TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.01.2023
14:45

Вообще отпад

     

    Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу.

    Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию.

    Фатеев. Выше звезд. Из цикла “Заратустра”. 1915.

    Меня зацепило это Заратустра. Женщину я счёл старухой. И взял и спросил поисковик: “Ницше Так говорил Заратустра старуха”. И мне выдало страницу со старухой. Её надо всю процитировать:

    "О СТАРЫХ И МОЛОДЫХ ЖЕНЩИНАХ

    Отчего крадешься ты так робко в сумерках, о Заратустра? И что прячешь ты бережно под своим плащом?

    Не сокровище ли, подаренное тебе? Или новорожденное дитя твое? Или теперь ты сам идешь по пути воров, ты, друг злых?" –

    – Поистине, брат мой! – отвечал Заратустра. – Это – сокровище, подаренное мне: это маленькая истина, что несу я.

    Но она беспокойна, как малое дитя; и если бы я не зажимал ей рта, она кричала бы во все горло.

    Когда сегодня я шел один своею дорогой, в час, когда солнце садится [желтоватый кругляш, что есть на картине, уверил меня, что именно это место иллюстрировал художник], мне повстречалась старушка и так говорила к душе моей:

    "О многом уже говорил Заратустра даже нам, женщинам, но никогда не говорил он нам о женщине".

    И я возразил ей: "О женщине надо говорить только мужчинам".

    "И мне также ты можешь говорить о женщине, – сказала она, – я достаточно стара, чтобы тотчас все позабыть".

    И я внял просьбе старушки и так говорил ей:

    Все в женщине – загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.

    Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребенок. Но что же женщина для мужчины?

    Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки.

    Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное – глупость.

    Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой сладкой женщине есть еще горькое.

    Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина больше ребенок, чем женщина.

    В настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть. Ну-ка, женщины, найдите дитя в мужчине!

    Пусть женщина будет игрушкой, чистой и лучистой, как алмаз, сияющей добродетелями еще не существующего мира.

    Пусть луч звезды сияет в вашей любви! Пусть вашей надеждой будет: "о, если бы мне родить сверхчеловека!"

    Пусть в вашей любви будет храбрость! Своею любовью должны вы наступать на того, кто внушает вам страх.

    Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй.

    Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.

    Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина еще дурна.

    Кого ненавидит женщина больше всего? – Так говорило железо магниту: "я ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно силен, чтобы перетянуть к себе".

    Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

    "Смотри, теперь только стал мир совершенен!" – так думает каждая женщина, когда она повинуется от всей любви.

    И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность – душа женщины, подвижная, бурливая пленка на мелкой воде.

    Но душа мужчины глубока, ее бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает ее. –

    Тогда возразила мне старушка: "Много любезного сказал Заратустра, и особенно для тех, кто достаточно молод для этого.

    Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, он прав относительно их. Не потому ли это происходит, что у женщины нет ничего невозможного?

    А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для нее!

    Заверни ее хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во все горло, эта маленькая истина".

    "Дай мне, женщина, твою маленькую истину!" – сказал я. И так говорила старушка:

    "Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!" –

    Так говорил Заратустра.

    И меня вдруг озарило… Не знаю, согласитесь ли вы… Впечатление ужасного Этого мира, повязанного ненавистной причинностью и законами. Притчевый стиль, как в Библии ненавидимого для Ницше христианства. Ритмизированная проза.

    Так говорил Заратустра: / | - - / | - - / | - |

    Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку: / | - / | / - - | / - - | / - - | / -

    Дай мне, женщина твою: / | - / | - / | - / |

    маленькую истину: / | - / | - / | - / |

    Отчего крадешься ты так робко в сумерках, о Заратустра? / | - / | - / | - - / | - /| - /| - /| - /| -

    Это ж – кандалы для свободного мыслеизложения.

    Это ж похоже на недоницшеанство (см. тут). Ненавистное. Приземлённое. На свою сверхпользу заточенное. Это ж всё – путь к сверхвзрыву, взрыву такой силы, что вышвырнет тебя вон вообще из Этого мира в метафизическое иномирие.

    А Фатеев, не найдя иного способа сказать Этому несвободном миру “фэ” (бледнопись у него от неуверенности в своей собственной правоте), - Фатеев берёт и иллюстрирует “фэ” Ницше зачёркиванием слева направо и сверху вниз.

    Во такой кандибобер…

    И я телепаю, что его вдохновило. Не буквально, но оно носилось в воздухе.

