TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.03.2022
23:49

Как Шостакович не предал себя

    Заглавие я придумал, а наберётся ли материал для статьи, я не знаю. Потому что как-то принято у нас мутить. А я мути не признаю. Это как один литовец, архитектор, . . .

02.03.2022
13:12

Это не высасывание из пальца…

    Знаете, что такое бритва Оккама? – "Не следует умножать сущности сверх необходимости”. Оккам считал, что всем распоряжается Бог, это просто, и не нужно лезть в . . .

01.03.2022
23:38

Ну что с него взять, с Олега Васильева, он убогий: у Бога 24 января

     

    Я, наверно, и сам убогий. У меня, как у наивного ребёнка, огромное доверие, что, если я что у знаменитого художника не понимаю что-то пока, то виноват я, а не он, раз он знаменит (Олег Васильев), а я нет. И я, наверно, тоже у Бога. Потому что я чувствую ЧТО-ТО, словами невыразимое, глядя, например, вот на это.

    Васильев. Дом на Анзере. 1965. Холст, масло.

    А теперь, читатель, держитесь. Если заставите себя всё дальнейшее понимать, воспарите до состояния “у Бога”. Ей богу! Это очень удачные слова, для передачи того, что с вами случится.

    Анзер это остров Соловецкого архипелага.

    Из-за того, что там север, там необычная безвлажность воздуха бывает и оттого яркость красок. Что само по себе внушает какую-то ирреальность. Она и для религиозного бегства из плохой жизни хороша, и для враждебного религии бегства (назовём его бегством в метафизическое иномирие). А второе есть ницшеанство. И хочется, чтоб вы согласились, что художник умеет не додумывать до философской определённости своё настроение, то есть я предлагаю согласиться, что это – подсознательный идеал. Он от религиозного отличается, потому что тот осознаваемый и принципиально достижимый (после Второго Пришествия настанет Царствие Божие на небе с бестелесными душами, душами тех, кто прощён). А ницшеанский и неосознаваемый, и принципиально недостижимый. Только для умеющего выразить его образом он как бы достижим, и для как-то почуявшего его восприемника – тоже.

    Кто не способен такое представить себе, тот не получит полное удовольствие от дальнейшего чтения.

    Я хочу показать, что вот Недостижимость-то как раз тут и выражена.

    А здесь это удалось потому, что тут произведена маскировка холста под белую бумагу. В каком-то приближении на белой бумаге – из-за её белизны – не видна фактура этой бумаги. Ну и гладкость играет роль, конечно. В общем, она представляется бескачественной. При соответствующей белой грунтовке холст тоже представляется таким же бескачественным.

    И вот имеется плоскость этой белой грунтовки. И плоскость эту можно понимать двояко. Как прозрачную, сквозь которую видны изображённые дали (синь Белого моря, заря в небе, даль острова с еловым лесом, да и этот дом глубже находится, чем дёрн перед ним). А можно плоскость эту понимать как то, на чём наложены масляные краски (что так думать заставляет не всюду их наложенность, да и явный ненатурализм изображённого, эта акцентированность красочности красок, наплывы их, где вредно для изображения).

    И в результате – перед нами сама Неопределённость: с какой же плоскостью мы имеем дело. – Нет, вдумайтесь: сама Неопределённость! Как образ принципиальной недостижимости метафизического иномирия.

    И тем не менее она как-то достигнута, а Всё Остальное в Этом мире – гори огнём!

    .

    Это я умудрился своими словами пересказать лекцию о концептуальном искусстве доктора искусствоведения, профессора МГУ М.М. Аленова. Выдержки из неё можно прочесть тут. Там и о Кабакове.

