TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе . . .

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

11.10.2022
12:37

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

    Мне аж противна моя изворотливость… Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во . . .

10.10.2022
10:39

Зачем козочка

    По привычке начинать с себя начинаю с себя… На меня иногда находит что-то… хандра не хандра, и тогда я беру и смотрю фильм Фоменко “Почти смешная история”. И . . .

09.10.2022
19:04

Меня самого иной раз смущает моё просветительство

    Благо, формализм свирепствует, и я как-то подпитываюсь энергией ненависти к нему. Ну вот смотрите, что несут формалисты на вот такую душепротивность. Арефьев . . .

08.10.2022
23:44

Вась-вась

    "О чём я мечтаю больше всего, это об искусстве равновесия, чистоты, спокойствия, без сюжетов сложных и мятежных, которые были бы неизменно хороши, как для . . .

07.10.2022
16:43

Как я оторвался от масс

    Я почему-то жил граждански активным человеком. А то было время, - после шестидесятничества, - когда все привыкли, что гражданская активность только формально . . .

06.10.2022
09:27

Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно

    Это я опять в претензии к искусствоведу. Мне в самом начале эстетического самообразования повезло – попалась книга Гуковского “Изучение литературного . . .

04.10.2022
09:30

В отчаяньи он написал…

    У антисоветчицы Яхиной в очень вкусно написанном романе “Дети мои” есть такое замечание: несмотря на репрессии 30-х годов и общий молчаливый страх взрослых дети . . .

03.10.2022
20:04

Расслабиться хочется, что ли…

    Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения . . .

02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей.

    Но сначала немного теории.

    Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она была впервые издана, в 1965 году, мимо меня как-то прошло, что изложенная теория художественности приравнивает художественность подсознательному идеалу автора. Идеал, не будучи дан сознанию автора, но мучая его, чтоб он его выразил, заставляет автора идти против сознания и выражаться противоречиями. Их столкновение в душе восприемника рождает подсознательный же катарсис, адекватный породившему всё подсознательному идеалу. Потом дошло, и были другие заблуждения и заморочки. Очень не сразу я догадался о главной причине, почему Выготский не публиковал книгу при жизни: теория обходила молчанием образность. А может, Выготский просто боялся. Он книгу написал в 1925 году по диссертации, которую защитил. Но одно дело – диссертация, другое – книга о подсознательном. Можно было в те годы за такое в лагерь загреметь. Когда я про образность догадался, мне понадобилось опять подсознательное, но другое, чем идеал. Мне понадобилось что-то, более могучее, чем сознание (т.е. подсознательное), чтоб обеспечивать произведению эстетическое качество. Иначе говоря – органическое единство (почти любая деталь выражает стильное целое, а целым может быть и сознательный замысел). Почти любая! Сознание на такое не способно. Если будет задействовано одно сознание, получится иллюстрация знаемого, то есть вообще не искусство. Долгое время я это чётко не осознавал, и думал ошибочно, что неприкладное искусство порождается подсознательным идеалом, а прикладное (призванное усиливать знаемое) – сознательным замыслом. Первому я отдавал художественную и эстетическую ценность, а второму – только эстетическую. Первому – катартический механизм (как более сложный), второму – образный (как менее сложный). И это была ошибка. Без подсознания (не идеала) эстетическую ценность, стильную, не создашь. Когда я ошибку эту внутри себя исправил (а в сотнях статей она осталась), мне стал понятен ажиотаж парижских художников на грани 19 и 20 столетий, оголтело стремившихся стилизовать: кому-то ж из них удавалось найти в себе подсознательный идеал (негативный), и это им обеспечивало славу на века. Мне стало понятно и приспособленчество большинства художников СССР к требованиям соцреализма. Ведь настоящий реализм (чуяние того в социуме, чего никто ещё не видит, хоть оно уже появилось) невозможен без подсознательного идеала истины о социуме. Что потребовала власть? Чтоб чуяли только прогрессивное. А прогрессивным считать только построение социализма в отдельно взятой стране. Всё. Никакого иного социализма и вообще ничего иного. – Вериги! Но! Если есть талант, то сознание может нечто задумать, а подсознание (которое не идеал) всё прекрасно обустроит. И получится произведение прикладного искусства. Именно искусства, ибо обеспечена эстетическая ценность. – Совесть автора вполне может удовлетвориться результатом и не чувствовать, что предал искусство (под этим словом молчаливо всегда понимают неприкладное, а не прикладное). – Спасало подсознание, которое не идеал. Спасал талант.

    А есть же бесталанные.

    Такими оказались упомянутые фотографы-австрийцы.

    Они воспользовались тем, что Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) выпустило дешёвый фотоаппарат, которым снимки получались бракованные. Но! Создавали подобие стильности: нерезкость, неправдоподобная цветопередача, неравномерная плотность кадра и т.д.

    Они организовали движение фотографирования в таком стиле, назвали его ломографией и подговорили Путина, чтоб он содействовал продолжению выпуска тех дешёвых фотоаппаратов. И Путин клюнул из патриотических соображений.

    И вот технике оказалось по плечу то, что до тех пор обеспечивало только подсознание (которое не идеал) – стилизацию. И что делать мне с моей классификацией искусство / околоискусство?

    Хочется отнести ломографию всё-таки к околоискусству.

    Вот примеры.

    15 июня 2022 г.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100