TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.10.2017
16:06

Чья правота: Юрского или Михалкова?

    Что делать? Хочу взяться за ультрасложную вещь. Для которой надо сначала прочесть хоть короткую, но ультрасложную статью по ссылке (тут). Раз. Понять её. Два. И . . .

29.09.2017
10:26

Несогласие с Иваном Образцовым.

    Это ошибка: "…любой художественный текст предполагает… максимальную собранность и цельность, которую читателю предлагается открыть самому” . . .

27.09.2017
18:26

Наймушина.

    Я читал про Чайковского плохой отзыв, что он писал не по вдруг-вдохновению, а вызывал в себе вдохновение работой. Не попробовать ли и мне? Используя, скажем, искренность. Поиздеваюсь, например, над собою по поводу не трогающего меня произведения. Скажем, такого:

    Наймушина. Бабушка Аня. Станица Гребенская.

    Художница то ли демонстративно, то ли естественно исповедует идеал традиционализма, столь дорогого мне. Похоже, безрелигиозного. Остриём своим нацеленного против нынешней эпохи Потребления.

    Тут много знакомых мне с детства предметов. Во-первых, табуретка. Я не помню, когда она исчезла из обихода нашей семьи. Наверно, когда я предпоследний раз (30 лет назад), 4-й раз в жизни, сменил город проживания. Во-вторых, будильник. Мне точно такой подарили на свадьбу (46 лет назад). И он продержался десятки лет. Тоже не помню, когда он поломался и исчез. Наручные часы, подарок мамы на день рождения, я ношу больше 30 лет. В-третьих, керосиновая лампа. Она исчезла при третьей смене города проживания 70 лет назад. Настенный коврик исчез при эмиграции (14 лет назад). Печь я плохо помню. Она была на кухне, и пользовались ею ещё двое соседок, а на кухне я почему-то почти никогда не бывал. Тоже 70 лет назад. А потом была кафельная, только для отопления комнаты, лет 20 длилось, до капитального ремонта. Подушки горкой на кровати лежали до исчезновения кроватей после капитального ремонта. До того же времени не было у нас телевизора. Был, правда, крошечный радиоприёмник “Москвич”. А на рисунке Наймушиной я даже радио не вижу. Но я с радио жил в “цивилизованной” Литве, а тут, видимо, более глухая провинция. В России. Может, и деревня. Раз старуха спит в головном платке. Настенный коврик у нас был трофейный, из Германии. Но тоже довольно пошлый, как и тут. Взят как трофей он был тётей, наверно, из места, где жили нижайшие немецкие обыватели (были в СССР обыватели из номенклатуры, те таких ковриков не вешали). Моя семья была нижайше обывательская. И кошка у нас была – до времени после капитального ремонта. Потом заболела, и не дошло нести её к ветеринару. Такие… нецивилизованные мы. Даже и я, образованец. Ещё с потолка свисает голая лампочка. Так у нас тоже была голая, до переезда в Литву 70 лет назад. Потом стала люстра. Дверная ручка мне тоже знакома, но я не помню почему. Дощатый пол у нас был до 1973 года, до обмена комнаты на квартиру в хрущобе. Там линолеум был.

    Почему мой взгляд остановился на этом рисунке? Потому что в самое сердце ударило то, что всё – бесцветное, и только произведение “искусства” – с цветом. – Это как моя заветная мысль, что при коммунизме все люди будут жить в искусстве (творцами или сотворцами). Ибо уже вон сейчас поднялись разговоры об исчезновении профессий из-за роботов. И от Потребления тогда откажутся ради спасения от смерти человечества из-за неограниченного прогресса. Возьмут все мирно коммунистический принцип: “каждому – по разумным потребностям”. И чем тогда жить? Развлечениями? – Они глубин души не затрагивают. – Соскучимся. Пресытимся. А в искусстве, где испытывается сокровенное мироотношение, и страсти есть. И не страшно. Потому что искусство – условность. И красивая. – Вот мой взгляд и остановился на этом явном искажении действительности: цветность только на коврике. Что не является большим искажением действительности (если счесть, что рисунок – современный) такой убогий быт, я почему-то уверен. Хоть в глухой провинции российской никогда не бывал. (Мне кажется, что я чую Россию.)

    А что, если Наймушина нарисовала сатиру на Россию с её множеством глухих углов, сейчас живущих, как в прошлом и даже позапрошлом веке?

    Не верится. Очень уж не агрессивный рисунок. Сон – тема.

