Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

Обозрение

ЕРДИТЫЕ ТРЕЛЫ ЕРДЮЧЕНКО АЗЯТ

без устали

25.06.2001
13:45

Internet-антропология-3. Отцы и дети.

22.06.2001
12:23

Открытое письмо в редакцию "Вопросов литературы": "Интеллигенция и Власть"

20.06.2001
15:38

Читая Набокова. Чернышевский.

Посвящается В. Пригодичу

16.06.2001
17:56

Читая Достоевского. Бахтин.

15.06.2001
20:58

Internet-антропология-2

13.06.2001
11:58

Internet- антропология

12.06.2001
10:58

Набоков , читающий Гоголя

10.06.2001
11:12

Читая Достоевского. Раскольниковы и Разумихины.

08.06.2001
15:54

Читая Достоевского. Чернышевский.

28.05.2001
13:13

Читая Достоевского.
Карамазовщина.

28.05.2001
00:54

Последние истины

23.05.2001
15:46

Микрорайонное

    Тот, кто займет с утра наблюдательную позицию на балконе собственной квартиры в заводском микрорайоне, сможет понять многое о времени и о себе

    8 часов утра. Из некоторых подъездов некоторых домов выходят хорошо одетые, подтянутые люди. Они устремляются к своим машинам или маршрутным такси и исчезают в ведомом им направлении. Во дворе наступает длительное безлюдье, оживляемое только дворничихой, меланхолично двигающей метлою.

    10-11 часов. Во дворе появляются новые люди. Эти никуда не торопятся. Они тыняются с места на место, собираются в поломанной беседке, затем один-два человека тащится в ближайший коммерческий киоск, и все вместе пропадают в подвале ближайшего подъезда. Через час оттуда начинают доноситься песни, брань и пьяный смех.

    А затем вся компания, кроме хозяина подвала, вновь разбредается по домам. Из окна слышен звук скандала, на улицу летит чья-то туфля, но постепенно все затихает, и двор вновь погружается в безмолвие и спячку.

    Такое можно наблюдать в тысячах микрорайонов сотен городов бывшего СССР. Когда фабрики и заводы остановились, и людям престали платить зарплату, и всем было объявлено, что они свободны, свободны, наконец-то они свободны - то вышло именно то, что мы и наблюдаем с балконов своих домов под дребезжание разбитого фонаря в углу этих безнадежных пейзажей.

    Это и есть реальная демократия по-русски. Масса народу не только потеряла работу, но и не думает ее разыскивать. А ведь это бывшие слесари, электрики, инженеры, строители, ба, учителя, кандидаты наук! Недавно им и в голову не приходило бездельничать. Читатель, помнит еще, наверное, времена, когда выпускника вуза, не явившегося к месту назначения, разыскивала прокуратура. За тунеядство можно было схлопотать 15 суток, а то и больше.

    И вот с ужасающей быстротой выяснилось, сколь большим был процент бездельников в этой общей и вчера еще трудовой массе. Оказывается, они работали, потому что их заставляли делать это. Их заставляли приобретать и повышать производственную квалификацию, им выносили выговора и награждали почетными грамотами, проводили профтех- и медосмотры, лекторы общества "Знание" читали им лекции прямо на рабочем месте, а профсоюзы вручали путевки в заводские пансионаты. Все это вместе называлось советской властью и будило стойкое раздражение у образованной части общества. (У автора этих строк тоже.)

    Как вдруг с советской властью было покончено. Предполагалось, что освобожденные соотечественники поразят мир и друг друга разнообразнейшими талантами, проявят неслыханные инициативы, расцветет сто цветов и прилетит птица Каган.

    Вместо мы имеем то, что наблюдаем с покосившихся балконов наших обшарпанных квартир. Людское "множество" впало в транс, в круглогодичную спячку. Многие даже не пытаются найти работу: зачем, раз никто не заставляет? Как быстро произошло это разделение народа на трудоголиков и тунеядцев, как много оказалось вторых и как мало первых!

    Зададимся теперь разными гуманистическими вопросами.

    Советская власть заставляла каждого быть дисциплинированным, образованным и работающим по 8 часов в сутки. И, следовательно, она насиловала человеческое естество, желавшее прямо противоположного, а именно не работать, а отдыхать с утра до вечера по разным скверикам. При Сталине это насилие было особенно жестким: опоздавший на пятнадцать минут к своему рабочему месту мог быть арестованным - вспомним систему заводских номерков и начальников по режиму труда. А на моей отроческой памяти случай с соседом, сломавшим спьяну дорогое сверло и чуть было не угодившим за это под 58-ую статью "Подрыв экономических основ государства".

    Зато уровень социальной защищенности был в СССР настолько прочным, что никому (в том числе автору этих строк) в голову не приходила возможность остаться без крыши над головой и без куска хлеба с маслом. Это полагалось как бы биологической данностью, само собою разумеющимся условием жизни.

    Как вдруг все это куда-то пропало: человек заснул в уютной отапливаемой казарме народов, а проснулся на ледяном сквозняке, голый, голодный, зато абсолютно свободный. А зачем ему эта свобода?

