TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.12.2022
18:38

Сегодня день смерти Высоцкого

    Попробую это отметить и тут… Помню слова Карякина, кажется, что он утратит популярность с изменением хозяйственной жизни страны. Это имело смысл, потому что . . .

10.12.2022
23:44

Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен

     

    Я пишу исходя из предположения, что Пахомовская живопись в 1920-х годах была не "результатом сознательной установки на формотворчество” (Г.А.Соколов). Он, возможно, был последним из могикан-авангардистов, корёжащих натуроподобие искренне, стихийно, от подсознательного неприятия чего-то в том социализме (сталинском, административном, быстро достижимом), на который взяла курс власть. Сам Пахомов, наоборот, представляется недовольным не сталинской властью, а противостоящим ей народом. И потому его представителей он уродует от злости*.

    Особенно удачно мне удалось это доказать себе на такой картине.

    Пахомов. Жница. 1929.

    Посмотрев, как баба у Пахомова держит бедром и грудью два первых скошенных пучка, пока она срезает третий пучок, я кое-что заподозрил и обратился ко всезнающему интернету с таким вопросом: “как жнут пшеницу серпом видео”. И не прогадал. Срезанные пучки не держат так вот при себе, а кладут на землю рядом, пока не наберётся количество, годное для вязки снопа. Это немного. Столько, чтоб очередным пучком можно было связать сноп. То есть надобности держать первое срезанное под грудью не имеет смысла практически. Но имеет смысл образный – образ индивидуализма.

    Пахомов против индивидуализма крестьян, резавшего страну, иносказательно говоря. Главными производителями пшеницы в НЭП стали вместо помещиков и кулаков середняки. А их никак невозможно было побудить увеличивать посев. Они производили зерна чуть больше нужного на прокорм семьи зимой и всё. На большее не соглашались, ибо очень тяжёлая работа. Ну, может, добавлялось, что очень задёшево его государство заготовляло, и очень дорого стоило то, что промышленность изготовляла. – Спасение было в колхозах (не в кооперативах, как дольше раскачивающихся организациях). А индивидуализм крестьян мешал. И Пахомов бесился. В 1929 году были сорваны хлебозаготовки.

    Не устраивали его чем-то похожим и городские дочки нэпманов, думающие, что они – бомонд.

    Пахомов. Девушка в голубом. 1929.

    Не думающие так, тоже ему ненавистны за душевную пустоту, так и светящуюся в их глазах.

    Пахомов. Подруги 1930.

    Кругла, красна лицом она,

    Как эта глупая луна

    На этом глупом небосклоне…

    А потом прошли годы и годы. Построили сталинский социализм, и разразилась война. И Ленинград попал в блокаду. А это культурная столица страны. И тут совершенно нечеловеческая жизнь.

    Я так привык к красавцам на картинах так называемого соцреализма, что жалко мне стало неискорёженных людей в карандашных рисунках Пахомова: как же не трогают без искажений и преувеличений нарисованные лица, и какой он бедный, Пахомов, ТАК не умеющий передать то, что, конечно же, его волновало!..

    А потом меня озарило.

    Это ж открытие у него! Люди-то стали прекрасны в ужасных обстоятельствах, когда иные людоедством спасались. Ленинградцы продолжали держать марку культурной столицы – своим обликом.

    В какой-то религиозной или около неё литературе я раз прочёл, что лица людей (ведущих святую жизнь) преображаются физически. Я это сведение удачно опробовал. Когда мне надо было фотографироваться для смены паспорта в связи с 50-детием, я в фотографии приказал себе думать, что я единственный на планете, кто практически использует теорию художественности Выготского. И таки хорошо получился, что для меня редкость.

    А у Пахомова даже и при почти отсутствии лица – красота. Женских ног.

    Пахомов. В очаге поражения. 1942.

    Или вот – лицо какое… Красивое и в му`ке.

    Пахомов. За водой. 1942.

    Му`ка физическая. Я не представляю себе боли цинги. Кровоточивость дёсен – может, потому так искривлён рот (а всё равно красоту лица не портит)… Геморадическая сыпь на лице – она не видна из-за масштаба… Боль в конечностях – она угадывает по страданию на лице (а красота его неустранима и какая-то это аристократическая красота)…

    А вот красота простушки.

