Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
29.03.2022 |
|
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
|
27.03.2022 |
|
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
|
25.03.2022 |
|
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
22.03.2022 |
|
21.03.2022 |
Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу
|
20.03.2022 |
Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник
|
16.03.2022 |
|
14.03.2022 |
Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?
|
13.03.2022 |
|
12.03.2022 |
Я попал в ловушку под названием Олег Васильев
|
11.03.2022 |
Вот это уж точно не удастся разгадать
|
09.03.2022 |
К годовщине освобождения Ленинграда
|
08.03.2022 |
|
07.03.2022 |
Чем Олег Васильев поражает
Я неправильно выбрал название, но не хочу менять его универсальный смысл. Неправильно потому, что первая же картина, на которую я наткнулся при очередном подходе к этому художнику, Васильев. Заброшенная дорога. 2001. Холст, масло. закричала мне, чтоб я разбирался с нею. А не лез бы в дебри смутной идеи, что Васильев (репродукций которого я мельком уже навиделся) очень разнообразит способ выражения того, что его вдохновляет. У него не как у Шишкина, например, - как мне представилось, - выражение открывшейся едва ли не только ему мощи русского народа Шишкин предоставляет раз за разом непроходимостям всяким (которые только могучий и может пройти). Как бы одним и тем же способом. В “Заброшенной дороге” меня поразил натурализм пейзажа. А выражен, я уверен, подсознательный идеал ницшеанства – я формулу для него изобрёл – принципиально недостижимое (а только образом способное быть выраженным) метафизическое иномирие как цель бегства из плохого Этого мира. Более-менее натуроподобно в новое время этот идеал выражался в конце XIX века стилем модерн. Дальше (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Матисс, Пикассо, Малевич, Ларионов, Кандинский) художники шли по пути всё большего и большего искажения натуроподобия. Что казалось естественным для нужды всё более непосредственно адекватно выражать метафизическое. Тут же – бац: натурализм. Но я сразу согласился, вспомнив самое близкое к метафизике и иномирию высказывание Ницше: "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Черновики и наброски 1882-1884 гг. // Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 10). Это ж очень естественно – дать образ Неизвестности абсолютной чернотой неба над заброшенной дорогой… или абсолютной непонятностью, откуда при заброшенности свет. Мистикой отдаёт. Тем более что какая-то исключительная сухость воздуха тут (нет в этом воздухе луча, по которому можно б проследить, откуда светят, словно тут космическая пустота, беспыльная и безвлажная). – И тут Неизвестность. Может, освещение от себя, фарами автомобиля, даёт такое впечатление неизвестности, откуда свет? Нет. Конус луча виден на самой дороге даже и при совершенной сухости и безпыльности воздуха. К тому же некая несимметричность (влево больше) освещения наблюдается у Васильева. Как будто кто-то справа и сзади нас посветил. – Кто-то один из группы идущих по заброшенной дороге? Наконец, Неизвестность можно подать негативно и позитивно – положением глаз зрителя (они по высоте находятся на высоте точки схода параллельных линий). Так вот это положение меняется: на первом плане она низкая, а чем глубже, тем выше. Глаза (и душа) как бы взлетают. Чернота вверху дана позитивно. * А оказалось, что и Васильев повторяется всё-таки. Васильев. Серия "Свет в лесу" II. 1994-7. Вы ж не можете сказать, что вверху: кроны сосен или облака. Что пониже: лучи лунного света или стволы сосен… Я не заметил и исказил репродукцию, но не хочу менять. Дело в том, что сам Васильев, стиля ради, наверно, поместил изображение на большой чёрный лист или не знаю, что это, ещё более чёрное, чем изображение. И внизу этого листа сделал подпись белым. Не могу объяснить, почему тут применён растр Так же (нагло) не хочу помещать другие репродукции серии "Свет в лесу". Они выбиваются из толкования, дескать, выражают Неизвестность. Не знаю, почему так поступаю. 26 января 2022 г.
|
06.03.2022 |
Эскапизм, в переводе – бегство из действительности
|
05.03.2022 |
Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"