Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

Обозрение

ЕРДИТЫЕ ТРЕЛЫ ЕРДЮЧЕНКО АЗЯТ

без устали

25.06.2001
13:45

Internet-антропология-3. Отцы и дети.

22.06.2001
12:23

Открытое письмо в редакцию "Вопросов литературы": "Интеллигенция и Власть"

20.06.2001
15:38

Читая Набокова. Чернышевский.

Посвящается В. Пригодичу

16.06.2001
17:56

Читая Достоевского. Бахтин.

15.06.2001
20:58

Internet-антропология-2

13.06.2001
11:58

Internet- антропология

    Присутствующий здесь профессор Jouli Андреев постоянно поражается количеству глупцов в адамовом племени. Одинокому интеллектуалу из Вены не приходит в голову, что это количество, может быть, запланировано природой и Господом. Если так, дела интеллектуалов плохи: составляя в человечестве исчезающе малый процент, они должны либо удалиться в пещеры и возжечь там огни условного общения, либо молчать всю жизнь , как рыбы , чтобы их не распознали и не подвергли экзекуции.

    Роковым заблуждением умных является убеждение в своем превосходстве над глупыми. Им кажется, что они должны быть приглашены в начальники жизни. В ответ им пишут на спине "если ты такой умный, почему такой бедный?", надевают на голову медный таз и выставляют на улицу. Глупое большинство право биологической, первичной правотою, а умник-интеллигент внебиологичен, сколиозен, голова у него с пивной котел, но все остальное в горестном состоянии. Обратим внимание, что происходит, когда такой умник - тот же Jouli, например, - появляется в Internet. Абсолютное сетевое большинство под предводительством Игоря Зимина, Злобного Ыха или обозревателя Ивана Давыдова из "Русского журнала" моментально настораживается, мобилизуется и измельчает просветителя в порошок.

    А потому что не положено. Не предусмотрено антропологической нормой и пропорциею. Это никакое не красное словцо, а стойкое убеждение Эразма Роттердамского и автора этих строк. Если кто-нибудь укажет на коллектив, общество, народ, проживший хоть одну историческую минуту по уложениям Гегеля или Канта, готов снять шляпу, вручить призовую сигару и удалиться под сень струй. Человек и человечество слишком любезны самим себе, чтобы терпеть наставления и укоризны яйцеголовых лапутян. "Сам дурак!" - и весь сказ.

    До поры до времени автор сего восхищался "Носорогом" Эжена Ионеско. Там, если читатель помнит, в некоем городе появлялись носороги. Через некоторое время население этого города тоже превращалось в носорогов: не по принуждению, а потому, что носорогов становилось все больше, а людей все меньше, и оставшиеся начинали чувствовать себя уродами, ненормальными, а в носорогах, наоборот, находить все больше красоты. И только один отказался - при том, что постепенно носороги и ему начали нравиться. Не смел и не смею спорить с покойным Ионеско, но: а вдруг духовная носорожесть и есть нормальное состояние людского большинства?

    Не будем спешить с возражениями. Во всяком случае, мудрый Екклезиаст (и духовный патрон этой рубрики) не торопился :

    "Вздумал я... между тем, как сердце мое руководится мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих" (Еккл. 2, 3)

    А ведь Екклезиаст был великим человековедом, не чета гуманистам-философам из группы "Аносенс".

    В "Коньке-Горбунке" на спине у рыбы-Кит крошечный, но самонадеянны й народец понастроил своих жилищ, развел хозяйство, но кит шевельнулся однажды, и все это разлетелось на мелкие куски. Вот в таких же отношениях находится якобы умная интеллигенция со своими якобы глупыми народами. Народ не думает; он чувствует; а что - неизвестно. "Он сам себя не понимает", по гениальному наблюдению Тургенева.

    Но вот с дальнейшим развитием тургегневской мысли автор сего решительно не согласен:

    "Стало быть, вы идете против народа? " - воскликнул возмущенный Павел Петрович.

    Базаров: "А хотя бы и так? /.../ Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-Пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с этим?"

    - Но почему бы и не согласиться, - возразим мы на это. А что если это и в самом деле так? Думать, что вся рота шагает не в ногу, один ты в ногу - стопроцентный шанс того, что тебя вызовут из строя, объявят два наряда вне очереди, отправят на кухню чистить картошку, посадят на гауптвахту, досрочно демобилизуют из армии и отправят на сто первый километр, где проходящие селяне станут показывать на тебя пальцами и говорить:

    Смотрите ж, дети, на него:

    Как он угрюм и худ и бледен!

    Смотрите, как он наг и беден,

    Как презирают все его!

    Случаются ли примеры противоположного рода? Случаются. Но лишь тогда, если инакомыслящий хватается за автомат и начинает переучивать окружение свинцовыми очередями над головою. Согласимся, что это уже будут очень своеобразные доводы в пользу правды и разума. "Пусть будет не Илья-пророк, а электричество, - соглашается тогда окружение. - Ишь железноносый... Как развоевался-то". Картофель, железную дорогу и Просвещение вводили в России - и у других народов - именно таким образом.

