25.06.2001 13:45 |
Internet-антропология-3. Отцы и дети. Войдя три года тому назад в Интернет и изумившись царящему там непотребству, автор сего призвал сетевой народ к большей воспитанности и был награжден гирляндой энергичных эпитетов, из которых "вонючий козел" и "львовский идиот" оказались далеко не самыми крепкими.
Оторопевший и раздосадованный, автор принялся было докладывать сетевому сообществу свои биографические реквизиты: возраст, университетский стаж, публикации, ученые степени и так далее. В ответ ему было неким младым юзером авторитетно разъяснено, что в Интернете всего этого не считается, а есть только безымянный, анонимный и андрогинный НИК. Этот НИК летает, как дух, над водами и разит направо и налево кумиров, фарисейство и лжу. Для себя ему ничего не нужно. Он пришел в мир, чтобы не соглашаться. Он - НИК.
Автор воодушевился. Ему самому с некоторых пор надоела цивилизация Гутенберга и Золотого тельца. Ну и что, думалось автору, что эти ребята не страдают излишками вежливости и хороших манер? Такими они видятся мещанскому глазу, а в нем одна трусость и куриная слепота. Как это, у Чернышевского:
"Но вот, - картина, достойная Дантовой кисти, - что это за лица - исхудалые, зеленые, с блуждающими глазами, с искривленными злобной улыбкой ненависти устами, с немытыми руками, со скверными сигарами в зубах? Это - нигилисты, изображенные г.Тургеневым в романе "Отцы и дети". Эти небритые, нечесаные юноши отвергают все, все: отвергают картины, статуи, скрипку и смычок, оперу, театр, женскую красоту, - все, все отвергают и прямо так и рекомендуют себя: мы, дескать, нигилисты, все отрицаем и разрушаем" (Ч, 10, 185).
Короче говоря, автор совсем уж было согласился воскликнуть "morituri te salutant!", снять филологический сюртук и, подобно Сартру, пуститься во все тяжкие вслед за молодыми сетевыми толпами. Ему мерещились новые Базаровы, босые пророки, русское отделение "Красных бригад" и сетевой Эдуард Лимонов
Увы. При ближайшем рассмотрении все эти интернет-революционеры оказались элементарными занудами, чей нонконформизм исчерпывался готовностью покрыть женщину или пожилого человека матом. Это просто уму непостижимо, каким бездарным отрекомендовало себя молодое поколение, когда ему представился случай высказаться на весь мир о времени и о себе. Какие Лимоновы, позвольте! Вялый недоросль с головой, набитой прошлогодней мякиной - вот типичный персонаж молодежного Интернета. Возьмите километровую Гостевую книгу "Тенет" и выжмите ее, как простыню: ведь ничего, кроме самой этой простыни, в руках не останется. "Бу-бу-бу", - бубнят они с утра до вечера и с вечера до утра про то, что Волга впадает в Каспийское море, затем начинают так же уныло собачиться друг с другом и никакого во всем этом задору, остроумия, краснощекой оригинальности... И в этих посредственностях искать революционных гуру Интернета? Да они не то, что революции, а хорошего скандала учинить не в состояни.
Почему-то все они числят себя писателями. Сеть буквально трещит от всевозможных литературных конкурсов, альманахов и объединений. Соблазняет кажущаяся легкость сетевой публикации. Набрал текст, щелкнул мышкой - и мировой читатель гарантирован.
Ничего подобного. Не только мировой, но вообще никакой читатель не гарантирован. Но нашему персонажу невдомек. Вот он, сетевой наследничек Гоголя и Набокова. Сосредоточенно сопя и высунув язык, он набирает лабуду под названием "Проститутка и канцлер". В голове ералаш из "Мастера и Маргариты", Владимира Сорокина, интернетовских файлов и вчерашней порнокассеты. Его жизненный опыт исчерпывается филфаком, поездками в Коктебель, сидением в районном баре и попыткой челночного бизнеса, окончившейся позорным отсиживанием на родительской даче. Он намеревается послать городу и миру вызов, облитый горечью и злостью. Читатель представляется ему в виде сплошной галереи Марата Гельмана или компании "АртЛито", поэтому нужно написать так, чтобы проникло, чтоб сам Житинский воскликнул: "Ты, старик, в этом же роде так и пиши".
И пишет. Как правило, это литературная жвачка времен Очакова и покоренья Крыма, приправленная половой проблемой и матом, потому что все эти клавишные бунтари на самом деле староверы ужасные. Попытка автора произвести их в сетевых первоучеников Христа вызвала лишь поток глумливых междометий и реплик типа: "Во, дает дядя. С утра, наверное, принял лишнего, дядя." Он искал среди них предтеч нового смысла, а обнаружил сквернословящих юнцов с рукой, засунутой в ширинку. Так, не успев начаться, завершился его роман с интернетовской молодежью. Не хочу больше иметь ничего общего с этим тиражированным "generation P". Ну его.
Тем больших комплиментов заслуживают академические старцы, отважно ринувшиеся в углекислое пространство Сети. Освоив сию бесовскую среду на пределе возрастных возможностей и средств, они отнюдь не испортили интернетовского ландшафта. Один венский Jouli Андреев чего стоит! Или загадочный д-р Lox, или добрейший Василий Пригодич, или неистовый Дан Дорфман, или профессор Липунов, разрешающий избивать себя на собственных сайтах. Есть, правда, и среди них свои Геростраты и Гастриты, наподобие вечно всем недовольного Али-Файзуллина или совсем уж невозможной коллективной старухи из РЖ. Но в целом "взрослый" Интернет и значительней, и интересней. В известном смысле уже само по себе появление в нищей, пролетарской, матерящейся Сети свидетельствует о душевной молодости этой почтенной плеяды. Но обратите внимание, с какими оскорбительными "эй, ты!" позволяют обращаться к ним сетевые сопляки, у которых молоко на губах не обсохло. Это просто какой-то клинический изъян психики, неумение услышать себя со стороны - блудословящего, убогого, паясничающего... Все эти разговоры о том, что в Интернете нету ни возрастов, ни авторитетов, ни званий, ни заслуг перед Отечеством, и не действует никакая из библейских заповедей - вздор, репертуар Мишки Квакина. В конце концов эти нечестивцы до того измажутся в собственных словесных выделениях, что их станут сторониться друзья и девушки.
Воспроизведя вечную коллизию "отцов и детей", Тургенев решил ее в пользу "детей". Но ведь то были Базаровы! А нынешние на Аркадиев не тянут. Сначала автор думал, что Интернетом правит бес похоти. Затем - что там господствуют мизантропы. Но на самом деле это, как кажется, убежище мирового занудства, которое тем зануднее, что производится молодыми людьми. Укажите автору сего хоть на одного Базарова в Сети, и он станет его восхищенным Эккерманом.
|