Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
14.01.2023 |
Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги
|
13.01.2023 |
Переписка о смене общественного строя
|
13.01.2023 |
|
12.01.2023 |
Рискую напропалую
Вот эти слова: "В живописных работах, появляющихся по меньшей мере с того же 1949 года, художник изображает Ленинград, ещё недавно бывший, по выражению Екатерины Андреевой, “гигантской братской могилой”. Город был очень сильно разрушен, и эта повседневная, практически будничная руинированность настолько вошла в обыденное сознание его жителей, что у Арефьева проявилась не столько непосредственно в сюжетах, сколько в самом способе изображения. Несмотря на декларируемое неприятие “формализма”, художник зачастую вносит деструктивные элементы в поверхность картин. Иногда они поцарапаны, а в случае, например, с “Белой ночью”(1951, “Царскосельская коллекция”) элементом живописного изображения становится пустой, непокрытый краской участок холста. Таким образом, можно сказать, что живописный строй работ Арефьева, все те эффекты, которые в них можно увидеть, неслучайны и связаны, по всей видимости, с блокадными / постблокадными реалиями, в которых происходило становление художника. Поэтому можно предположить, что живая естественная телесность уходит из работ Арефьева не случайно” (Г. А. Соколов). Так вот эти слова, я предполагаю, относятся не к этой картине, Арефьев. Белая ночь. 1951. Холст, масло. а к этой: Арефьев. Белые ночи. 1949. Ну в самом деле, во второй картине полно белого, которое я предполагаю как незакрашенный белый грунт на холсте (лично я только на белом грунте рисовал – такими продавались в изомагазине картоны). А на что в первой картине мне думать, что это грунт? На дорожку в траве, что ли? Правда отсутствие незакрашенного холста тут заменяется ультракоряво нарисованным забором. Но рискую я не этой поправкой специалиста всё-таки, а тем, что мне как-то не светит объяснить разрушительный пафос Арефьева: что социального выражает его корёжение натуры, которой помогает послевоенная разруха в Ленинграде. Развалина в первой картине – крайний слева дом. Во второй – крайний справа. В чём социальном нонконформизм Арефьева? Вот как рисовали Ленинград в те же годы конформисты. Куприянов. Ленинград. Нева. 1949. Семенов. Пушкинский дом в Ленинграде. 1951. Русакова. Городской пейзаж. Около 1947. Никаких следов войны и специфическая питерская красота проспектов и набережных. Проблеск надежды разгадать сердитость Арефьева я вычитал у Любови Гуревич, процитировавшей Высоцкого: ""Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули / Из напильников сделать ножи”, ̶ пел Высоцкий о послевоенных подростках” (https://samizdat.wiki/images/e/e1/%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%B8.pdf). Отсутствие высокого, каким были полны 20-30-е годы (энтузиазмом вот-вот осуществящегося построения социализма) и каким были полны военные годы (предощущением великой победы). Для Высоцкого криминал был образом р-р-раз, и достигнутого идеала, подсознательного идеала настоящего социализма, когда самодеятельность ежедневно усиливается за счёт потакающего государства, пока оно не исчезнет совсем, что означит наступление коммунизма. А что? Вполне годится быть бензином того пожара в душе Арефьева, который он раздувал своим экспрессионизмом. Тогда понятно и это волшебное розовое и красное свечение домов белой ночью в приведённых выше репродукциях. – Жажда великого, которой приходится прозябать. Ибо страна ещё до смерти Сталина как-то утратила коммунистическую перспективу. И правда. Ежегодное сталинское снижение цен работало на возведение в идеал материального потребления. Даже теория для будущего провозглашала неограниченное материальное потребление. Речь шла кругом о восстановлении народного хозяйства. И только в создании атомной бомбы и атомной энергетики дело шло о постиндустриальном обществе. Но. То ж было дело секретное. Никто ж о нём не знал до 1949 года. Даже и работавшие там не знали – большинство. А когда все узнали – это было какое-то чужое дело. Не наше. На нашу ежедневную жизнь не влияющее. Гореть же хочется – ежедневно. И тогда становится понятной вторая ошибка Г. А. Соколова, что "телесность уходит” из его пейзажей. Наоборот! "Усиление цвета” (https://samizdat.wiki/images/e/e1/%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%B8.pdf) характерно для них и всей группы его единомышленников. Экспрессионизм – искусство сверхсильной страсти. Насколько далеко то, что у них подсознательный идеал, настолько сильней они неосознаваемо хотят его достижения, настолько не терпимы они к мешающему окружению. Настолько сильно они корёжат изображаемую натуру-противную-действительность. Точно как Луначарский говорил про первый экспрессионизм почти вековой давности, что это крик: “Боже! Зачем ты нас оставил!?” Только теперь это крик: “Коммунизм! Зачем ты для нас пропал!?” – Всё – подсознательно, конечно. При таком экстремистском идеале ясно, что разруха в Ленинграде была только поводом для корёжения изображаемой натуры. Разрушенные здания вполне можно было заменить непереносимо скучными зданиями. Арефьев. Ночной пейзаж. 1955. Первые две репродукции ещё имеют какую-то живописную прелесть, одна аж может остановить внимание, будучи в музее повешена среди разных разностей – этим каким-то мистическим бледно-фиолетовым свечением. А тут – полный отпад. Гладкая серость бесподобна. В первых двух ещё есть прямая перспектива какая-то, а тут – совершенное издевательство над нею. – Эту вещь, наверно, надо считать более сильной, поскольку она более безобразна. 21 августа 2022 г.
|
11.01.2023 |
Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»
|
10.01.2023 |
Либералке плевать на эстетическое качество
|
09.01.2023 |
|
08.01.2023 |
Что могли б похвалить либералы
|
07.01.2023 |
Притянуть, что ли, политическую ноту?..
|
05.01.2023 |
|
04.01.2023 |
|
03.01.2023 |
|
02.01.2023 |
|
01.01.2023 |
|
31.12.2022 |
|
30.12.2022 |
|
29.12.2022 |
Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!
|
28.12.2022 |
Каспар Давид Фридрих и анекдот
|
27.12.2022 |
|
25.12.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"