TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю. Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я . . .

14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для . . .

13.01.2023
19:45

Переписка о смене общественного строя

    1. Помещено на мой дзен-канал. Отступаю от себя. Беру прикладное искусство. Ничего не анализирую (да и нечего). Всё ясно. А просто перепечатываю. Леонид Кулаков: . . .

13.01.2023
14:29

Эх! Разоблачу!

    Прилепина как инициатора создания Русского художественного союза… Вот такого тезиса из “Концепции" этого союза: "…желание авангардистов “бросить прошлое . . .

12.01.2023
12:52

Рискую напропалую

    Вот эти слова: "В живописных работах, появляющихся по меньшей мере с того же 1949 года, художник изображает Ленинград, ещё недавно бывший, по выражению Екатерины . . .

11.01.2023
19:35

Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»

    Я был так увлёчён разоблачением одной искусствоведши, что мне было не до смотрения фильма, идущего по ТВ. А потом я статью кончил, встал из-за стола и включил . . .

10.01.2023
13:22

Либералке плевать на эстетическое качество

    Я прочёл у либеральной искусствоведши: "У Перова есть, например, чудовищная картина на материале русского раскола — “Никита Пустосвят”” (Ельшевская) . . .

09.01.2023
18:13

Ух ты, какой петух, Пьецух!

    Когда я дочитал до места, где к Марку пришли ночью чекисты (а это 1950 год), мне захотелось узнать, когда Пьецух рассказ “Шкаф” написал. – Оказалось – в 1997-м. И я . . .

08.01.2023
13:25

Что могли б похвалить либералы

    Сколько я ни занимаюсь анализированием живописи, я остаюсь потрясающе слеп к деталям. Никогда не обращал внимания в “Последнем дне Помпеи” (1834) Брюллова на . . .

07.01.2023
15:59

Притянуть, что ли, политическую ноту?..

    С художником Пименовым у меня было всё в порядке. Я видел в нём импрессиониста. Для себя я выработал догму, что идеостили имеют формулу – что они выражают . . .

05.01.2023
15:05

Надо закрепить достигнутое

     

    Речь о Тимуре Новикове, ленинградском художнике нонконформисте (1958 - 2002).

    Нонконформизм – это неприспособленчество. Не нравилась ему обязательность соцреализма, так называемого (улавливающего, мол, ещё не заметные другим ростки социального прогресса, который есть социализм, про который вскоре после рождения Тимура уже никто не знал, в чём тот заключается, и потому метод выродился в оптимизм, выражаемый натуроподобно).

    И, похоже, уже в 18 лет Тимур затосковал.

    Новиков. Пейзаж. 1978. Холст, масло.

    Даже луна у него не яркая. И это не от изображённой погоды, это – пейзаж души.

    Новиков. Автопортрет. Конец 70-х. Бумага, тушь.

    Глядя на это потрясённое лицо, можно представить, как близко к сердцу он принял несоответствие официально самого прогрессивного, мол, общественного строя и самой лучшей страны с тем, что видел он. И в плане материальном и в плане идеальном. В центре загнивающего, мол, капитализма – богатство, а у нас – брежневский застой, так называемый, о конвергенции социализма с капитализмом задумались. И Новиков был против. И ничего, маленький человек, не мог сделать. Кроме как убежать в малочувствие, в пробуддизм некий*.

    Новиков. Пейзаж. Конец 70-х. Бумага, соус.

    Новиков. Пейзаж. 1980. Холст, масло.

    Вживаться в такое мироотношение грустно, а мне и неприятно. Дело в том, что у меня догма, что экстремистский идеал (а пробуддизм именно такой) это навеки. А я знаю по двум прежним разборам картин Новикова, что он со второй половины 80-х не пассивный ницшеанец (пробуддист), а активный. И как мне быть с моей догмой? – Неприятно. – Придётся смириться.

