Тот, кто займет с утра наблюдательную позицию на балконе собственной квартиры в заводском микрорайоне, сможет понять многое о времени и о себе
8 часов утра. Из некоторых подъездов некоторых домов выходят хорошо одетые, подтянутые люди. Они устремляются к своим машинам или маршрутным такси и исчезают в ведомом им направлении. Во дворе наступает длительное безлюдье, оживляемое только дворничихой, меланхолично двигающей метлою.
10-11 часов. Во дворе появляются новые люди. Эти никуда не торопятся. Они тыняются с места на место, собираются в поломанной беседке, затем один-два человека тащится в ближайший коммерческий киоск, и все вместе пропадают в подвале ближайшего подъезда. Через час оттуда начинают доноситься песни, брань и пьяный смех.
А затем вся компания, кроме хозяина подвала, вновь разбредается по домам. Из окна слышен звук скандала, на улицу летит чья-то туфля, но постепенно все затихает, и двор вновь погружается в безмолвие и спячку.
Такое можно наблюдать в тысячах микрорайонов сотен городов бывшего СССР. Когда фабрики и заводы остановились, и людям престали платить зарплату, и всем было объявлено, что они свободны, свободны, наконец-то они свободны - то вышло именно то, что мы и наблюдаем с балконов своих домов под дребезжание разбитого фонаря в углу этих безнадежных пейзажей.
Это и есть реальная демократия по-русски. Масса народу не только потеряла работу, но и не думает ее разыскивать. А ведь это бывшие слесари, электрики, инженеры, строители, ба, учителя, кандидаты наук! Недавно им и в голову не приходило бездельничать. Читатель, помнит еще, наверное, времена, когда выпускника вуза, не явившегося к месту назначения, разыскивала прокуратура. За тунеядство можно было схлопотать 15 суток, а то и больше.
И вот с ужасающей быстротой выяснилось, сколь большим был процент бездельников в этой общей и вчера еще трудовой массе. Оказывается, они работали, потому что их заставляли делать это. Их заставляли приобретать и повышать производственную квалификацию, им выносили выговора и награждали почетными грамотами, проводили профтех- и медосмотры, лекторы общества "Знание" читали им лекции прямо на рабочем месте, а профсоюзы вручали путевки в заводские пансионаты. Все это вместе называлось советской властью и будило стойкое раздражение у образованной части общества. (У автора этих строк тоже.)
Как вдруг с советской властью было покончено. Предполагалось, что освобожденные соотечественники поразят мир и друг друга разнообразнейшими талантами, проявят неслыханные инициативы, расцветет сто цветов и прилетит птица Каган.
Вместо мы имеем то, что наблюдаем с покосившихся балконов наших обшарпанных квартир. Людское "множество" впало в транс, в круглогодичную спячку. Многие даже не пытаются найти работу: зачем, раз никто не заставляет? Как быстро произошло это разделение народа на трудоголиков и тунеядцев, как много оказалось вторых и как мало первых!
Зададимся теперь разными гуманистическими вопросами.
Советская власть заставляла каждого быть дисциплинированным, образованным и работающим по 8 часов в сутки. И, следовательно, она насиловала человеческое естество, желавшее прямо противоположного, а именно не работать, а отдыхать с утра до вечера по разным скверикам. При Сталине это насилие было особенно жестким: опоздавший на пятнадцать минут к своему рабочему месту мог быть арестованным - вспомним систему заводских номерков и начальников по режиму труда. А на моей отроческой памяти случай с соседом, сломавшим спьяну дорогое сверло и чуть было не угодившим за это под 58-ую статью "Подрыв экономических основ государства".
Зато уровень социальной защищенности был в СССР настолько прочным, что никому (в том числе автору этих строк) в голову не приходила возможность остаться без крыши над головой и без куска хлеба с маслом. Это полагалось как бы биологической данностью, само собою разумеющимся условием жизни.
Как вдруг все это куда-то пропало: человек заснул в уютной отапливаемой казарме народов, а проснулся на ледяном сквозняке, голый, голодный, зато абсолютно свободный. А зачем ему эта свобода?
Зачем человеку вообще свобода? Например, автору этих строк она совершенно не нужна. Он не страдает сексуальными аномалиями, ему не хочется идти на демонстрацию с флагом, он может обойтись без оппозиционных СМИ - и вообще безо всяких СМИ. И вообще ему всегда была близка формула "Я полковник ты дурак, ты полковник я дурак". Кто сказал , кто первый проповедал, что подчиняться - недостойное человека состояние? В Библии ничего подобного не написано. Там сказано как раз противоположное: "Всякая власть от Бога" и точка. Хуже власти только отсутствие власти. Автор этих строк вспоминает годы, проведенные в армии, лучшими в жизни, а капитана роты Плахотина - сразу Платоном и Кантом: "Главное, курсант Сердюченко, чтобы была проделана определенная ра-бо-та". По сей день не услышал ничего более мудрого. И действительно: в конце каждой работы неизбежен результат. Неважно, какой. Результат - это само по себе ценность, метафизическое достоинство человеческого существования.
Но вернемся "на первое". Homo sovetikus оказался искусственным образованием. Но то, что из-под него вылезло, отнюдь не радует глаз. Вылезло пьянство, антиобщественные инстинкты, нравственная нечистоплотность, готовность смотреть с утра до вечера телепередачу "Про это" и лень. И лишь небольшой процент людей сумел, взять, что называется, себя за шиворот и остаться на поверхности жизни - не благодаря, а вопреки свободе, этому дурацкому фантому, выдуманному в середине прошлого века неизвестно для чего, а, впрочем, как же? Чтобы честолюбивым авантюристам легче было творить всякие анархические бесчинства.
Достоевский сказал: "Человек стремится к идеалу, противоположному его земной натуре". Он и хотел бы стать таким, как описано в Новом Завете, но наступило уже третье тысячелетие от Рождества Христа, а воз и ныне там: человечество продолжает лежать во грехе и пороках. В великом романе Казанзакиса "Христа распинают вновь" утверждается, что, если бы Христос посетил землю еще раз, он нес бы в руках не пальмовую ветвь, а канистру с керосином. За Христа это проделали большевики. Сначала они разгромили ветхозаветного Адама, а потом попытались создать новозаветного. Но материал оказался не поддающимся переделке. И, увы, как только со смертью Сталина прекратилась жесточайшая селекция среди самих селекционеров, там тоже поселилась скверна.
Здесь был упомянут Ветхий Завет. Это очень свирепая книга. Ее авторы повествуют об избиении целых народов с каким-то поэтическим упоением. Особенно поражают художественные метафоры: "истребили город и все дышущее в нем"; "убили каждого мочащегося к стене". Причина ярости Моисея: "Для чего вы оставили в живых всех женщин /.../ Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте".