30.04.2001 21:09 |
Огород и Интернет Автор сего из последних сил и средств провел Интернет к себе на дачу и, подобно буриданову ослу, очутился перед двумя альтернативами:
Первая :
Общение со всем миром. Мне пишут письма из Австралии, и я в течение пяти минут на них отвечаю. Я заказываю pereplet.ru - на меня в мгновение ока вываливается литературная продукция, производимая пламенными патриотическим умами России. Набираю lebed.com - и оказываюсь в эпицентре международной эмигрантской тусовки. С десятков серверов мне сообщают о событиях в Чечне, передвижениях Путина, перемещениях Березовского, ценах на мясо в Португалии, содержании головы Глеба Павловского, но главное, главное - я могу узнать, что думает в данный момент Марина Стельмах, Главная фемина Сети! Хочу ли возразить Папе Римскому - захожу на его сайт и пишу: "Г-н Папа! Я - не согласен". Не нравится мне академик Леонид Делицын - сообщаю ему об этом с краткостью и прямотой римского легионера. Я в Интернете. Я Председатель Земного Шара.
Вторая :
Возлюбленная помидорная рассада приказала долго жить. Засорился колодец в наказание за то, что поленился добавить осадочное кольцо, когда его строил. Сгнил забор. Свирепствуют сорняки. Сажать или не сажать в этом году "шпарагивку"?
Первая :
Послал гневный мессидж в Гостевую книгу прохиндея (с моей точки зрения) Чубайса. Льстивый веб-мастер гарантировал, что упреки будут приняты к сведению.
Вторая:
Обзавелся выводком утят. А они выстригли половину огорода! Срочно мастерю вольеру и беспрерывно варю отруби.
Первая :
Ах, эта лукавая Америка. Всю ночь таращился в монитор, разгадывая козни Госдепартамента.
Вторая :
Из-за этого проклятого Интернета проспал утренний полив. Утиная команда (12 шт.) устроила голодную истерику.
Ну, и тому подобное, и так далее. Теперь спрашивается: огород или Интернет? Перед моими соседями не стоит такого выбора. Я же в некоторой мировоззренческой растерянности. Из Интернета сочится образованность и знание всего и вся. Но никакой Интернет не может мне объяснить, как может быть такое, чтобы из единого комочка земли, из ее крошечного кубического сантиметра вырастала сладчайшая клубника и неслыханной злости перец. Или вот, например: огурцы в теплице целых две недели не подавали признаков жизни, как вдруг взорвались за ночь сотнями завязей и стали зеленою стеною. Причем тогда именно, когда резко похолодало, и я уже проклял рассаду, купленную на базаре. Или вот еще: в протекающем мимо нас ручейке завелись раки. Ручей, собственно говоря, представляет свалку, в которую нерадивые дачники сбрасывают все, вплоть до поломанных телевизоров. Положено считать, что раки живут только в чистой воде, но откуда же тогда этот биологический выброс? За ночь я натаскал с помощью фонарика 50 раков, каковых сварил и съел, запив необходимым количеством пива.
...Выйдешь рано утром на балкон - благодать, растворение воздухов. Майский воздух прозрачен и свеж. Деревья облиты цветами. В беседке бесшумный ежик доедает хлебные крошки. Неизвестно откуда взявшаяся туча воробьев облепила черешню. "Нужно закрыть ее марлей, - приходит в голову. - Но не будет ли слишком накладно? И не станут ли аборигены крутить пальцем у виска?".
Но это ладно. А вот проблема всех проблем: не засадить ли в этом году половину огорода "по Миттлайдеру"? Непосвященному читателю поясню, что это американский иеговист, создавший новую концепцию огородных грядок. Ее трудно объяснить, скажу только, что для начала нужно перетереть в пальцах всю землю на участке. В прошлом году я построил одну такую экспериментальную семирамиду. Результат оглушительный, но стартовые труды совершенно неподъемны. Так вот, сеять ли свои мудрые мысли в Интернете, или засевать реальные грядки реальной картошкой согласно рекомендациям американца?
А в Интернете новая планетарная дискуссия. Лапутяне всех мастей, национальностей и возрастов строят очередную вавилонскую башню. Обнаруживаю, что меня уязвил какой-то Иван Давыдов из "Русского журнала". Немедленно принимаюсь за ответную филиппику - а утята, ставшие за ночь голенастыми страусами, поедают в это время всходы калиброванной моркови. Как совместить и за что хвататься?
Интернет вездесущ. А огород мудр. Из Интернета получаешь бездну информации о мировой политике, культуре, литературе, о том, что происходит сейчас в задних коридорах Кремля. Но ни малейшего отношения не имеет все это к неслышным успехам и поражениям на огородной ниве. И, между прочим, совсем уж далек от этого современный литературный персонаж. Его мир беспрерывно усложняется, в то время, как мир конкретного российского обывателя делается проще, строже и аскетичнее. Литературный персонаж озабочен своими интеллектуальными и сексуальными аномалиями, обыватель - поисками пропитания для себя и своих близких. Персонаж зачитывается Розановым, обыватель штудирует пособие по кролиководству, персонаж спешит на вернисаж, обыватель - ремонтировать протекающую крышу. Для подавляющего большинства россиян обнажились библейские первоосновы жизни, и всяк поставлен перед ее изначальными императивами: еда, одежда, тепло в очаге. Коммунистический эксперимент окончился, завершен. Но Век Прозрения принес совсем не те истины, которые ожидались. И та часть соотечественников, которая принялась копать, месить, строгать, пилить, строить, отвоевывать у постперестроечного хаоса физическую нишу жизни, вызывает глубокое уважение, потому что это настоящие "новые русские", не на митингах или в коммерческих малинах, а на приусадебных участках отстаивающие свое человеческое достоинство. Они были инженерами, научными работниками, служащими, писателями, наконец, но когда очередная партия политических прохвостов принялась сокрушать очередной период собственной истории, они в этой варварской затее участвовать отказались и перешли, так сказать, в индивидуальную трудовую оппозицию.
