TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.10.2022
10:39

Зачем козочка

    По привычке начинать с себя начинаю с себя… На меня иногда находит что-то… хандра не хандра, и тогда я беру и смотрю фильм Фоменко “Почти смешная история”. И . . .

09.10.2022
19:04

Меня самого иной раз смущает моё просветительство

    Благо, формализм свирепствует, и я как-то подпитываюсь энергией ненависти к нему. Ну вот смотрите, что несут формалисты на вот такую душепротивность. Арефьев . . .

08.10.2022
23:44

Вась-вась

    "О чём я мечтаю больше всего, это об искусстве равновесия, чистоты, спокойствия, без сюжетов сложных и мятежных, которые были бы неизменно хороши, как для . . .

07.10.2022
16:43

Как я оторвался от масс

    Я почему-то жил граждански активным человеком. А то было время, - после шестидесятничества, - когда все привыкли, что гражданская активность только формально . . .

06.10.2022
09:27

Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно

     

    Это я опять в претензии к искусствоведу.

    Мне в самом начале эстетического самообразования повезло – попалась книга Гуковского “Изучение литературного произведения в школе”. Из неё я узнал то, что за всю школу так и не усвоил – что произведение искусства – как море: его вкус можно узнать по одной капле. Это как Земля: в каждой её точке есть только одно направление, которое указывает компас. Вообще-то в произведении искусства не абсолютно всё указывает на идею целого, но, в общем, примеры близки к истине. И я впадал в неизменный восторг, когда читал про очередную кучу деталей произведения имярек, “говорящих”, оказывается, об одном и том же.

    Если вы слышали, что начало “Евгения Онегина” – отголосок басни Крылова, то уж точно не слышали, зачем Пушкин так поступил. Этого и сам Пушкин не знал. А оказывается, Пушкин просто выстраивался в затылок Крылову, открывшему реализм. Чтобы затушевать того пионерство, Пушкин никогда не вторгся в область басни. А “Евгений Онегин” считается совершенно реалистическим произведением, без теней романтизма, ещё мелькавших в предшествовавших вещах. – Вот вам результат моего тщательного изучения книги Гуковского. Антипоучение, крыловскость, характер авторского балагурства… всё в одну степь – в реалистическую. Даже онегинская строфа, обеспечивающая бесконечную неповторимость, казалось бы, одного и того же порядка рифмовки строк.

    Так самообразовавшийся я не смог спокойно отнестись к неорганизованной каше признаков художества Тимура Новикова в предыдущей статье-переработке статьи Щетининой. В её статье 5 репродукций, все обсуждены, есть обсуждение и не приведённых в журнале репродукций. Но только об одной картине мне удалось всё, сказанное о ней Щетининой, свести воедино – к образу недостижимости метафизического иномирия, подсознательного идеала Новикова-ницшеанца (о чём сама Щетинина и не помышляла, наверно).

    А с остальными ничего не получается. И мне нехорошо. – Вдруг само признание этого что-то породит…

    .

    Видя, как Советский Союз окончательно отказывается от себя, подчиняясь всецело философии Потребления, которую сколько ни высмеивал поп-арт, а вот она одерживала новую победу, Новиков решил драться иначе. Поп-арт издевался над блезироностью аристократизма среднего класса. В издевке он мечтал, что хоть настоящий аристократ – сверхчеловек, способен послать весь Этот скучный-прескучный мир с правилами, логикой и самой причинностью к чёртовой матери – во имя принципиально недостижимого метафизического иномирия. И, получалось, что Этот мир плевал на такие посылания к чёртовой матери. Так может, - подумалось Новикову, - перестать издеваться? Может, не от плохости Этого мира плясать, а от красоты иномирия? Вдруг красота иномирия сквозит уже в лжекрасоте блезирного аристократизма?

    "…удивление вызывает и то, что незамысловатые материалы, два куска ткани, в которых трудно заподозрить большие эстетические возможности (это же не потусторонняя просвечиваемость мрамора), обладают большим разнообразием художественных эффектов” (Щетинина).

    Новиков. Маяк. Конец 1980-х. Ткань, бумага.

    (Ну, надо предполагать – чтоб привязать блезирный аристократизм – что перед нами катание богатеньких туристов по Арктике.)

    Новиков, можно думать, поначалу тут ещё по инерции следовал за насмешничающим поп-артом. Но потом от насмешек осталась только наброшенность материи, а весь интерес перешёл к классицизму разных культур.

    Они имеют, каждый, свою красоту. Например, китайскую: "равномерное распределение элементов композиции в пространстве, стремление к насыщению поверхности плотным орнаментом” (Там же), и, например, античную: "эстетика обнаженного тела” (Там же). Новикову остается только каким-то некричашим образом, академично, это соединить, и готово.

    Новиков. Амур в Китае. 1992.

    Жаль, в данном случае Щетинина не назвала академического приёма, применённого Новикоым от себя (не от китайцев и не от древних греков), а его угадать я не берусь.

    Во всяком случае, если тщательнейшим образом подобрать друг к другу цитаты и репродукции, то получается – вы видите – искомый принцип “в каждой капле чуется вкус моря”. Здесь – достижимость красоты в искусстве (не в жизни!) есть образ недостижимого иномирия, в котором всё есть не такое, скучное, как в Этом мире.

    23 июня 2022 г.

04.10.2022
09:30

В отчаяньи он написал…

    У антисоветчицы Яхиной в очень вкусно написанном романе “Дети мои” есть такое замечание: несмотря на репрессии 30-х годов и общий молчаливый страх взрослых дети . . .

03.10.2022
20:04

Расслабиться хочется, что ли…

    Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения . . .

02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100