляным червям. К 1935 году, ему, наверно, стало ясно, что мещанство победило. Что подтвердилось через 50 лет – в реставрации капитализма в СССР.

    Это, собственно говоря, реализм. Никто ещё не видел. Наоборот, страна обуреваема была энтузиазмом строительства, как думали, социализма в одной, отдельно взятой стране. А Филонов почуял обратное и выразил.

    31 июля 2022 г.

    *- Не имеет никакого значения ни теснота жизни под взаимным присмотром (то есть образ колхоза, сделанного как бывшая сельская община), ни образы ничтожеств Первой симфонии Шостаковича (то есть образы мещан) – и то, и то ненавистные, мол, Филонову люди старого образца, из-за мечты о каких-то иных людях будущего. Не имеет значения из-за существования похожей картины с противоположным названием.

    Филонов. Ударники. 1935.

    - Нет. Всё, наоборот, сходится. Просто Филонову ненавистен советский работизм как идеал. Потому что его идеал – люди коммунизма, живущие искусством, а работу отдавшие автоматам. То есть можно и отдать должное рабтизму, пока страна находится в агрессивном окружении и отстала в техническом и военном смысле от этого окружения. Но надо не терять перспективы коммунистического будущего. А в СССР её потеряли. И это – плохо. Что и выразил Филонов замученными лицами ударников, выматывающих свои силы в условиях тяжёлого физического труда.

    Всё сходится с ненавистью и там и тут. Это ненависть к социализму сталинского типа.

    1.05.2022.

    **- “Симфония написана в классической сонатной форме и состоит из четырех частей… наличие музыкальных контрастов в каждой части экспозиции симфонии… Если посмотреть на расположение голов на картине, а именно они создают наивысшую точку, кульминацию изобретенной формы, то можно сказать, что здесь намечаются четыре визуальных контраста” (Саленков).

    Попросту говоря, в каждой части – свои пики эмоций в виде голов. И действительно, сверху вниз глядя, видим 4 скопления голов: одно – в верхнем их ряду, второе – в ряду пониже и 2 – слева и справа – в последнем, нижнем ряду.

    - Я могу своеобразно проверить, есть ли соответствие эмоций симфонии сгущению голов и их отсутствию. Тут текстом написаны видения и эмоции, какие по ассоциации вызвала во мне музыка первой части. Я выделю в тексте зелёным фоном повышение эмоций, жёлтым – их небольшой накал и синим – чувство отстранённости ото всего. Теперь помещу эту картинку ниже.

    Теперь смотрим на верхнюю “строчку” с головами.

    Действительно, выделений зелёным – три, и групп голов – три. ("Читаем" слева направо и сверху вниз.) Правый нижний край (конец первой части симфонии) особенно бледен, ненасыщен, что соответствует синему. Нет, правда, соответствия финальной желтизне. Но это можно спустить на тормозах.

    2.08.2022.

     

     

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100