TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

     

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному.

    На последний выпал я ответил так:

    "Без исповедальности не выйдет. А без слёз по Родине-матери – выйдет. – Потому что первое принцип, касающийся той функции неприкладного искусства, которой нет больше ни у чего на свете: функции испытания сокровенного мироотношения (по определению Атанаса Натева в книге “Искусство и общество”, М., 1966). А второе – имеет отношение к конкретике этого принципа: в данном произведении испытание производится противочувствиями (по “Психологии искусства” Выготского): то смертью коллективизма в русском менталитете (1), то бессмертием коллективизма в русском менталитете (2).

    Произведений неприкладного искусства мало. Для их создания требуется быть настоящим художником. Это значит, по-моему, выражать свой подсознательный идеал. (В данном произведении – победоносность России; во время её почти гибели такого содержания идеалу как раз и пристало быть подсознательным, в сознании автора отсутствующим).

    А есть прикладное искусство. Оно не испытывает сокровенное. Оно усиливает чувство, заранее знаемое. Скажем, веру в непобедимость России (например, исходя из истории последнего полутысячелетия). Для такой цели настоящим художником можно и не быть, достаточно быть мастером, артистом. Такой и без личной исповедальности добьётся сочувствия у восприемника.

    Я в статье просто искал, к прикладному или неприкладному искусству отнести рассказ.

    Получилось, что надо к неприкладному.

    Но поиск делается, держа голову в холоде. А тема – судьба России. Стеснительно иметь голову в холоде и свободе при такой теме. Так, чтоб быть свободным и холодным, надо признаться, через что переступил” (http://www.velykoross.ru/journals/all/journal_86/article_5205/).

    А можно и у`же объяснить исповедальность. – Тоской по открытиям художественного смысла, когда слишком долго читаешь произведения, претендующие на литературные премии, а следов подсознательного идеала всё нет и нет. И тогда бросаешься к живописи. Там хоть не надо долго-предолго с “текстом” знакомиться. Он дан мгновенно.

    И вот я открываю “Русскую живопись ХХ века” Манина…

    И всё во мне клокочет от негодования:

    "Советская картина. Запечатлеть эпоху и передать ее облик в последующие поколения — благородная и вместе с тем ответственная задача”.

    А устроить общение подсознаний автора и современников – меньшая задача? – Она, правда, и задачей-то не может быть в сознаниях художников… – Может, и нечего соваться в этот период, советский: там не чаще найдутся следы подсознательного идеала, чем в постсоветской литературе? – Или можно найти удовольствие в развенчивании произведений и их авторов: не художественны и не художники?..

    "…от живописца требуется необыкновенное чутье действительности…”.

    Так ведь это ж похоже на подсознанием обнаружение художником того нового в социуме, что ещё никто не замечает! Как Шишкин во времена всеобщего страдания по несчастному народу, освобождённому от крепостничества без земли, вдруг почуял несметную силу народную и выразил её.

    А ну, а ну…

    Саханов. Луна над промыслом. Ишимбай. 1958. Картон, масло.

    Какое общее настроение было в 1958 году? В противоположном можно ждать откровения… И именно на этой картине. – Уж больно она необычна. Бледна.

    Правда, не исключение у Саханова бледность.

    Саханов. Ишимбай. Нефтяные промыслы. 1958. Картон, масло.

    Саханов. Ишимбай. Лошадки. 1958. Картон, масло.

    Саханов. Завод "Северянин". Картон, масло.

    "...с конца 1950-х годов военные аналитики признают, что ядерная война между США и СССР становится невозможной” (https://vuzlit.ru/1388694/protivostoyanie_nato_varshavskiy_dogovor).

    Достигнут ядерный паритет. Можно ослабить и централизм, и работизм. И начинать двигаться по-настоящему к коммунизму с его всеобщей анархией (без центральной власти) и жизнью в искусстве (если не втянуться в эру Потребления, свирепствующую на Западе).

    Так если этой тенденции не просматривается, то… Серо. Бледно. Начало спуска так называемого социализма к поражению.

    Это на фоне всезатопляющей официальной бодрости и оптимизма.

    Я в 1958 году был на третьем курсе института. 2 года после разоблачения культа личности Сталина. Моё стихийное левое шестидесятничество выразилось в том, что я, с ухмылкой и мимоходом сказавший комсоргу группы, что мы, комсомол, конечно же, не занимаемся тем, для чего мы предназначены, для коммунистического самовоспитания, был наказан. Сперва – этим комсоргом, подговорившим группу, чтоб в очередной раз комсоргом избрали меня. Потом – кем-то из группы, донёсшим про мой порыв начать с прекращения врать на собраниях. (Я в этом порыве констатировал, что надо признать, что мы ведём себя при самоподготовке на спецкафедре отвратительно, хоть приставленный к нам на это время майор Леонов и дурак.) Потом я был спасён от отчисления из института комсомольским бюро курса, снизошедшим до всего лишь объявления мне строго выговора с занесением в учётную карточку. Потом я предал дело отказа от вранья на собраниях: написал через год отчёт о работе с покаянием в своём поражении с самовоспитанием группы в коммунистическом духе (о продолжении нами врать на собраниях). Чем привёл в восторг бюро: и я звонил о коммунистическом воспитании, и я ничего не делал для него. – Передо мною перспектива дальнейшей жизни открывалась, как и Саханову, в виде бледного пейзажа работизма. От которого лично я спасся, получив диплом инженера, тем, что начал эстетическое самообразование.

    То есть Саханов почуял в социуме рождение левого шестидесятничества, считающего наличный социализм заблудившимся. Не имеющим настоящей цели.

    Межеумочное состояние, которое лучше всего оказалось выражено луной: ни день, ни ночь… Лошадкам, правда, в этой стоячей луже, а не реке, тоже не сладко.

