TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он подсознательный был вначале, - совпадает с моим сознательным теперь, и называется он – трагический героизм. Как и у Высоцкого. Только у Высоцкого экспрессионистские крайности бьют по нервам. А у Никонова то же, но экспрессия скрыта (была). Я перечитал давнюю статью и удивился, насколько скрыто, и удивился, что мне вообще удалось вскрыть скрытое. Захотелось посмотреть, в других картинах того времени смогу ль я увидеть героизм или трагизм? – А ну? Наобум Лазаря…

    Никонов. Рыбаки. 1959.

    Мне вспомнился один разговор с сослуживицей приблизительно в то время, где-то после 1965 года. У меня было время бурного роста авторитета у начальства (я недавно перешёл работать в это НИИ). Я из конструктора-исполнителя, стал замом главного конструктора по механической части прибора. Радиоизмерительного. Продолжал стоять за кульманом, но теперь только от меня зависело, как я одену электрическую схему прибора в материал. Качество прибора зависело от радистов, от их схемы. Они отставали от мирового уровня. Покупали их приборы заграницей только в Ираке. Не было в приборе и чего-то повышено опасного для жизни, хоть было высокое напряжение. Главных проблем у меня было две. Одна – суметь скомпоновать узлы так, чтоб к ним обеспечивался быстрый доступ при ремонте (американцы, передовые в этой области техники, на ремонтопригодность плевали; наверно, надёжность их радиоэлементов была большей). Другая проблема была – выдержать все сроки проектирования по сетевому графику. Сетевой график был тогда и там новинкой в организации труда. И я тогда прославился в коллективе из сотни конструкторов тем, что умудрялся сроков не нарушать вообще. За что полагалась повышенная премия. Я просто ловко доказывал, что тот или иной срок можно отодвинуть без ущерба для срока окончания всей работы, и мне шли навстречу. Другие меньше умели предвидеть такие возможности. Но и просто пахать тоже приходилось. Лодырей было много, их нельзя было особо трогать, ибо они переставали лодырничать во время авралов масштаба конструкторского сектора. А без авралов организовать работу что-то не удавалось (там начальник отвечал). – В общем, я брал на себя львиную часть чисто исполнительской работы тоже и всюду успевал. И гордился собой. Более-менее успешно работали и другие замы главных конструкторов (в нашем секторе их было ещё два). И раз я сказал упоминавшейся сослуживице, дескать, у нас тоже есть трудовой героизм в какой-то мере.

    Она расхохоталась. Она была женой главного инженера нашего НИИ (его недавно к нам назначили). Наверно, видела, в какие переделки попадал её муж… В общем, расхохоталась, а я прикусил язык.

    Но, надо сказать, что не всем инженерам по силам быть конструкторами. (Не исполнителей я имею в виду.) В то же время, что и, я в конструкторское отделение оформился один. Он не выдержал. Скоро уволился. – Своеобразная работа. Но нельзя назвать тяжёлой.

    Такая не могла попасть как тема художникам так называемого сурового стиля, оппонировавшим приглаживающему оптимизму и сталинской эпохи, и хрущёвскому шапкозакидательству, дескать, к 80 году будет потребительский коммунизм. – “Шиш. Не так просто”. Как бы говорят лапидарные цветовые пятна бурой палатки, жёлтого и серого песка, бледного неба, грязно-синего моря, сплошного беловатого бликования воды от солнца, загорелого красного тела одного рыбака и сине-белой тельняшки другого. То же – ломанным ритмом шести силуэтов рыбаков на втором плане. То же – колористической сдержанностью всей картины (даже солнечные блики не бросаются в глаза). Брюки левого рыбака, палатка и баркас почти одного тусклого цвета. То же – с брюками правого и серым песком. Небо не очень темнее бликов на море.

    Художники сурового стиля как бы чувствовали, своей тоской какой-то на картинах, что что-то не то в стране.

    И правда, начиналось не то, что надо. Надо было партии отдавать управление хозяйством инженерам и вообще спецам, чтоб из индустриальной фазы переходить в постиндустриальную. Моя инженерная мизерность не должна была на мизерности застревать. Но для этого надо было обеспечить мне возможность поиска и в моей части одевания схемы в материал. Надо было курсы повышения квалификации устроить. Например, ввести в курс композитных материалов. Ан, шиш: стандартизация свирепствовала.

    Тяжёлая работа в темах художников сурового стиля – о ужас! – подпевала малообразованности высшего партийного руководства, добравшегося до власти в индустриальную эпоху и не желавшего с властью расставаться, опираясь на неквалифицированное большинство (для него оно было умней). И художникам сурового стиля оставалось только темно чувствовать неладное и изохмуриться. Это было не страшно власти, и она этот стиль не преследовала.

    А потом-потом-потом вернулся капитализм, и Никонов продолжил живописать про что-то не то в стране темами тяжёлого труда и другими признаками сурового стиля. Ведь правда – что-то не то. – Только новизна стиля пропала. Опасность для новой власти от такого бухтения – ещё меньшая.

    Никонов. Жёлтая зима. 2005.

    Никонов. Баба с вилами. 2010.

    Никонов. Ноша. 2005 - 2010.

    Никонов. Косец. 2017-2018.

    10 июня 2022 г.

     

     

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

22.08.2022
16:21

Почему был и сплыл Русский художественный союз

      Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл. Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, . . .

21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100