08.06.2001 15:54 |
Читая Достоевского. Чернышевский. Чернышевский и Достоевский являются авторами двух единственных в русской литературе утопий - "Четвертого сна Веры Павловны" и "Сна смешного человека". В этих утопиях писатели выразили свои представления об окончательном и завершенном человеческом абсолюте, о человечестве "после истории". Из этих "Снов" явствует, насколько радикальной была уверенность Достоевского и Чернышевского в том, что "все действительное - неразумно" и что преобразование этого неразумного мира в мир должный, гармонический предполагает некое подобие антропологической революции.
В обоих случаях перед нами картина коммунистической Икарии, хорового единства всех со всеми. Барьеры между людьми преодолены до такой степени, что растворены даже узы семьи и брака. В "Сне" Достоевского "дети были детьми всех, потому что все составляли общую семью"(Д, 25, 113), у Чернышевского о детях не упоминается вовсе. Чувство ревности в обоих случаях полностью атрофировано. У икарийцев Достоевского "не было ревности, и они не понимали даже, что это такое" (там же), у Чернышевского - свободная любовь, регулируемая исключительно взаимным духовно-физическим влечением. Болезни, старость, смерть на страницах утопии Достоевского упоминаются, но как психологически преодоленные: "Старики их умирали тихо, как бы засыпая, окруженные прощавшимися с ними людьми, благословляя их, улыбаясь им и сами напутствуемые их светлыми улыбками"(Д, 25, 114). В "Сне" Чернышевского вообще никто не болеет и не умирает; во всяком случае об этом ничего не говорится. (Говорится в утопических включениях его дневников, но также, как о чем-то преодоленном: "Болезнь и смерть - те, верно, останутся, хотя слабее, чем теперь"(Ч, 1, 253).
Следует вообще подчеркнуть, что в своих мечтаниях об идеальном будущем и Чернышевский, и Достоевский доходили до таких максималистских предположений, которые не могли быть переданы в образной реалистической форме и остались поэтому за пределами их утопий. Например, у Чернышевского: "Когда-нибудь будут на свете только "люди". Ни женщин, ни мужчин/.../ не останется на свете. Тогда люди будут счастливы" (Ч, 15, 152). Несколько иносказательнее, но в том же смысле у Достоевского: "Это будет/.../, когда человек переродится по законам природы окончательно в другую натуру, который не женится и не посягает."(Лит. наследство, т. 83, с. 174)
Последняя часть утверждения Достоевского является точным воспроизведением пророчества Христа, как оно передано евангелистом Лукою. Но и мысль Чернышевского следует в данном случае проповедям Христа и апостола Павла о желательности безбрачия, причем в Евангелии от Матфея Христос одобряет даже добровольное самооскопление ( Мат. 19, 11-12.)
Еще более поразительно буквальное совпадение приведенной цитаты из Чернышевского с предсказанием Христа, содержащемся в апокрифическом Евангелии от Фомы: "Когда вы сделаете двоих одним/.../, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной/.../, - тогда вы войдете в Царствие".
То есть в высшей точке своих утопических мечтаний и Достоевский, и Чернышевский уравнивались с гуманистическим максимализмом Христа: психофизическая разница между полами должна исчезнуть, и человечество станет андрогинным.
Интересно, однако, что в обоих утопиях упоминания о Христе и Боге полностью отсутствуют, причем у Достоевского это незнание подчеркивается: его икарийцы пантеистически поклоняются "природе, земле, морю, лесам" и друг другу (Д. 25, 114). Христос появляется в другом утопическом тексте Достоевского - во вдохновенном монологе Версилова из "Подростка". Но возникает, как необязательный в том свершившемся земном рае, который нарисовался воображению Версилова.
Можно, таким образом, утверждать, что типологически оба "Сна" восходят к единому первоисточнику - эллинскому мифу о золотом веке человечества, осложненному более поздним библейским мифом об Эдеме. И. Паперно, произведя тщательное сопоставление географических координат, куда Чернышевский поместил свою Икарию, приходит к выводу, что этим местом является первообиталище Адама и Евы: "Хотя местность и не названа, ее легко узнать из этого описания. Две реки - это Тигр и Евфрат, долина - библейский Эдем. А возвышенность, с которой Вера Павловна и "царица" осматривают окрестности - это гора Синай, где Моисей получил скрижали с десятью заповедями".
Но между икариями Чернышевского и Достоевского есть и различия. Утопийцы Чернышевского неутомимо совершенствуют окружающую природу и свой быт, трудятся на сельхозработах, их досуг творчески насыщен и интеллектуально активен. Обитатели же утопии Достоевского проводят жизнь в метампсихической неге: "Для пищи и для одежды они трудились немного и лишь слегка/.../. Они блуждали по своим прекрасным рощам и лесам, они пели свои прекрасные песни, они питались легкою пищею, плодами своих деревьев, медом лесов своих и молоком их любивших животных"(Д. 25, 113). То есть перед нами состояние некоторой любовно-эйфорической нирваны, напоминающей психологическое состояние первых трех тысяч обращенных после вознесения Христа. (Деян. 4, 32-35.)