    Зачем человеку вообще свобода? Например, автору этих строк она совершенно не нужна. Он не страдает сексуальными аномалиями, ему не хочется идти на демонстрацию с флагом, он может обойтись без оппозиционных СМИ - и вообще безо всяких СМИ. И вообще ему всегда была близка формула "Я полковник ты дурак, ты полковник я дурак". Кто сказал , кто первый проповедал, что подчиняться - недостойное человека состояние? В Библии ничего подобного не написано. Там сказано как раз противоположное: "Всякая власть от Бога" и точка. Хуже власти только отсутствие власти. Автор этих строк вспоминает годы, проведенные в армии, лучшими в жизни, а капитана роты Плахотина - сразу Платоном и Кантом: "Главное, курсант Сердюченко, чтобы была проделана определенная ра-бо-та". По сей день не услышал ничего более мудрого. И действительно: в конце каждой работы неизбежен результат. Неважно, какой. Результат - это само по себе ценность, метафизическое достоинство человеческого существования.

    Но вернемся "на первое". Homo sovetikus оказался искусственным образованием. Но то, что из-под него вылезло, отнюдь не радует глаз. Вылезло пьянство, антиобщественные инстинкты, нравственная нечистоплотность, готовность смотреть с утра до вечера телепередачу "Про это" и лень. И лишь небольшой процент людей сумел, взять, что называется, себя за шиворот и остаться на поверхности жизни - не благодаря, а вопреки свободе, этому дурацкому фантому, выдуманному в середине прошлого века неизвестно для чего, а, впрочем, как же? Чтобы честолюбивым авантюристам легче было творить всякие анархические бесчинства.

    Достоевский сказал: "Человек стремится к идеалу, противоположному его земной натуре". Он и хотел бы стать таким, как описано в Новом Завете, но наступило уже третье тысячелетие от Рождества Христа, а воз и ныне там: человечество продолжает лежать во грехе и пороках. В великом романе Казанзакиса "Христа распинают вновь" утверждается, что, если бы Христос посетил землю еще раз, он нес бы в руках не пальмовую ветвь, а канистру с керосином. За Христа это проделали большевики. Сначала они разгромили ветхозаветного Адама, а потом попытались создать новозаветного. Но материал оказался не поддающимся переделке. И, увы, как только со смертью Сталина прекратилась жесточайшая селекция среди самих селекционеров, там тоже поселилась скверна.

    Здесь был упомянут Ветхий Завет. Это очень свирепая книга. Ее авторы повествуют об избиении целых народов с каким-то поэтическим упоением. Особенно поражают художественные метафоры: "истребили город и все дышущее в нем"; "убили каждого мочащегося к стене". Причина ярости Моисея: "Для чего вы оставили в живых всех женщин /.../ Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте".

     

     

     

     

    А вот чистки, проводившиеся в партийной среде тогдашних селекционеров-левитов:

     

    "Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего , каждый друга своего, каждый ближнего своего.

    И сделали сыны Левиины по слову Моисея: : и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Исх., 31, 27-28)

     

    И такими описаниями заполнены многиие десятки страниц Завета.

    Но если углубиться в причины этой запредельной жестокости, выяснится, что она была вынужденной: иначе невозможно было установить Закон и Порядок. Ветхий Завет напоминает энциклопедию всевозможных пороков и скверн, включая постоянно упоминаемые кровосмешение, мужеложство и скотоложство. Все это нужно было выбивать из человеков, чтобы вывести их из антропофагического состояния и ввести в социальное русло. Израиль делал это устрашающими способами, но при этом он не щадил и себя. Хотите ли узнать, как наказывались в древнем Израиле лентяи и тунеядцы? На этот счет в Библии тоже есть четкие установки:

     

    "...Отец его и мать пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания.

    И скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница".

    Тогда все жители его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся" (Втор., 21, 19-21).

     

    Удивительно, правда? Сталин кончал духовную семинарию, но его любимым чтением был, конечно же, Ветхий, а не Новый Завет. Во всяком случае "партия меченосцев" - его выражение. А Достоевский устами Великого Инквизитора совершенно недвусмысленно заявил Иисусу Христу, что тот переоценил возможности человека, а потому его проект никогда не состоится. Великий Инквизитор упрекнул Христа в отсутствии любви к реальному, а не к инсценированному человечеству. Он разоблачил его, как прожектера и идеалиста. Христос молча поцеловал Инквизитора в бледные уста и в смущении удалился.

     

    ...Мы задали себе роковые вопросы и убедились в том, что на них нет ответа. Если кто-нибудь считает, что это не так, готов вручить призовую сигару, снять шляпу и освободить трибуну.

20.05.2001
12:29

Пустоголовые

17.05.2001
16:42

Читая Достоевского. Раскольников.

12.05.2001
13:05

Писатель - это подозрительно

09.05.2001
12:45

Внутрилитературное

07.05.2001
15:37

Афганистан, водохранилище Наглу, +40

30.04.2001
21:09

Огород и Интернет

23.04.2001
14:56

Вьетнамские впечатления

15.04.2001
15:04

Поручики Пироговы

1|2|3|4|5|6|7|8|9

 

  Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100
  Rambler's Top100