Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.12.2022 |
|
02.12.2022 |
|
30.11.2022 |
Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет Это я о художнике Самохвалове. Хочу снизить градус похвалы ему как соцреалисту: "Этот художник очень много писал женщин, и это были женщины новой, только что наступившей или даже ещё грядущей эпохи. Их тела всегда мощны, сильны, динамичны. Всякий раз они показаны в сложном ракурсе, позволяющем рельефнее показать их силу и гибкость. Кроме того, этот ракурс часто связан с тем, что женщины работают с новой индустриальной техникой. То есть они существуют с ней в органическом единстве, что снова возвращает нас к цели художника: показать новых женщин, представительниц нового времени, новой реальности” (Г.А.Соколов). Самохвалов не в обстановке неведения о появлении новых женщин выступил. (А я просто реализмом считаю чуяние художником того в социуме, чего ещё никто не увидел. Соцреализм в развитие просто реализма, получается, должен чуять то, что не абы какое, а прогрессивное – социалистическое-по-сталински. Им в 30-е годы в СССР считалось ускоренное построение социализма в отдельно взятой стране.) Этому ускоренному препятствовала условная правая оппозиция Рыкова-Бухарина-Томского: "Страна наша мужицкая, армия - мужицкая, на индустриализацию уйдут столетия” (https://archi.ru/almanac/91610/leonid-sabsovich-ili-kto-pridumal-obobschestvlenie-byta). Сталин был против и победил. А некий Сабсович ему помогал. Его книги выходили тиражами в десятки тысяч экземпляров. И Самохвалов не мог что-то из них не читать. Или не слышать. – А там было такое… "Число рабочих должно будет увеличиться за 10 лет примерно в 4,5 раза, т. е. дойдет примерно до 10 мил. человек в КРУПНОЙ промышленности… [т.е. и женщины] Если мы при этих новых заводах будем строить поселки социалистического типа, по типу обобществленного быта, если мы освободим женщину-работницу от забот о домашнем очаге, от забот о воспитании детей, - то мы сможем поставить рабочего в несравненно лучшие условия, чем это намечено сейчас… …все трудоспособные члены семьи рабочего также будут заняты па работе… Нужна еще культурная революция, – нужно совершенно переделать человека, а для этого необходимо совершенно изменить бытовые условия и формы существования человечества. Условия быта должны быть изменены прежде всего в том направлении, что должно быть уничтожено индивидуальное домашнее хозяйство, тот „домашний очаг", который всегда являлся и является источником рабства женщины. Произведенное выше исчисление того, какое количество трудящихся должно быть занято в различных отраслях общественного труда в 1942/43 г. приводит к выводу, что даже при весьма быстром поднятии производительности труда недостаток в рабочих руках может быть преодолен через 15 лет только при том условии, если все трудоспособные в возрасте от 21 до 49 лет – и мужчины и женщины – будут заняты общественно-обязательным трудом. Следовательно, полное освобождение женщины от домашнего рабства и уничтожение индивидуального домашнего хозяйства является не только задачей, которую желательно осуществить к концу генерального плана, но задачей положительное разрешение которой является неизбежной необходимостью одной из важных предпосылок возможности осуществления других основных задач генерального плана и прежде всего запроектированного развития производительных сил всего народного хозяйства” (Там же). То есть "новых женщин” Самохвалов сперва вычитал, а потом уж увидел живьём в Метрострое. В советское время бытовал такой анекдот: “- Что это такое? - Это левый уклон и правый уклон. - А посредине? - А посредине линия партии”. Партия взяла у троцкистов идею ускоренной индустриализации, выдала её за свою идею, а когда получалось что плохо, валила это на троцкистский уклон. С устранением индивидуального домашнего хозяйства получилось плохо. И ЦК в 1930 году отреагировал: "ЦК отмечает, что наряду с ростом движения за социалистический быт имеют место крайне необоснованные полуфантастические, а поэтому чрезвычайно вредные попытки отдельных товарищей “одним прыжком” перескочить через те преграды на пути к социалистическому переустройству быта, которые коренятся, с одной стороны, в экономической и культурной отсталости страны, а с другой - в необходимости в данный момент сосредоточить максимум ресурсов на быстрейшей индустриализации страны, которая