    Я лишь десятки лет спустя понял, что я был стихийным левым шестидесятником. Что – подсознательность – хочу распространить и на Саханова, хоть он на 24 года старше меня, и мог разочароваться в действительности раньше. Она давала поводы.

    Что такое вот эта бледность?

    Саханов. Старый амбар. 1949. Холст, масло.

    Тут до ядерного паритета ещё далеко, и голод недавно был, и война не так давно кончилась, восстановить хозяйство не успели… Башкирия, правда не была под бомбёжками… Ну так непосильная индустриализация изнурила. Перед нами то, что не должно дальше быть. И в название просочилось “Старый”. Так что можно эту бледность и немочь посчитать как отвергаемое прошлое? – Вряд ли. Не амбар, дом под черепичной крышей, вон, тоже не ахти какой презентабельный. – Этот Салахов, пожалуй, давно знает, что идём не тем путём.

    Ох, не натянуть бы мне на него себя, считающего, что ошиблись с самого начала, выбрав силовой, марксовый путь в коммунизм, вместо мирного, прудоновского.

    Не потому ли и тема с Лениным

    Саханов. Ленин на охоте. 1947. Картон, масло.

    нарочито невнятна, нерезка, бледна, сера?

    Саханов. Рабочий в цеху. 1960-е гг. Картон, масло.

    Не на тот класс (рабочий) ставка. Началась постиндустриальная эпоха. А тут – ручной труд. Тяжёлый. – Прошлый, 19-й, век.

    А потом Саханов, наверно, совратился.

    Саханов. Н. С. Хрущёв на целине. 1962. Холст, масло.

    Радость-то какая так и светится!

    "В нашей стране не принято проводить опросы общественного мнения и следить за повышением или уменьшением популярности политических деятелей. Но если бы такие опросы производились, они показали бы падение популярности Хрущёва уже в 1962 году и усиление этого процесса в 1963-м. Причины для недовольства имелись почти у всех групп населения…

    Хотя популярность Хрущёва у населения страны заметно уменьшилась, именно в 1962 — 1963 годах стала расти идеологическая агитационно-пропагандистская кампания по неумеренному его восхвалению. На смену развенчанному культу личности Сталина приходил культ личности Хрущёва. Везде можно было читать о “великом ленинце” и “великом борце за мир” Хрущёве, портрет Хрущёва открывал страницы букварей и школьных учебников и выделялся большими размерами в общей галерее портретов членов Президиума ЦК КПСС. Фотографии и портреты Хрущёва почти ежедневно появлялись в газетах, на экраны страны вышел фильм “Наш Никита Сергеевич”” (https://biography.wikireading.ru/125300).

    А что тогда тут?

    Саханов. Поле. На земле целинной. 1981. Холст, масло.

    Не беду ли всё-таки почуял? Так припозднился же.

    % импорта пшеницы относительно собственного производства:

    1971

    1972

    1973

    1974

    1978

    1976

    1977

    1978

    1979

    1980

    1981

    2,5

    10

    14,7

    3,4

    14,7

    7,3

    7,5

    7,8

    10,9

    15,9

    21,5

    https://p-d-m.livejournal.com/43146.html

    А теперь спрашивается, какое отношение имеет декларированная исповедальность с этими неискусствоведческими цитатами и цифирью?

    Признаюсь. Я хочу своей неангажированностью никаким кланом: ни искусствоведческим, ни общественно-политическим, на которые намекает исповедальность, - внушить своему читателю, что моему чутью можно верить. А оно шепчет, что бледнопись имеет шанс считаться происходящей от подсознательного идеала, и яркопись – нет. И там Саханова можно считать художником, а тут – нет. – Ну, в смысле, что для прикладного искусства (прославления, там, Хрущёва) подсознательного идеала не требуется. Красивость будет, а художественности – нет.

    16 сентября 2019 г.

14.03.2022
18:37

Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?

    Сперва я сочинил это название, потом пришёл домой, вписал название в новый файл и стал искать очередную якобы реалистическую репродукцию. А пока шёл домой, . . .

13.03.2022
13:06

Не могу отделаться

    Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой . . .

12.03.2022
22:58

Я попал в ловушку под названием Олег Васильев

    Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, . . .

11.03.2022
22:33

Вот это уж точно не удастся разгадать

    Вот эту картину. Васильев. Высокая вода. 2006. Холст, масло, карандаш. Сказал я так из-за чёткого указания самого Олега Васильева на картину “Дом на Анзере” (1965) как . . .

09.03.2022
19:08

К годовщине освобождения Ленинграда

    Я думаю, что, если что Россию спасёт, это правда. А касательно Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича правда состоит в том, что – так у меня получилось с . . .

08.03.2022
17:52

Чувствую себя дураком

    Чувствую себя дураком перед некоторыми картинами Олега Васильева. И как-то обидно. Наверно, потому, что числю за собой тысячи разгаданных скрытых смыслов других . . .

07.03.2022
19:37

Чем Олег Васильев поражает

    Я неправильно выбрал название, но не хочу менять его универсальный смысл. Неправильно потому, что первая же картина, на которую я наткнулся при очередном подходе . . .

06.03.2022
15:37

Эскапизм, в переводе – бегство из действительности

    Бегство – в пейзаж своей прекрасной души (как и полагается лишенцу-романтику, например, в лес). Слушать https://www.youtube.com/watch?v=usu2zFxsEjU . Что мой двоюродный брат глубоко . . .

05.03.2022
21:31

Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло

    Художник Юрий Ващенко. Кадры из программы “Искусственный отбор” на канале “Культура” 25 января 2022. "Я помню, что я шёл по улице, падал снег. И было так . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100