    За два года до того Ленин написал такие слова: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно” (http://leninvi.com/t23/p043). Большевики создавали впечатление, что они точно знают, какое и как построить лучшее будущее. Фатеев как бы предчувствовал тоталитаризм и содрогался.

    В то же время революции в физике, одна за другой, намекали на прямо противоположное видение мироустройства. Специальная (1905) и общая (1915) теория относительности, ядерная структура атома (1911), волновая природа рентгеновских лучей (1912), квантовая теорию атома водорода (1913), квантованные уровни энергии в атоме (1914). В макромире этому аналог был в свободе воли. Но – очень смутно. – Отсюда бледнопись.

    Есть у Ницше в книге и проблески позитивные.

    Вот он проповедовал-проповедовал высшим людям (а те не высшие – см. выше) и скис.

    "Говоря эти речи, Заратустра стоял около входа в пещеру; а с последними словами ускользнул от гостей своих и выбежал ненадолго на свежий воздух.

    "О чистые запахи вокруг меня, – воскликнул он, – о блаженная тишина, меня окружающая! Но где же звери мои? Ко мне, мой орел и змея моя!

    Скажите мне, звери: быть может, дурной запах исходит от этих высших, когда они собираются все вместе? О чистые запахи вокруг меня! Лишь теперь понимаю и чувствую я, как люблю вас, звери мои!".

    И снова Заратустра повторил: "Я люблю вас, звери мои!". И когда говорил он слова эти, змея и орел приблизились к нему, подняв на него взоры. Так стояли они тихо втроем, вдыхая в себя чистый воздух и упиваясь им. Ибо здесь он был лучше, чем у высших людей”.

    И вышел от них на воздух. И позвал змею и орла. И ему немного полегчало после них, тоталитаристов (в них "злой дух”). Может, и ритмизированность здесь слабее?

    И снова Заратустра повторил: - / | - /| - /| - / | - / |

    Я люблю вас, звери мои: - - / | - / | - - / |

    Не шибко… – Придётся проглотить.

    И тогда зачёркивать Фатееву не надо изображение этой сцены, и можно позитивные краски подобрать для такой минуты.

    Научные революции в физике как-то до Фатеева докатились как альтернатива Порядка (с негативными ассоциациями от Порядка, судя по Этому миру). И это толкнуло на некое повторение мечтательного символизма границы 19 и 20 веков. Только то был какой-то облачный, тающий, что ли (из-за неясности, что ж это за будущее),

    Чюрлёнис. Сотворение мира V. 1906.

    а этот какой-то графический, с линиями.

    Фатеев. Музыка сфер. 1929. Бумага, темпера.

    В общем, понятно, что это – антисоветским настроением рождённое искусство. И понятно, почему организация этих художников была разогнана.

    11 августа 2022 г.

31.12.2022
19:20

Иномирие

    Верный себе, я и в этот раз начинаю с себя. Плохо, что не первый раз жалуюсь на одно обстоятельство. На иномирие. Им меня озарило при чтении диссертации одной. Она, . . .

30.12.2022
19:35

Недоницшеанство

    Такое я слово выдумал. Для обозначения якобы ницшеанцев, но совсем не идеалистов с мечтой о побеге из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое . . .

29.12.2022
11:45

Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!

    Режиссёр Кубаев – “С чего начинается родина” (2014). Год Русской весны. Смотрел я с того места, когда капитан КГБ СССР Громов говорит непосредственному начальнику, . . .

28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо . . .

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

20.12.2022
16:13

Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты

    Романтик это делает для выражения красоты своей внутренней жизни, в которую он бежит из внешней, страшной своими проявлениями. Уж вечер... облаков померкнули . . .

19.12.2022
14:12

Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю

    Если окажется, что я не прав, я повинюсь. И все дела. Зато я не притворяюсь. Мне показалось, что то, что мне хоть что-то говорит с выставки “Гении и шедевры” 2011 года, . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

17.12.2022
11:52

А чего мне стесняться?

    Картина остановила взгляд – смотрю и фантазирую. Евграфов Н. И. В поле. 1930-е годы. Фантазирую, сообразуясь с датой создания. Колхозы тогда устанавливали. Кто-то был . . .

16.12.2022
12:05

Я такого не читывал

    Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – . . .

15.12.2022
19:08

Жестокость

    Я жестокий человек. Не знаю, почему. Наверно, из-за склада ума. А ещё – из-за того, что я как бы почти не жил всю жизнь. Многое что себе запретил и выдержал запрет. На . . .

14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы . . .

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100