Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
18.09.2022 |
Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться
|
17.09.2022 |
|
16.09.2022 |
Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.
|
14.09.2022 |
Смелого пуля боится Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и новаторство”. По-прежнему выходов к мироотношению художников – нет. Попробую восполнить. Ухватываюсь за такие слова о таком произведении: Тамбовцев. Пикалов мост. 1974. "Исследователи отмечают, что подчеркнутая материальность среды, предметность архитектурного мира напоминают гравюры В. А. Фаворского 1920-х гг.”. Со ссылкой, что это мнение Мямлина. А мне открылось, что Фаворский сделал революцию в ксилографии: фон – чёрный, штрихи – белые. И для чего? – Для красоты, которая подвластна Злу*. Что плохо. Как плохо то, что в СССР явно строят не социализм с курсом на превалирование самоуправления над потакающим государством вплоть до исчезновения этого государства, что означит наступление коммунизма. Никакого подсознательного идеала. Всё осознано. Но артистизм берёт своё, и – перед нами контрасты. "Он [Тамбовцев] передает их с намеренным подчеркиванием объема и пространства, с большим вниманием к выявлению специфики графического листа. В ксилографии “Пикалов мост” (1974) темные, сочные пятна контрастируют с белизной бумаги, оставленной нетронутой штихелем вокруг человеческих фигур и архитектурных деталей. Здесь геометрически строгая штриховка соседствует со свободно положенным белым штрихом”. Социализма в 1974-м так же не было, как и при Фаворском… Одна загвоздка – не 19-го ли века одежда на женщине? И шляпу мужскую соответствующую можно подыскать. Правда, фонарей таких не было в 19 веке. 1908-1909. https://www.citywalls.ru/house15756.html?s=kdtgqhrsj3ptmoo2982525sge2 А в 70-х годах они были точно такие. Что делать? Или ничего? И в 1977-м тоже в похожем на салоп ходили. Но меня как-то смутно бередит та смелость, с какой Тамбовцев обеспечил контраст "с белизной бумаги, оставленной нетронутой штихелем вокруг человеческих фигур и архитектурных деталей”. Да и не только. Он и часть мостовой оставил белой, и две части неба, слева и справа. – Неужели красота исчезнет, если эту белизну убрать? С грубой большой белизной гораздо красивее. Чёрное Зло эффектнее. Сладостнее ему отдаваться, раз недоволен серой действительностью, не тянущей на яркость. И. Тамбовцева понесло. Тамбовцев. Эрмитажный мостик. 1984. Тамбовцев. Новая Голландия. 1980-е годы. Тамбовцев. Стрелка Васильевского острова. 1989. 9 июня 2022 г. * - Видимо, мысль автора столь глубока, что я ни черта не поняла.- Грешен. Мысль действительно глубока, но тут не обоснована, и я решил её не прояснять. Она просто заявлена: “Для красоты, которая подвластна Злу”. Подробно она развита тут, опираясь на слова Коржавина об акмеизме:"К тому времени,- пишет Коржавин,- часть публики [часть!] начала терять интерес к политике - тот “политический мистицизм”... который до этого был основой духовной жизни почти всей русской интеллигенции; идея светлого будущего мало-помалу обнаруживала свою скудость. А раз так - захотелось счастливого настоящего, да такого, которое было бы способно наполнить жизнь не меньше, чем отмененное царство справедливости. Престижность героизма и жертвенности кое-где [кое-где!] сменилась престижностью изысканного вкуса, культом красоты и изящества, богатства страстей и душевной сложности” Я там довёл акмеизм до вида ницшеанства. А то – от большого разочарование в Этом мире. В статье о Фаворском, на которую я сослался, я вывел, что глубоким творцом он не был, но великим артистом – был. Из-за чего применял противоречия. Да ещё и был разочарован советской властью. И – всё вместе – боготворил красоту (которая часто сияет с помощью противоречия). Тамбовцев же не только воспользовался упоминавшимся открытием Фаворского в графике, но и переплюнул его в этом нахальном применении белого. Вот. Такой пропуск я допустил. Грешен. Мне важно было продемонстрировать, что я – в пику формалистам – до мироотношения авторов дохожу. А это я сделал. 11.06.2022.
|
13.09.2022 |
Художник Мыльников и современность
|
11.09.2022 |
|
04.09.2022 |
В Советском Союзе секса не было
|
03.09.2022 |
|
02.09.2022 |
223-я годовщина рождения Пушкина
|
01.09.2022 |
|
31.08.2022 |
|
30.08.2022 |
Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена
|
28.08.2022 |
|
27.08.2022 |
Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)
|
26.08.2022 |
Что понимает свинья в апельсинах
|
25.08.2022 |
В чём русская исключительность? – В неброскости
|
24.08.2022 |
|
23.08.2022 |
Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь
|
22.08.2022 |
Почему был и сплыл Русский художественный союз
|
21.08.2022 |
Разгадка явной загадки у художника Мыльникова
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"