    А вот слова Олега Васильева, демонстрирующие, насколько не дан его сознанию сам концептуализм и, тем более, принципиально недостижимое метафизическое иномирие, являющееся подсознательным идеалом всех непритворных ницшеанцев:

    "…был такой момент, когда всех неофициальных художников вдруг стали называть концептуалистами. И поскольку какие-то существовали круги близких людей — скажем, я дружен с Кабаковым с художественной школы, более 40 лет уже нашей дружбе, — Кабаков — концептуалист, значит, и Васильев тоже концептуалист. …Я преклоняюсь и отдаю должное тем художникам, которые отстаивали право и возможность показа своих работ. Однако для меня путь общественно-политической борьбы (а я оцениваю это именно так) был невозможен: я бы не смог сочетать это с моей профессиональной работой. Так что в этом движении не принимал участия и даже активно уклонялся, занимаясь только своим. Однако в нашем “социуме” даже такая позиция — занятие только профессиональной работой — была уже криминалом. По принципу “кто не с нами, тот против нас””” (https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130131_oleg_vasiliev.html).

    24 января 2022 г.

27.02.2022
16:31

Какой ужас, что так всё скучно…

    Вы прочли название, читатель? Но я начну с ужаса не того, о котором думал, когда название писал. Я начну с мысли, что с некоторой точки зрения ужасна наука. Обедняет . . .

26.02.2022
09:53

Я не смог пройти мимо этой репродукции

    Я не смог пройти мимо этой репродукции. Иогансон. Салют. 1945. Наверно, сработал мой плохой вкус – любовь к разноцветности. Потому что, когда я из осторожности . . .

25.02.2022
06:46

Не зарвёмся, так прорвёмся

    Я поверю нескольким словам Тынянова в 1924 году. Таким: "В “воровской лирике” Сельвинский — это Бабель в стихах” (http://www.philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist18.htm#_w50). А Бабель (см . . .

23.02.2022
17:22

Статья из почти одних ругательств

    Включил канал “Культура”, а там фильм начинается – “Небо. Самолёт. Девушка” (2002) Веры Сторожевой. – Взял и начал смотреть. Даже звукозапись плохая оказалось . . .

22.02.2022
12:31

Как я чуть не сломал голову

    -Я испортился, наверно. Начинал я с того, что пересказывал пацанам толстенные шпионские книги. Такая одна была “Тайна профессора Бураго”. Я ради неё в читальню . . .

21.02.2022
12:57

Моя китайская месть искусствоведам

    Я во вражде с ними, так как с момента выхода в свет “Психологии искусства” Выготского в 1965 году по сей день я не встретил ни одной работы, руководствующейся . . .

19.02.2022
13:33

По наводке

    Я эту статью начинаю писать по такой наводке: "Только тупость и невежество, полное непонимание, с кем они [советские киноначальники] имеют дело… при всех . . .

18.02.2022
20:02

Одна, но пламенная страсть

    У меня теперь одна, но пламенная страсть: представить себе, почему так тупо хвалят тех художников, кто разрешает себе делать ужасные отклонения от натуроподобия . . .

16.02.2022
18:57

Грызёт меня неопределённость около искусства

    Грызёт меня неопределённость произведения искусства. Точнее, неопределённость не его самого, а моего состояния перед ним. Передо мной во весь рост стал вопрос об . . .

16.02.2022
11:01

Как Шостакович дошёл до жизни такой

    Я влез в мироотношение Шостаковича времени Второй симфонии его (см. тут). И мне подумалось, что докатиться до такой крайности, как ницшеанство – это ж надо . . .

14.02.2022
20:43

Ну в упор не видят и не слышат

    Я только что получил упрёк, что уделяю время художникам, не умеющим рисовать (не стану повторять то ругательство, - аж такого слова я никогда слышал, - какое . . .

13.02.2022
12:31

Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку «Сталина в кресле», выполненного, словно, говорят, Матисс написал?

    Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку “Сталина в кресле” (см. тут), выполненного в 1933 году, словно, говорят, Матисс написал? – Мог. По той же причине, какую я . . .

12.02.2022
21:44

Было за что преследовать учительницу, читавшую стихотворение Введенского?

    Вот само стихотворение (1934 года): Мне жалко что я не зверь, бегающий по синей дорожке, говорящий себе поверь, а другому себе подожди немножко, мы выйдем с собой . . .

11.02.2022
13:40

Что-то художник явно мне сказал. Что?

    Бродил по интернету и вдруг… Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011 – 2013. Волна тоски хлестнула: какая бледнопись!.. А как ярко в настоящей жизни!... Картинное небо у . . .

09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий) . . .

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100