    Пахомов. На Марсовом поле в затишье. 1943 год. 1944.

    Орден у неё… Или медаль. Чего доброго под пулями и снарядами заработала. Смертей и ужасов в раненных навидалась, крови, криков… А на лице не отразилось. О, эти ямочки на щеках – так бы впился губами…

    Это как теперь донечане. Их обстреливают 8 лет, а они мгновенно после обстрела прибирают улицы. И не уезжают из города, хоть можно.

    Я теперь понимаю, почему Пахомову в 1946 году дали Сталинскую премию за эту серию рисунков.

    24 июля 2022 г.

    *- А за что он злится на студентку Института народов Севера? Таким коротким носом можно только злость выразить.

    Пахомов. Студентка Института народов Севера. 1933.

    - За то, что она чемпионка по приспособленчеству.

    Если колхозы основывались на сельской общине, сохранившейся в России аж до ХХ века, то с народами Севера поступили обратно: их втянули в несвойственную им современную жизнь. И сделали это с помощью таких приспособившихся проныр (хоть и не с длинным носом) как портретируемая. Забывая о "вполне “марксистском” выводе В. И. Иохельсона о том, что жизнь коренных народов севера изменится “...только тогда, когда судьба сибирских туземцев перейдет из рук бюрократии в руки народа...”” (https://kamlib.ru/resources/full_text_search/kamchatka-v-tsentralnoy-presse/detail/vydayushchiysya-issledovatel-severnykh-narodov/).

    Как факт, не выпячивающая свою советскость (красным платком) другая студентка этого же Института не покорёжена.

    Пахомов. Студентка Института народов Севера. 1933.

    25.07.2022.

     

     

     

     

09.12.2022
20:00

Надеялся или не надеялся Багрицкий?

    Я думаю о “Смерти пионерки” (1932). Я предполагаю, что осознаваемым идеалом Багрицкого был настоящий социализм (т.е. с государством, отмирающим ради федерации . . .

08.12.2022
15:48

«Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковский что: зверь?

    Филатьев, взявшийся копаться в душе Маяковского, не учёл двух обстоятельств, что Маяковский большой поэт и что он, Филатьев, не имеет художественного вкуса. Из . . .

07.12.2022
16:14

С первого взгляда не похоже, но это акционизм

    Вот это. Тер-Оганьян. Это не бомба. 2011. "Первой в этом ряду можно считать работу Тер-Оганьяна-мл. “Это не бомба” 2005 года: она появилась на волне террористической . . .

05.12.2022
14:29

Откуда, мол, и что это за искусствоведческие новости?

    Что нас всех задолбала ложь во всех СМИ, известно. А вот как против этого восстал художник (так он называется) Тер-Оганьян своими “Тенями” (2002). Но сначала надо . . .

04.12.2022
14:27

Как невольно оболванивают людей (Продолжение)

    Маленькая заноза осталась от моего разоблачения поверхностности одной интернетной горе-развлекательницы репродукциями живописи. Я пропустил одну из трёх . . .

03.12.2022
13:04

Опасное чтение

    Мне (почти всегда с себя начинаю) опять не о чём писать, и я берусь за опасное чтение. Мало что мне гарантирует, что оно не ерунда. В таком случае хороший приём – . . .

02.12.2022
10:54

За что умер художник Пакулин

    Если обычное ницшеанство (активный демонизм) мне нравится за философские глубины (метафизика, иномирие), то почему мне нравится пробуддизм (пассивный демонизм, . . .

30.11.2022
17:59

Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет

    Это я о художнике Самохвалове. Хочу снизить градус похвалы ему как соцреалисту: "Этот художник очень много писал женщин, и это были женщины новой, только что . . .

29.11.2022
12:11

Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать

    Другой это Глеб Напреенко: ""Со мной что-то происходит, я не понимаю, что это такое и почему это творится” — с этого начинается <…>. “Что-то в этом есть” — . . .

28.11.2022
16:22

У меня была одна проблема с Pussy Riot

    И, теперь, благодаря одной искусствоведу-либералке, я её разрешил. Проблема была с акционизмом вообще, если акт был заснят на видео и демонстрировался, как то, о . . .

27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100