Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
14.01.2023 |
Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги
|
13.01.2023 |
Переписка о смене общественного строя
|
13.01.2023 |
|
12.01.2023 |
|
11.01.2023 |
Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»
|
10.01.2023 |
Либералке плевать на эстетическое качество
|
09.01.2023 |
|
08.01.2023 |
Что могли б похвалить либералы
|
07.01.2023 |
Притянуть, что ли, политическую ноту?..
|
05.01.2023 |
|
04.01.2023 |
|
03.01.2023 |
Ещё про ЧТО-ТО ,Õочется начать с полусумасшедшего признания… Как бы интимного. – Вдруг напряженная честность с самим собой мне поможет?.. В ходе эстетического самообразования я насобирал теорий разных, поизменял их, чтоб они стыковались друг с другом, и стал им следовать в своей жизни самодеятельного критика, ни от кого не зависящего. У меня на соответствующем сайте интимность долго была невысказанной. Там над каждой статьёй нарисована загогулина – синусоида с отростками и точкой на ней. Обозначает это тип идеала, которым вдохновлён был автор при создании произведения. Синусоиду я вставляю если идеал считаю подсознательным. Тогда в подзаголовке я пишу: "Художественный смысл". Если не считаю подсознательным, то пишу: "Прикладной смысл". Так для большинства статей о вещах Нетребо у меня исключение. Слова "Художественный смысл" обычно стоят, а синусоиды нету. Я чувствую, что он из глубины души пишет (из подсознания), а с содержанием его идеала я как-то не уверен. Уверенность у меня только в последней о нём статье. Точка стоит на нижнем вылете с синусоиды. Это – ницшеанство. Вот и в рассказе "ЗАКОПАТЬ ГРУЗИНКУ" оно мне чудится. Вообще подсознательный идеал я улавливаю, в частности, по недопонятности. Тут она случилась на третьей строке: "Зачем я закопал ее? Этот вопрос живет во мне, как и многие другие вопросы, накопившиеся за жизнь. У него, "грузинского" вопроса, нет…". ß ведь понял, что в заглавии о грузинке, человеке. Жуть. И обособляющих запятых вокруг ""грузинского" вопроса" íе заметил. И пришёл в изумление от… Не знаю… Неправильного написания, что ли. Когда дочитал, что Грузинкой (с большой буквы) называли девочку в классе, ещё раз вернулся к непонятности. Опять ничего не понял. И только перед концом догадался, что грузинка (с маленькой буквы) – ещё и название странной шапки у одного из учеников класса. Вот её-то повествователь и закопал. Нет, сам Нетребо не невольно это место место запутал, а осознанно. Но сам замысел автора запутать перекликается с чем-то необъяснимым в поведении закопавшего повествователя. Так же (осознанно) не названа довольно прозрачная логика необъяснимости: девочка, в которую "я" влюблён, обратила внимание на владельца шапки-грузинки, болезненного; если его шапку закопать в опавшие листья, умрёт сам мальчик, и внимание девочки, может, переключится на "я". Но и голос "я"-повествователя как-то неуловимо мерцает между сейчас (временем писания рассказа) и тогда (временем, когда он был в начальной школе). Что-то тут чуется от принципиальной Неизвестности в мире, которая находится в подсознательном идеале автора. При всём рационализме авторского текста и мировоззрения (мировоззрение – это именно осознаваемое): "Короче, в томный осенний вечер, наполненный желтизной и грустью, меня впервые посетила мысль — а не сыграла ли там свою роль чёрная магия, исполнителем которой я невольно сделался? Нет, вообще-то, в чудеса я не верю. Но допустим, что сошел с ума, и уверовал. Тогда возникнут резонные вопросы от верующего. Например: ведь для успеха "магии", кроме ритуала, должен быть умысел! А если умысла не было? Не умеет же она, безмозглая, творить "сама собой". Или умеет? Потрафить "сумасшествию"? Под "деньрожденческое" настроение, снисходительно посмеиваясь, — а давай-ка! Что ж, попытаюсь впасть в то детское состояние, прочувствовать себя "тем самым" — и вдруг подсознание, в награду за усердие, черкнёт пояснительную записку". À рассказ – не детский. Тем более, что болезненный мальчик таки умер. Òем более, что я теперь вооружён соответствующей цитатой: "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного" (Ницше Ф. Черновики и наброски 1882-1884 гг. https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma). Íицшеанство состоит в том, что Неизвестность в глубине души становится непереносимой и эта глубина души просится вообще вон из Этого мира с его правилами в принципиально недостижммое метафизическое иномирие, только тем и хорошее, что творцу можно это иномирие выразить. - Чем? - Тут – недопонятностью, реющей в рассказе. 3 января 2023 г.
|
02.01.2023 |
|
01.01.2023 |
|
31.12.2022 |
|
30.12.2022 |
|
29.12.2022 |
Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!
|
28.12.2022 |
Каспар Давид Фридрих и анекдот
|
27.12.2022 |
|
25.12.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"