Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
10.10.2022 |
|
09.10.2022 |
Меня самого иной раз смущает моё просветительство
|
08.10.2022 |
|
07.10.2022 |
|
06.10.2022 |
Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно
|
04.10.2022 |
|
03.10.2022 |
|
02.10.2022 |
А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?
|
01.10.2022 |
Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)
|
30.09.2022 |
|
29.09.2022 |
Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника
|
27.09.2022 |
И фамилия-то какая – Поперштейн
|
26.09.2022 |
Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм
|
25.09.2022 |
|
24.09.2022 |
|
23.09.2022 |
|
23.09.2022 |
|
22.09.2022 |
|
21.09.2022 |
Причина заморочки со спиралью в живописи
Сперва художников просто считали общающихся с богами (убогие – у Бога). По мере краха религии перешли к подсознательному идеалу как вдохновению. Но суеверия не отпускают. "Половина деканического календаря – это 126 лет, и это 3,5 цикла, 3,5 градуса прецессии (смещения земной оси). В то же время семиконечная Звезда Магов за сутки делает ровно 3,5 оборота” (https://iknigi.net/avtor-iolanta-prokopenko/82573-sakralnaya-geometriya-energeticheskie-kody-garmonii-iolanta-prokopenko/read/page-5.html). Темнота мировоззренческая не чужда и искусствоведам, вот одна из них увидела 3,5 витка спирали в рафаэлевской “Мадонне в кресле” (1513-1514). Даже лишила картину формы круга, какую та имеет. Спираль не взялась с бы с ним. Наплевала на то, что спираль получилась не архимедова (у той витки всюду на одном расстоянии друг от друга), которую приняли за многосмысленную. Наплевав, что первый виток не круглый, что второй виток не поддерживается узором на зелёном платке, что третий виток почти на всём протяжении ничем не поддерживается, а полностью произвольный, что четвёртый виток, поддержанный круглой рамой, искусственно не продолжен дальше по кругу, чтоб получить именно 0,5 витка. Нет. Надо притянуть магию сегодняшнего пошиба, чтоб одухотворить невоцерквлённых зрителей: "…мы с вами увидим, что это спираль в три с половиной оборота. Это не потому, что я при думала, что это спираль в три с половиной оборота, а потому что именно так была организована композиция этой картины. Она сначала была организована, а уже потом она была осмыслена как образ. А что такое спираль в три с половиной оборота [и на экране появляется фото какой-то галактики в созвездии Большая Медведица, как показал поиск по картинке; причём сфотографированы две спирали в полтора оборота каждая]? Что такое спираль в три с половиной оборота, как не, - очень широко и тогда, и сегодня известно, - знак вселенский, знак о сущности, знак вообще построения Вселенной. [Она не знает, что в 1936 году Хаббл предложил классификацию видов галактик по мере их развития, где начальная стадия шарообразная, а спиральная (обязательно две спирали, а не одна) есть одна из фаз; про скопления галактик, как устройство Вселенной, она не слышала; и не в том дело, что астрономию убрали из школьной программы в 1993 году, эта искусствовед, 1930 года рождения, её учила в 1946 году, но у неё душа не лежала к точному знанию, и она осталась мировоззренчески хромой] А также спираль, которая находится на панцире улитки [и даётся кадр улитки со спиралью в 4,5 витка], что одно и тоже. Это что: случайно? Или Рафаэлю было ведомо? Ну конечно это было ведомо. Потому что, начиная ещё со Средних веков, начиная ещё со строительства готческих соборов вписывание фигуры в символы композиции. Рафаэль ВЛАДЕЕТ этим искусством. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. У них у всех есть общая черта. Они прежде, чем что-либо делали, они структурировали свои произведения. И Рафаэль в этом смысле первейший” (https://www.youtube.com/watch?v=-GOfswn4gbU). Она формализовала работу на художника. На самом деле тот начинает с вдохновения. ""Композиция — это сочинение, выдумывание, изобретение” как “акт свободной художнической воли”. К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент “изобретения, выдумывания”, свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на “сочинение историй” в противоположность средневековой традиции следования образцам (итал. сomponimento — сочинение)… Каждой идее соответствует определенный архетип: вертикаль, крест или квадрат, треугольник, горизонталь, окружность” (Википедия). Рафаэль и правда эту вещь структурировал - тут круг. Окружность нужна для выражения тесноты, камерности, интимности. Здесь она поддержана не только рамой, но и дугами расположения рук и ног: левой руки Христа, правой руки Мадонны, ступнями Христа, коленями Мадонны. А зачем интимность? Идеал-то (гармонии низкого и высокого) сознанию не дан. А вокруг в домах висят иконы с золотыми небесами-фонами. Вот Рафаэль и нарисовал противоположное: крестьянскую семью в тёмной комнате. Еле-еле только пририсовал нимбы, причём Христу совсем не пририсовал! Сознание Рафаэля, надо думать, от такого противоречия с религиозной действительностью в возмущение не пришло. Потому что ЧТО-ТО оказалось выраженным – тот самый идеал гармонии низкого и высокого. Формализму места не должно быть. Художник, настоящий, не придумывает сначала символ, чтоб потом вписать в него фигуры, а мучимый неясным требованием выразить ЧТО-ТО, словами и символами невыразимое, приступает к холсту, вслушиваясь во что-то в себе. Так должен бы поступать и искусствовед. А не городить мало чему на картине соответствующую спираль. Но искусствовед городит во всеоружии своего вкрадчивого голоса, пассов руками, закадровой музыки, веры в эту минуту самому себе. И… Ей-богу способен внушить, что белое это чёрное. Впадаем же мы в гипноз под действием гипнотизёра, сами того не желая. Так и тут. 13 июня 2022 г.
|
19.09.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"