    В чём моё достижение насчёт Новикова-ницшеанца?

    "Видя, как Советский Союз окончательно отказывается от себя, подчиняясь всецело философии Потребления, которую сколько ни высмеивал поп-арт, а вот она одерживала новую победу, Новиков решил драться иначе. Поп-арт издевался над блезирностью аристократизма среднего класса. В издевке он мечтал, что хоть настоящий аристократ – сверхчеловек, способен послать весь Этот скучный-прескучный мир с правилами, логикой и самой причинностью к чёртовой матери – во имя принципиально недостижимого метафизического иномирия. И, получалось, что Этот мир плевал на такие посылания к чёртовой матери. Так может, - подумалось Новикову, - перестать издеваться? Может, не от плохости Этого мира плясать, а от красоты иномирия? Вдруг красота иномирия сквозит уже в лжекрасоте блезирного аристократизма?” (см. тут).

    Долгий и нудный поиск привёл меня к разгадке того механизма, который изменил мироотношение художника. Я набрёл на сочинение художника “Знаковая перспектива” (1989).

    Он обнаружил, что переживание удовольствия лежит буквально под ногами:

    "Глаз, откидывая все лишнее, все время ищет точку, на которой можно остановиться, сфокусироваться” (https://timurnovikov.ru/storage/docs/lecture/87_znakovaya.pdf).

    Могу судить по себе. – Я теперь веду почти буквально отшельничекскую жизнь. Занимаюсь исключительно поиском, что б из живописи, что как-то непонятно для большинства, перевести словами в понятный вид и для себя, и для всех. Ну, плюс, ем, сплю и т.д. И зимой гуляю вдоль набережной. И из-за отсутствия темы для очередной статьи при гулянии этом думать зачастую не о чём. А море – пустое. Как-то так тут. И только в скольких-то километрах от берега стоит бело-красный корабль в связи с найденным на шельфе месторождением газа. Корабль еле видно, особенно мне, плохо видящему. В иную погоду и вовсе не видно. Так мне удовольствие его искать глазами и находить. И делать это много раз из разных мест моей прогулки.

    Вот такое удовольствие стал давать и Новиков. И это образ и достижимости некой того принципиально недостижимого идеала метафизического иномирия, и возможной красоты его самого.

    Новиков. Звери. Середина 1980-х. Ткань, акрил.

    Новиков. Белые ночи в Сибири. 1988. Ткань, акрил.

    Новиков. Верблюд и химический завод. 1990. Ткань, акрил.

    Новиков. Ленинград. 1989. Ткань, акрил.

    Новиков. Луна. 1990. Ткань, акрил.

    А может, сосредоточить взгляд – это не такую уж и активность, мало чем отличается от тратаки, приёма йоги.

    15 августа 2022 г.

    *- Судя по некоторым сведения о Новикове, он, если поначалу и вдохновлён был подсознательным идеалом пробуддизма, то вскоре его осознал:

    "…идеям ноль-философии движения “нулевиков”, созданного Новиковым с друзьями в самом начале 1980-х годов” (Хлобыстин).

    Хоть сам Хлобыстин пытается натянуть на Новикова другое мироотношение – постмодернизм, отказ признавать что-то в ранге идеала.

    16.08.2022.

     

04.01.2023
18:37

Горе от ума

    Иногда, чтоб понимать, что я читаю, мне приходится отвлекаться на чтение статей и книг авторов, чьи мысли употребляет тот основной автор, которого я читаю. И очень . . .

03.01.2023
20:28

Ещё про ЧТО-ТО

    ,Õочется начать с полусумасшедшего признания… Как бы интимного. – Вдруг напряженная честность с самим собой мне поможет?.. В ходе эстетического . . .

02.01.2023
23:01

Красяво

    Вообще-то я не думал писать о художнике Синеве. Хоть меня, можно сказать, просили. Его репродукция помещена на одном сайте как повод для, так называемого, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100