Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
29.03.2022 |
|
||||||||||||||||||||||
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
|
||||||||||||||||||||||
27.03.2022 |
|
||||||||||||||||||||||
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
|
||||||||||||||||||||||
25.03.2022 |
|
||||||||||||||||||||||
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
||||||||||||||||||||||
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
||||||||||||||||||||||
22.03.2022 |
|
||||||||||||||||||||||
21.03.2022 |
Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу
|
||||||||||||||||||||||
20.03.2022 |
Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник
|
||||||||||||||||||||||
16.03.2022 |
Маюсь
Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без слёз по Родине-матери – выйдет. – Потому что первое принцип, касающийся той функции неприкладного искусства, которой нет больше ни у чего на свете: функции испытания сокровенного мироотношения (по определению Атанаса Натева в книге “Искусство и общество”, М., 1966). А второе – имеет отношение к конкретике этого принципа: в данном произведении испытание производится противочувствиями (по “Психологии искусства” Выготского): то смертью коллективизма в русском менталитете (1), то бессмертием коллективизма в русском менталитете (2). Произведений неприкладного искусства мало. Для их создания требуется быть настоящим художником. Это значит, по-моему, выражать свой подсознательный идеал. (В данном произведении – победоносность России; во время её почти гибели такого содержания идеалу как раз и пристало быть подсознательным, в сознании автора отсутствующим). А есть прикладное искусство. Оно не испытывает сокровенное. Оно усиливает чувство, заранее знаемое. Скажем, веру в непобедимость России (например, исходя из истории последнего полутысячелетия). Для такой цели настоящим художником можно и не быть, достаточно быть мастером, артистом. Такой и без личной исповедальности добьётся сочувствия у восприемника. Я в статье просто искал, к прикладному или неприкладному искусству отнести рассказ. Получилось, что надо к неприкладному. Но поиск делается, держа голову в холоде. А тема – судьба России. Стеснительно иметь голову в холоде и свободе при такой теме. Так, чтоб быть свободным и холодным, надо признаться, через что переступил” (http://www.velykoross.ru/journals/all/journal_86/article_5205/). А можно и у`же объяснить исповедальность. – Тоской по открытиям художественного смысла, когда слишком долго читаешь произведения, претендующие на литературные премии, а следов подсознательного идеала всё нет и нет. И тогда бросаешься к живописи. Там хоть не надо долго-предолго с “текстом” знакомиться. Он дан мгновенно. И вот я открываю “Русскую живопись ХХ века” Манина… И всё во мне клокочет от негодования: "Советская картина. Запечатлеть эпоху и передать ее облик в последующие поколения — благородная и вместе с тем ответственная задача”. А устроить общение подсознаний автора и современников – меньшая задача? – Она, правда, и задачей-то не может быть в сознаниях художников… – Может, и нечего соваться в этот период, советский: там не чаще найдутся следы подсознательного идеала, чем в постсоветской литературе? – Или можно найти удовольствие в развенчивании произведений и их авторов: не художественны и не художники?.. "…от живописца требуется необыкновенное чутье действительности…”. Так ведь это ж похоже на подсознанием обнаружение художником того нового в социуме, что ещё никто не замечает! Как Шишкин во времена всеобщего страдания по несчастному народу, освобождённому от крепостничества без земли, вдруг почуял несметную силу народную и выразил её. А ну, а ну… Саханов. Луна над промыслом. Ишимбай. 1958. Картон, масло. Какое общее настроение было в 1958 году? В противоположном можно ждать откровения… И именно на этой картине. – Уж больно она необычна. Бледна. Правда, не исключение у Саханова бледность. Саханов. Ишимбай. Нефтяные промыслы. 1958. Картон, масло. Саханов. Ишимбай. Лошадки. 1958. Картон, масло. Саханов. Завод "Северянин". Картон, масло. "...с конца 1950-х годов военные аналитики признают, что ядерная война между США и СССР становится невозможной” (https://vuzlit.ru/1388694/protivostoyanie_nato_varshavskiy_dogovor). Достигнут ядерный паритет. Можно ослабить и централизм, и работизм. И начинать двигаться по-настоящему к коммунизму с его всеобщей анархией (без центральной власти) и жизнью в искусстве (если не втянуться в эру Потребления, свирепствующую на Западе). Так если этой тенденции не просматривается, то… Серо. Бледно. Начало спуска так называемого социализма к поражению. Это на фоне всезатопляющей официальной бодрости и оптимизма. Я в 1958 году был на третьем курсе института. 