TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе . . .

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

11.10.2022
12:37

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

    Мне аж противна моя изворотливость… Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во . . .

10.10.2022
10:39

Зачем козочка

    По привычке начинать с себя начинаю с себя… На меня иногда находит что-то… хандра не хандра, и тогда я беру и смотрю фильм Фоменко “Почти смешная история”. И . . .

09.10.2022
19:04

Меня самого иной раз смущает моё просветительство

    Благо, формализм свирепствует, и я как-то подпитываюсь энергией ненависти к нему. Ну вот смотрите, что несут формалисты на вот такую душепротивность. Арефьев . . .

08.10.2022
23:44

Вась-вась

    "О чём я мечтаю больше всего, это об искусстве равновесия, чистоты, спокойствия, без сюжетов сложных и мятежных, которые были бы неизменно хороши, как для . . .

07.10.2022
16:43

Как я оторвался от масс

    Я почему-то жил граждански активным человеком. А то было время, - после шестидесятничества, - когда все привыкли, что гражданская активность только формально . . .

06.10.2022
09:27

Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно

    Это я опять в претензии к искусствоведу. Мне в самом начале эстетического самообразования повезло – попалась книга Гуковского “Изучение литературного . . .

04.10.2022
09:30

В отчаяньи он написал…

    У антисоветчицы Яхиной в очень вкусно написанном романе “Дети мои” есть такое замечание: несмотря на репрессии 30-х годов и общий молчаливый страх взрослых дети . . .

03.10.2022
20:04

Расслабиться хочется, что ли…

    Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения оснований для них.

    А я, грешен, эссе люблю. Из-за безнадёжности мне достучаться до внимания сто`ящих учёных. И строю со сластью якобы логические цепи… Красиво иногда получается… Вдруг кто-то когда-то докажет, что и объективно так оно и есть…

    Прочитав (тут), что у Тимура Новикова последний период творчества "с конца 1980-х… связан с направлением “неоакадемизма”, меня осенило…

    Ведь что такое конец 1980-х? – Это, очень грубо говоря, возврат от из неэксплуататорского строя в эксплуататорский. Зеркальный когдатошнему переходу от первобытно-общинного строя, неэкспуататорского, к эксплуататорскому, рабовладельческому. Одинаковый ужас должны были испытывать и древние греки и совки. Так если древние греки от этого ужаса побежали в красоту, какой в реальности нет и можно к ней только приблизиться – в искусстве, то естественно появление "неоакадемизма” в конце 1980-х!..

    Вдруг к мутноватым сентенциям Щетининой о Новикове надо прислушаться и уловить там и у Новикова красоту?.. До сих пор при чтении настолько для меня невнятную красоту, что я было подумал, что это обычное словоблудие искусствоведческое…

    Новиков. Аполлон, попирающий красный квадрат. 1991.

    Что там не обман, что в маленькой фигурке действительно красавец Аполлон, можно убедиться на большом увеличении.

    Ну… Аполлон, золотая ткань… можно и красный квадрат к красоте причислить… Это естественно, но как-то слабо творчески. Если ткань фабричная. И образ Аполлона и красного квадрата не новы, собственно. Какая ж красота в повторении?..

    Зато, Щербинина пишет: "гармоничное сочетание фигуры скульптуры, масштаба фона и квадрата”…

    Загадочно.

    Можно это как-то проверить?

    "Будь квадрат больше, он бы задавил изображение Аполлона, перетянул все внимание на себя”.

    Надо, наверно, соглашаться. Хотя чувствую, что тут велика роль внушения авторитета художника.

    "Будь больше Аполлон, он бы вывалился из полотна”.

    Опять дело внушения, по-моему.

    "Если сократить объем золотой плоскости, было бы потеряно единство двух центральных деталей. Концентрация сосредоточенного на них внимания была бы снижена”.

    Может, и так.

    С чем можно согласиться – с явным желанием Новикова добавить к заимствованной гармонии, прошлой, свою, нынешнюю. Она, мол, есть! Если не в жизни, то в условности: в произведении его собственном. Как вера ницшеанца, что хоть метафизическое иномирие принципиально и не достижимо, зато сотворим его образ.

    .

    На сокровенное мироотношение художника, вы видели, я вышел от единственного слова в статье – “неоакадемизм”. А ну-ка перечитаю её. Что о его мироотношении написала Щетинина?

    "квинтэссенция традиций русского искусства”.

    “отразившее дух времени постсоветской России”.

    “Сила эта скрытая, неявленная”.

    “переживания, которые скептический зритель никак не ожидает встретить в искусстве после 1900 г.”

    “строго регламентированное явление”.

    “чтобы зритель испытывал душевный подъем”.

    “идеи государственности и централизации”.

    “был заказ общества на изображение внутреннего мира человека”.

    “соединился с поиском простых лаконичных форм”.

    “не поддался искушению вернуться к академическому искусству буквально”.

    “надежда на демократические идеалы”

    “работы Тимура просто кричат о своей несерьезности…Эти полотна никогда не натянуты на раму. Как нарочно, они развешаны так, что провисают, создавая ощущение неряшливости. Хочется подойти и разгладить, поправить складки, убивающие весь пафос музейного экспонирования… Полотна Тимура нарушают правила хорошего музейного тона. В них нет и следа озабоченности качеством, аккуратностью и выглаженностью”.

    “изображают космическую глубину”.

    “Полотна Новикова — идеальный объект для созерцания… гармонической красоты”.

    “Никто в классическом искусстве на вас не набросится с кулаками и не начнет барабанить по лицу, вмазывая эмоции через глаза. Академическое искусство может остановиться задолго до предельного состояния”.

    И ещё много-много про классику.

    Но угадать, что есть тот идейный центр, к которому сходится вся описанная каша – нельзя. Если не вспомнить про ницшеанство. Которое в сознании Щетининой отсутствует. Или его стыдятся называть…

    22 июня 2022 г.

02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100