Эта массовая робинзонада, исход миллионов с вечно пьяного корабля российской государственности составляет, по моему глубокому убеждению, главное событие новейшей российской истории. Обидно, конечно, на рубеже третьего тысячелетия оказаться в положении сынов Авраама и стад его, а, с другой стороны, есть некая педагогическая польза в этом вынужденно-добровольном возвращении от "zoоn politricon" к "zoon naturae". Возлюбленного соотечественника не грех иногда ударить о землю так, чтобы встряхнулся и пришел в норму весь его жизненный состав. Ибо кто сказал, что человек рожден для счастья, как птица для полета? Бог не обещал ему этого, это неправда. Сказано другое: "В поте лица твоего будешь есть хлеб свой, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят". Это как раз для тех, кто еще вчера был обеспечен, сыт, пьян и ездил на крымские курорты в купейных вагонах.
Источником существования для миллионов становятся сегодня, попросту говоря, натуральное хозяйство и физический труд. Но поговорите с любым из этой армии новых аграриев, и совсем не опустившаяся фигура предстанет перед вами. А целеустремленный преобразователь, философ и даже поэт:
"Какое счастье работать на себя и семью от зари, сооружать кров, возделывать землю в заботах о пропитании, создавать свой мир, подражая Творцу в сотворении вселенной, сколько нового передумаешь, пока руки заняты мускульной, телесной или плотничьей работой: пока ставишь перед собой разумные, физически выполнимые задачи, вознаграждающие радостью и удачей; пока шесть часов кряду тешешь что-нибудь топором или копаешь землю под открытым небом."
Это не мы сказали. Сии строки принадлежат Борису Пастернаку, рафинированному тонкоперстому эстету, но под ними мог бы подписаться любой солигаличский обитатель. Я, во всяком случае, подписываюсь.
Поражает деструктивная жизнеспособность сорняков. Только что отстоял двое суток в известном положении, выбирая травинку за травинкой - бац! через неделю они снова тут как тут злыми полчищами. Трава, взламывающая асфальт - никакая не метафора: у меня нижняя ступенька крыльца встала ребром от прущей снизу бесовской силы. Начинаешь выдирать корень какого-нибудь молочайника, а он тянется, оказывается, через весь огород и уходит к центру земного шара.
А культурные растения слабы, изнежены, без ежедневной человеческой помощи им не выжить. Они, как оранжерейная заводь в диком ботаническом океане. Ему нипочем никакие фитофторозы, и он не знает жалости. Вот в таком ежедневном, упорном и бесконечном противостоянии дикорастущему хаосу проходит жизнь огородника. Ну и что? Зато какое дзен-буддистское погружение в ядро бытия, когда начинаешь думать мыслями травы и чувствовать чувствами деревьев. "Не то, что мните вы, природа..."
Интернет находится на прямо противоположном конце всего этого. Он бесплотен, выморочен, сух. Если природе патронирует Бог, то Интернету - дьявол. Из Интернета растут слава, власть, деньги, березовские, владение умами, но никогда не вырастет из него картошка или курица. Лев Толстой не кокетничал, когда, овладев знаниями, какие никакому интернетчику не снились, разменял их на истины, простые, как мычание.
Огород жизнедышащ, румян, кислороден, патриотичен. А Интернет - углекисл и обл. Обитатель Огорода - работник, семьянин, производитель потомства. А обитатель Интернета - бездельник, гомкункулус, интеллектуальная шишига, онанист. Его гложет порча. Огородник громко хохочет, интернетчик злобно шипит. Огородник читает подшивкку "Сад и огород", интернетчик - Владимира Сорокина. Огородник закусывает свежими баклажанами со своей грядки, а интернетчик - химическими бульонными кубиками. Огородник - Олег Павлов, интернетчик - Bykoff Dima, куртюель дю маньерист. Первые собираются в "Русском переплете", вторые - в "Русском журнале". Первые неуклюжи, застенчивы, не обучены политесам великосветских забав. У вторых золото во рту, несомненная образованность, ртутная приспособляемость к ситуации, а все-таки вкусить истинного меда жизни им не дано. Они пустый изнутри. Они
Не пашут и не сеют и валяют дурака,
С колокольни х...ем машут, разгоняют облака.
Два этих антропологических подвида никогда не сойдутся. У них разные группы крови. Они не понимают друг друга.
...Вот ты, неведомый uzer, читающий сейчас эти строки, - ты огородник или интернетчик по своей изначальной сути?
|