TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без . . .

14.03.2022
18:37

Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?

    Сперва я сочинил это название, потом пришёл домой, вписал название в новый файл и стал искать очередную якобы реалистическую репродукцию. А пока шёл домой, . . .

13.03.2022
13:06

Не могу отделаться

    Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой . . .

12.03.2022
22:58

Я попал в ловушку под названием Олег Васильев

    Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, . . .

11.03.2022
22:33

Вот это уж точно не удастся разгадать

    Вот эту картину. Васильев. Высокая вода. 2006. Холст, масло, карандаш. Сказал я так из-за чёткого указания самого Олега Васильева на картину “Дом на Анзере” (1965) как . . .

09.03.2022
19:08

К годовщине освобождения Ленинграда

    Я думаю, что, если что Россию спасёт, это правда. А касательно Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича правда состоит в том, что – так у меня получилось с . . .

08.03.2022
17:52

Чувствую себя дураком

    Чувствую себя дураком перед некоторыми картинами Олега Васильева. И как-то обидно. Наверно, потому, что числю за собой тысячи разгаданных скрытых смыслов других . . .

07.03.2022
19:37

Чем Олег Васильев поражает

    Я неправильно выбрал название, но не хочу менять его универсальный смысл. Неправильно потому, что первая же картина, на которую я наткнулся при очередном подходе . . .

06.03.2022
15:37

Эскапизм, в переводе – бегство из действительности

    Бегство – в пейзаж своей прекрасной души (как и полагается лишенцу-романтику, например, в лес). Слушать https://www.youtube.com/watch?v=usu2zFxsEjU . Что мой двоюродный брат глубоко . . .

05.03.2022
21:31

Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло

     

    Художник Юрий Ващенко. Кадры из программы “Искусственный отбор” на канале “Культура” 25 января 2022.

    "Я помню, что я шёл по улице, падал снег. И было так прекрасно, как редко бывает. То есть когда вот мы слышим, как падает снег. Мы становимся частью всего этого. И я в этот момент подумал: "Господи! Это же… Ну я ж художник. Я должен это нарисовать". Мне стало страшно. До такой степени не хотелось этого делать. Я пришёл домой, сел и стал рисовать консервную банку с какой-то порванной этикеткой и с грязным донышком. И всё время вспоминал этот снег и думал: "Но ведь там же было прекрасно, а это же объект, который я сейчас отнесу на помойку. Как же это может быть?!" Мне кажется, что это не то, что может быть, это должно быть”.

    В смысле – есть. И надо быть трезвым. Нет преобладания Добра над Злом на Этом свете. И надо бежать из этого мира в какое-то иномирие. Метафизическое.

    "Там появилась впервые такая тишина и пустота, которой до тех пор не было”.

    Я хотел было по видеопоиску найти, как эта вещь называется и когда сделана. Шиш. Ничего похожего среди предъявленных похожих.

    Всюду есть пространство, обычность. А у Ващенко нет. Для чего по сезанновски нижний овал левой чашки более плоский, чем верхний. А у правой чашки он вообще почти прямая линия. Для того же – для разрушения пространства – верх овала нижней тарелки, справа, пересекая яблоко, не попадает на своё место слева. Ващенко так же плохо на Этом свете, как Сезанну сто лет до него, и они оба бегут в метафизическое иномирие, даже не осознавая, куда бегут. Неверные слова "тишина и пустота” потому художником применяются: он художник кисти и карандаша, а не слова. – Художника можно слушать, но только совсем не надо верить.

    "Меня очень интересует этот вопрос: здесь и там. Вот эта маленькая граница советского интерьера. Тогда красили, помните, стены… Верх был побелка, клеевая краска, а где-то на уровне глаз было масло, об которое можно было тереться, прислоняться, делать что угодно. Оно лоснилось, лупилось. Так между ними была замечательная такая тоненькая в сантиметр полосочка такая как… Прямо фиолетовая. Эта фиолетовая полоска между побелкой и масляной стеной для меня всегда существовала как полоска моря. И вдруг я у Сефа читаю: "Алло! Это море?" Поэтому мальчик сидит с раковиной с комнате, а полоска моря существует позади его”.

    "По натуре своей я вполне, вот, просто клаустофилический человек. Я не путешествую. Одна и та же деревня, куда я езжу всю свою жизнь…”.

    Он говорит, по сути, что он пробуддист, что его идеал – мало чувствовать.

    "Для меня только тогда жизнь, когда я закрою за ней [дочкой] двери и погружусь в свои комплексы. Это счастливое время, когда я никому не должен. По-моему, это Бергсон сказал, что искусство начинается там, где кончаются заботы”.

    Когда потребует поэта к священной жертве Аполлон.

    Это для любого подсознательного идеала действует. А Ващенко думает, что он пробуддист и не знает, что у него есть ещё и подсознательный идеал, его сознанию не данный. В сознании у него пробуддизм в виде слышания, как падает снег. А в подсознании нечто более активное. И пустынные пейзажи – образ метафизического иномирия, а не малочувствия. Хоть оба мироотношения близки по своему экстремизму и внеморальности.

    "В этот момент мне хочется рисовать. Мне хочется делать что-то, происходящее помимо моей воли. Я очень увлекался даже философией Дао. В ней есть понятие пустоты, тишины, сосредоточенности”.

    Воля его – мало чувствовать, а то, что помимо неё – другое. Он в этот момент не знает, что есть более тонкое состояние. Которое есть ЧТО-ТО, словами невыразимое, а не выраженное некой философией, то есть словами.

    Иллюстрируя философию Дао, он творит произведения прикладного искусства, а не неприкладного?

    "Огромное небо и крошечная полоска жизни, которая обозначена как деревья”.

    Так это ж горечь о преходящести жизни! А не малочувствие. Плохо устроен Этот свет, раз существует смерть. Это активное неприятие, а не пассивное, как у пробуддизма.

    Но Ващенко продолжает словесно себя примирять с имеющимся положением вещей:

    "Мы же живём – знаем, если смерти не будет, наша жизнь будет совершенно другая. Она формирует нашу жизнь. Так же и существует эта полоска [деревьев]. Пространство и время – они нас формируют”.

    Ложь, ложь и ложь по отношению к долгу творить высшее, неприкладное искусство.

    И вдруг – искра правды:

    "Когда говоришь об этом, ловишь себя всё время на том, что всё-таки это звучит, как пошлость. Есть такое. Говорить об этом очень трудно. Именно в силу того, что я её не могу выразить словами, наверно, именно поэтому я пытаюсь что-то – как вы скажете – нарисовать. Только потому, что я не знаю, как это сказать”.

    Молодец!

    .

    Я не думаю, что мне финал нравится, потому что и я так думаю: это называется выражение подсознательного идеала, не данного сознанию автора.

    Молодец! Почти полтора века, как Ницше сказал:

    "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Черновики и наброски 1882-1884 гг. // Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 10), -

    а сознание Юрия Ващенко осталось девственным.

    26 января 2022 г.

     

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100