2 года после разоблачения культа личности Сталина. Моё стихийное левое шестидесятничество выразилось в том, что я, с ухмылкой и мимоходом сказавший комсоргу группы, что мы, комсомол, конечно же, не занимаемся тем, для чего мы предназначены, для коммунистического самовоспитания, был наказан. Сперва – этим комсоргом, подговорившим группу, чтоб в очередной раз комсоргом избрали меня. Потом – кем-то из группы, донёсшим про мой порыв начать с прекращения врать на собраниях. (Я в этом порыве констатировал, что надо признать, что мы ведём себя при самоподготовке на спецкафедре отвратительно, хоть приставленный к нам на это время майор Леонов и дурак.) Потом я был спасён от отчисления из института комсомольским бюро курса, снизошедшим до всего лишь объявления мне строго выговора с занесением в учётную карточку. Потом я предал дело отказа от вранья на собраниях: написал через год отчёт о работе с покаянием в своём поражении с самовоспитанием группы в коммунистическом духе (о продолжении нами врать на собраниях). Чем привёл в восторг бюро: и я звонил о коммунистическом воспитании, и я ничего не делал для него. – Передо мною перспектива дальнейшей жизни открывалась, как и Саханову, в виде бледного пейзажа работизма. От которого лично я спасся, получив диплом инженера, тем, что начал эстетическое самообразование. То есть Саханов почуял в социуме рождение левого шестидесятничества, считающего наличный социализм заблудившимся. Не имеющим настоящей цели. Межеумочное состояние, которое лучше всего оказалось выражено луной: ни день, ни ночь… Лошадкам, правда, в этой стоячей луже, а не реке, тоже не сладко. Я лишь десятки лет спустя понял, что я был стихийным левым шестидесятником. Что – подсознательность – хочу распространить и на Саханова, хоть он на 24 года старше меня, и мог разочароваться в действительности раньше. Она давала поводы. Что такое вот эта бледность? Саханов. Старый амбар. 1949. Холст, масло. Тут до ядерного паритета ещё далеко, и голод недавно был, и война не так давно кончилась, восстановить хозяйство не успели… Башкирия, правда не была под бомбёжками… Ну так непосильная индустриализация изнурила. Перед нами то, что не должно дальше быть. И в название просочилось “Старый”. Так что можно эту бледность и немочь посчитать как отвергаемое прошлое? – Вряд ли. Не амбар, дом под черепичной крышей, вон, тоже не ахти какой презентабельный. – Этот Салахов, пожалуй, давно знает, что идём не тем путём. Ох, не натянуть бы мне на него себя, считающего, что ошиблись с самого начала, выбрав силовой, марксовый путь в коммунизм, вместо мирного, прудоновского. Не потому ли и тема с Лениным Саханов. Ленин на охоте. 1947. Картон, масло. нарочито невнятна, нерезка, бледна, сера? Саханов. Рабочий в цеху. 1960-е гг. Картон, масло. Не на тот класс (рабочий) ставка. Началась постиндустриальная эпоха. А тут – ручной труд. Тяжёлый. – Прошлый, 19-й, век. А потом Саханов, наверно, совратился. Саханов. Н. С. Хрущёв на целине. 1962. Холст, масло. Радость-то какая так и светится! "В нашей стране не принято проводить опросы общественного мнения и следить за повышением или уменьшением популярности политических деятелей. Но если бы такие опросы производились, они показали бы падение популярности Хрущёва уже в 1962 году и усиление этого процесса в 1963-м. Причины для недовольства имелись почти у всех групп населения… Хотя популярность Хрущёва у населения страны заметно уменьшилась, именно в 1962 — 1963 годах стала расти идеологическая агитационно-пропагандистская кампания по неумеренному его восхвалению. На смену развенчанному культу личности Сталина приходил культ личности Хрущёва. Везде можно было читать о “великом ленинце” и “великом борце за мир” Хрущёве, портрет Хрущёва открывал страницы букварей и школьных учебников и выделялся большими размерами в общей галерее портретов членов Президиума ЦК КПСС. Фотографии и портреты Хрущёва почти ежедневно появлялись в газетах, на экраны страны вышел фильм “Наш Никита Сергеевич”” (https://biography.wikireading.ru/125300). А что тогда тут? Саханов. Поле. На земле целинной. 1981. Холст, масло. Не беду ли всё-таки почуял? Так припозднился же. % импорта пшеницы относительно собственного производства:
https://p-d-m.livejournal.com/43146.html А теперь спрашивается, какое отношение имеет декларированная исповедальность с этими неискусствоведческими цитатами и цифирью? Признаюсь. Я хочу своей неангажированностью никаким кланом: ни искусствоведческим, ни общественно-политическим, на которые намекает исповедальность, - внушить своему читателю, что моему чутью можно верить. А оно шепчет, что бледнопись имеет шанс считаться происходящей от подсознательного идеала, и яркопись – нет. И там Саханова можно считать художником, а тут – нет. – Ну, в смысле, что для прикладного искусства (прославления, там, Хрущёва) подсознательного идеала не требуется. Красивость будет, а художественности – нет. 16 сентября 2019 г.
|
||||||||||||||||||||||
14.03.2022 |
Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?
|
||||||||||||||||||||||
13.03.2022 |
|
||||||||||||||||||||||
12.03.2022 |
Я попал в ловушку под названием Олег Васильев
|
||||||||||||||||||||||
11.03.2022 |
Вот это уж точно не удастся разгадать
|
||||||||||||||||||||||
09.03.2022 |
К годовщине освобождения Ленинграда
|
||||||||||||||||||||||
08.03.2022 |
|
||||||||||||||||||||||
07.03.2022 |
|
||||||||||||||||||||||
06.03.2022 |
Эскапизм, в переводе – бегство из действительности
|
||||||||||||||||||||||
05.03.2022 |
Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"