    Читать Тургенева - сплошное удовольствие. Вот, например, Нежданов из "Дыма" отправляется просвещать народ:

    "Иные мужики глядели на него с изумлением; другие шли дальше, мимо, не обращая внимание на его возгласы: они принимали его за пьяного; один - так даже, придя домой, рассказывал, что ему навстречу француз попался, который выражался - "непонятно таково, картаво."

    Нежданова вовремя увез подальше от греха верный слуга его приятеля. А вот другой народный просветитель, Маркелов, оказался в кутузке:

    "На душе у него было очень смутно, как ни тих был его наружный вид. Больше всего его грызло и мучило то, что выдал его - кто же? Голоплецкий Еремей! Тот Еремей, в которого он так слепо верил! Что Менделей Дутик н пошел за ним, это его в сущности не удивляло... Менделей был пьян и струсил. Но Еремей!!

    /.../ И представлялись Маркелову подробности, как его схватили... Сперва молчание, перемигивания, крики в задних рядах... Вот один приближается боком, как бы кланяется. Потом эта внезапная возня! И как его оземь... "Ребята... ребята... что вы?" А они: "Кушак давай! Вяжи!.." Кости трещат... и бесильная ярость... и вонючая пыль во рту, в ноздрях... "Вали, вали его... на телегу". Кто-то густо хохочет... Фай!

      • Не так... не так я взялся ...

    Вот что собственно его грызло и мучило; а что он сам попал под колесо, то была его личная беда: она не касалась общего дела, - ее можно было бы перенести... но Еремей! Еремей!"

    Вот именно: Еремей и Менделей, а также Иван, Петр и Сидор. А также те чеховские мужики, которые выслушали негодующую речь соседа-дачника о том, что он вынужден их презирать, и разошлись в твердой уверенности, что отныне их "призирать будут". Среди здесь присутствующих отмечено множество любителей поговорить о "русской идее" и метафизике народного сознания. Автор сам грешен. Но когда начитаешься классиков, начинаешь чувствовать себя краснобайствующим хлестаковым. Русская метафизика существует, но на то она и метафизика, чтобы не даться в руки никакому интеллигентскому сознанию. Интеллигент будет непременно доискиваться концов и начал в великолепной, языческой и бес-смысленной плазме жизни, он, подобно Сальери, станет развинчивать то, что не развинчивается, и вычислять то, что не вычисляется, а народная река жизни все равно будет течь мимо , не обращая малейшего внимания на нелепого типа, который стоит на берегу и что-то выкрикивает, размахивая руками. Воды жизни никогда не примут его в свои объятья. Прерфразируя, скажем: "Легче верблюду пройти через игольные уши, чем интеллигенту войти в Царство Божие".

    Но нас занесло немного в сторону. Вернемся на первое. А именно на умников и глупцов. Обратим внимание, что вторые никогда не трогают первых, пока те сами к ним не прицепятся. Одинокий венский интеллектуал появляется в мировой Сети и требует от всех нас перестать быть самими собой , а стать такими, как он. Но с какой стати? Все разумное действительно и все действительное разумно. "Мы нравимся себе такими, какими мы есть. Мы ругаемся, миримся, ничего не понимаем, несем вздор, мозги у нас дырявые - тебе-то что за дело?"

    Ответить на этот простой, как мычание, вопрос, решительно невозможно. Если Jouli где-то неподалеку, пусть попробует.

    P.S. Однажды в ссылке Чернышевский, пользовавшийся единодушным уважением якутского населения Вилюйска, обратил внмание на то, что руки его соседа-якута изранены волосяными дужками от ведер, которыми он таскал воду. Чернышевский немедленно изготовил примитивное коромысло и вручил его охающему от боли водоносу. Тот рассыпался в благодарностях, но через некоторое времяя Чернышевский вновь обнаружил его таскающим ведра истертыми в кровь руками.

    Вопрос к читателю:

    - Дорогой читатель, ты с "Чернышевскими" или с "водоносами"?

12.06.2001
10:58

Набоков , читающий Гоголя

10.06.2001
11:12

Читая Достоевского. Раскольниковы и Разумихины.

08.06.2001
15:54

Читая Достоевского. Чернышевский.

28.05.2001
13:13

Читая Достоевского.
Карамазовщина.

28.05.2001
00:54

Последние истины

23.05.2001
15:46

Микрорайонное

20.05.2001
12:29

Пустоголовые

17.05.2001
16:42

Читая Достоевского. Раскольников.

12.05.2001
13:05

Писатель - это подозрительно

09.05.2001
12:45

Внутрилитературное

07.05.2001
15:37

Афганистан, водохранилище Наглу, +40

30.04.2001
21:09

Огород и Интернет

23.04.2001
14:56

Вьетнамские впечатления

15.04.2001
15:04

Поручики Пироговы

1|2|3|4|5|6|7|8|9

 

  Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100
  Rambler's Top100