Подобные же восторженно-экзальтированные состояния посещали и Чернышевского: "Это восторг, который является у меня при будущем социальном порядке, при будущем социальном равенстве и радостной жизни людей, сильный, никогда не ослабевающий восторг, это равно не волнующее сияние солнца. Это не знойный июльский день в Саратове, это сладостная волная Хиоса"(Ч, 1, 503). Приведенный отрывок позволяет утверждать уникальную двуполюсность личности Чернышевского, психологически точно диагносцироваанную Ириной Паперно: "Глубокий идеализм истового материалиста, жертвенное рвение этого "разумного эгоиста", православные чувствования этого законченного атеиста". Что касается последних, то преклонение Чернышевского перед личностью Христа временами едва ли не превышало преклонение Достоевского: "Я должен сказать, что я решительно христианин, если под этим должно понимать верование в божественное достоинство Иисуса Христа, т.е., как это веруют православные, в то, что он был и пострадал, и воскрес, и творил чудеса, во все это я верю"(Ч. 1, 132). Ряд других дневниковых записей Чернышевского свидетельствует о его напряженном и драматическом диалоге с идеалами христианства:
"Весьма мне жаль было бы расстаться с Иисусом Христом, корорый так благ, так мил душе мвоею личностью благой и так вливает в душу мир, екогда подумаю о нем"(Ч, 1, 115);
"Бог, который может освободить человека от физических нужд, должен был раньше сделать это, а не проповедовать нравственность и любовь, не давши средств освобождния от того, что делает возможным освободиться от порока, невежества, преступления и эгоизма"(Ч, 1, 210).
Последняя фраза принадлежит уже тому Чернышевскому, которого И. Паперно определяет как "истового материалиста", "разумного эгоиста" и "законченного атеиста". Поэзия умозрительного будущего не скрывала от Чернышевского прозы настоящего. В оценке добровольного перехода человечества в коммунистическое состояние он был реалистом до мозга костей. Его реализм питался отрицательным опытом многих великих идеалистов, начиная с Христа, пытавшихся переделать мир словом Нагорной проповеди. В результате футурология Чернышевского предстает более заземленной, прагматичной, нежели экстатические пророчества Достоевского. Она предписывает человечеству только те цели, которые оно, с точки зрения Чернышевского, способно осуществить. Естественно, что к гиперморалистическим конструкциям Достоевского он испытывал здоровое недоверие "истового материалиста", определяя свои возражения, как "различия между фантастическими мечтами и истинным устремлением человеческой натуры, между потребностями, удовлетворения которых действительно требует ум и сердце человека, и воздушными замками, в которых человек не захотел бы жить, потому что в них нашел бы только пустоту, голод и холод."(Ч. 2, 98).
На это Достоевский мог бы возразить, что его идеальная личность тем и идеальна, что голод и холод ее абсолютно не стесняют, а потребность в материальном комфорте стала для нее давно забытым атавизмом. В Сне Веры Павловны и "Сне смешного человека" равно воспроизведены картины будущего всемирного братства, но будущее Чернышевского проникнуто, если можно так выразиться, машинерией быта, оно материально и гедонично, в то время, как будущее Достоевсеого - "хиос" нирванической самодостаточной любви.
Чернышевский как бы приплюсовывает к "коммунизму" Достоевского материально-экономическую элладу. Достоевский же доказывает, что "это главное, но не самое главное", а, может быть, и десятистепенное, потому что превращение человека в Человека должно выразиться в его полном самоосвобождении от земных потребностей жизни. "Новые люди" Достоевского - князь Мышкин, Макар Долгорукий, Алеша Карамазов, Зосима, брат Зосимы Маркел - генетически лишены каких-либо желаний, кроме желания любить, их индивидуальность полностью растворена во внерациональном альтруизме. "В идее сила", "главное духовное благо", "надобно мысль разрешить" - все это полемически нацеливалось Достоевским на материально-экономический коммунизм "по Чернышевскому". Создавая со своими единомышленниками из "Времени" и "Эпохи" программу обновления России, Достоевский игнорировал в ней вопрос о земле, как главный вопрос русской жизни. Если народ был для Чернышевского и Льва Толстого мужицким демосом, одержимым мыслью о земле и хлебе, то тот же народ представал в почвенническом учении Достоевского носителем некоей духовной идеи, где не было места желанию земной сытости. В то время, как Чернышевский прямо ставил нравственное исцеление общества в зависмость от его материального процветания, "почвенники" основным средством такого исцеления считали духовно-религиозное просвещение. "Один только есть цемент, одна связь, одна почва, на которой все сойдется и примирится,- это всеобщее духовное примирение, начало которому лежит во всеобщем образовании)"(Д, 18, 50). "Мир управляется идеализмом,- вторил Достоевскому Н. Страхов. - Идеализм есть величайшая сила, какая существует в человеческой жизни... В этой силе заключается самое могущественное средство исцеления и возрождения. Как прежде, так и ныне исцелить мир нельзя ни хлебом, ни порохом, и ничем другим, кроме благой вести".
Итак, Достоевский призывал заменить требование материального равенства на равенство духовное, на "соборность" и доказывал, что по ее достижении исчезнут, а, точнее, попросту перестанут восприниматься все общественно-экономические несправедливости жизни. "Представьте себе, что в будущем обществе есть Кеплер, Кант и Шекспир; они работают великую работу для всех, и все чтут их. Но некогда Шекспиру отрываться от работы, убирать около себя, вычищать комнату, выносить ненужное. И поверьте, непременно к нему придет другой гражданин, своей волей придет и будет у Шекспира выносить ненужное. Что же, он будет унижен, раб? /.. ./ Да не скажет он этого тогда, уже по одному тому, что и вопросов таких не возникнет вовсе. Ибо все будут воистину новые люди (курсив наш - В.С.)"(Д, 25, 163-164).
То есть революция необходима, но она должна совершаться не на площадях, а в душах людей. Человек должен придти к социальной гармонии не через переделку общества, но через переделку самого себя. Переход людей в новое социальное качество должен быть индивидуальным а, главное, добровольным.
Достоевский : были бы братья, будет и братство"
Чернышевский: было бы братство, будут и братья".
Предлагаем читателю самому решить, какой из двух этих построяющих императивов более соответствует природе и возможностям человека.
|