только и создает действительные материальные предпосылки для коренной переделки быта. К таким попыткам некоторых работников, скрывающих под "левой фразой" свою оппортунистическую сущность, относятся появившиеся за последнее время в печати проекты перепланировки существующих городов и постройки новых, исключительно за счет государства, с немедленным и полным обобществлением всех сторон быта трудящихся: питания, жилья, воспитания детей, с отделением их от родителей, с устранением бытовых связей членов семьи и административным запретом приготовления пищи и др.” (http://ussr.totalarch.com/work_restructuring_life). А Самохвалов как-то не уследил. И умом своим дал себе задание изобразить "новых женщин”. Он при таком замысле не мог не наделить их всех красивыми лицами. Самохвалов. Со сверлом. 1934. Самохвалов. У крана. 1934. Самохвалов. У бетоньерки. 1934. Самохвалов. Стакан молока. 1934. Самохвалов. Перед душем. 1934. Самохвалов. С лопатой. 1934. Самохвалов. Метростроевка, несущая лопаты. 1934. Самохвалов. Метростроевка, несущая арматуру. 1934. Самохвалов. Откатчицы. 1934. Самохвалов. У лебёдки. 1934. "Трудности акварели требуют от художника известной отваги, большого напряжения и выдержки. Необходимость управлять растекающейся краской, которая может ворваться потоком в соседнюю и погубить все дело, создает у художника известный подъем и чувство ответственности за каждое движение. В то же время консистенция краски требует быстроты решений. Это соответствует темпам и хорошо сливается с осуществляемым образом. Я остановился на акварели… Есть, правда, одна картина маслом "Метростроевка со сверлом", но она не такая "горячая", как графические наброски… Самохвалов. Метростроевка со сверлом. 1934. Самохвалов. У бетоньерки. 1934. Вот это, кажется, вторая маслом…” https://sergej-manit.livejournal.com/1133728.html). Самохвалов. Серия "Девушки Метростроя". 1934. К чему я всё веду? – Вот это "в сложном ракурсе”, оно, да, родом из подсознания, обслуживавшего замысел "новых женщин”. Что "женщины работают с новой индустриальной техникой” – это от сознания, что они все красивые – тоже от сознания, а ракурсы таки от подсознания. Но нет тут того странного, что было б следом подсознательного идеала истины, - истины, которую в принципе можно было б ждать при строительстве в самом деле нового общества, где женщины совершенно материально независимы ни от кого. Не повезло Самохвалову это угадать при общем невидении такой тенденции. Не было этого невидения: "Если экономические обстоятельства не благоприятствовали увеличению доли женщин в промышленности, то идеологические соображения заставляли власть проводить политику “трудового раскрепощения работниц”” (https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-otnosheniya-v-sovetskoy-promyshlennosti-v-1920-e-1930-e-gg). Наверно, нет ни одной области жизни, где б художник спровоцировал на что-то партийных деятелей в деле строительства социализма сталинского типа. Художник был обречён на иллюстрацию. И из околоискусства его произведение выводил только талант (порождение подсознанием показа "в сложном ракурсе”, как лучшем осуществлении замысла сознания). То есть соцреализм был обречён на создание произведений только прикладного искусства. Как обречено сочинение любовных песен. И как только тот же Самохвалов лишил портретируемую красоты (см. тут), правда, не в 1934 году, а в 1928, когда внизу было ещё не ясно, кто победил вверху, ему сразу счастье улыбнулось, и он создал произведение с участием подсознательного идеала. И им оказался идеал типа Высокого Возрождения (Гармония низкого и высокого). 18 июля 2022 г.
|
29.11.2022 |
Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать
|
28.11.2022 |
У меня была одна проблема с Pussy Riot
|
27.11.2022 |
|
25.11.2022 |
Как невольно оболванивают людей
|
24.11.2022 |
На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма
|
23.11.2022 |
|
22.11.2022 |
Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием
|
21.11.2022 |
Есть у меня подозрение, что я жулик
|
20.11.2022 |
Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах
|
19.11.2022 |
Продолжение нападок на искусствоведа-либерала
|
18.11.2022 |
|
16.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
14.11.2022 |
|
13.11.2022 |
Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)
|
12.11.2022 |
Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"