    На днях Михалков рассказал случай… 1943-й год, фронт, солдат получает отпуск на 10 суток, едет на поезде до Вологды, зима, февраль, 30 с лишним градусов мороза, потом какая-то попутка, и под утро, часа в два ночи, какие-то розвальни довозят его до развилки, дальше – пешком 8 или 10 километров. Луна, тишина, скрипит снег под сапогами. Он доходит до своего дома (деревня спит, естественно), стучит в окошечко. А дома жена и двое детей. И она услышала этот стук, подошла к окну, отдышала пятачок и увидела в лунном свете мужа. И она решила, что это сон. Она стояла и в этот глазочек смотрела. На Толю. А Толя стоял там. И в нём есть что-то такое, что не даёт ему разрушить вот этот её сон. И он стоит на морозе, смотрит в этот оттаявший пятачок, и видит в этом свете луны лицо своей жены и не будит её. Он продолжает её сон, он не хочет его разрушить! Это чудо. Это счастье. Счастье, когда получается. У него получается. Он продлевает… Вот это понятие: быть или иметь… Он простоял до рассвета. И только, когда рассвело, и она поняла, что это не сон, он вошёл в дом. – Что это? Заторможенность? Результат шока? – Нет. Это высочайшая степень культуры.

    Всё, что я написал, я писал, чтоб вжиться, в расчёте, что меня озарит, что хотел сказать автор своим искажением реальности. Ассоциация с рассказом Михалкова довела меня почти до слезы.

    Так если есть в ней заслуга Наймушиной, то потому, что я почуял ЧТО-ТО в её рисунке. Озарение, что этим ЧТО-ТО является великий, какой-то всемирно-исторический позитив, заставляет думать, что он – в качестве подсознательного идеала – двигал художницей, когда она рисовала это бесцветное изображение с проблеском цветности.

    Рисунок этот я скопировал из видео https://www.youtube.com/watch?v=HWmDLkW0SJk. И он в начале. Если же досмотреть видео до конца, то ясно, что ни о каком он не далёком будущем, ни о каком не выживании человечества в издержках перепотребления за счёт традиционализма. А он о выживании гребенских казаков в чеченской войне. И меня, казалось бы, можно осмеять за высасывание из пальца несуществующего художественного смысла, за натягивание себя на автора.

    Но я то ли упрямый, то ли изворотливый. Мне пришло в голову, что мгновенное, через колено, изменение народа, которое, казалось бы, произошло с чеченцами, захотевшими независимости, и которое вынудило русских бежать из Чечни, - мне пришло в голову, что это – одно из проявлений американской глобализации, требующей горохизации стран и общностей (даже общность мужчин и общность женщин разрушается для равноправия, доходящего до признания естественным гомосексуализма). Горохизация эта – в интересах одной горошины: группы миллиардеров из фактически управляющих миром. И для того теперь все цветные революции и вспышки борьбы за независимость. Менталитет, веками не меняющиеся свойства народа, для этого не принимается в расчёт. Считается, что людей можно быстро изменить. И кажется, что так и есть. Сколько чеченцев зажглось вдруг ненавистью к русским. И… Ничего не вышло. Нашлось ещё больше чеченцев, не захотевших того, что обманно называлось независимостью (а было зависимостью от Саудовской Аравии и, далее, от США). И традиционализм победил. И он в масштабах планеты стал побеждать.

    И Наймушина, ничего этого не зная умом, сознанием, всё равно это выразила. Потому что оно есть – подсознание. И оно может улавливать тончайшее, реющее в мире невидимо, и его выражать.

    21 августа 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339645  2017-09-27 19:18:43
Константин Бучельников
-

339647  2017-09-28 10:15:10
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- "...Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?..." //

- А ни-и-чего не говорят ?

339649  2017-09-28 23:02:36
Kuklin
- Лисинкеру

А чего говорить? Зачем? Кому?

339659  2017-09-30 10:18:02
Воложин
- Просто

тут мало посетителей, а постоянные – специфические: я им на хвост наступил. В писательских группах на фейсбуке народа побольше – там я получил 12 лайков, одну перепечатку и ни одного «фэ».

24.09.2017
10:09

Рёв и писк.

    Вам, читатель, что-нибудь говорит такой пейзаж? Пискарёв. Летний пейзаж. 1932 г. Бумага, пастель. При репродукции есть приписка: "В правом нижнем углу авторская . . .

22.09.2017
12:32

Мистическая жуть.

    Сразу признаваться? Или сперва проверить? Я потом проверю. А пока выпью этой сладостной отравы. Тем более отравы, что вчера я посмотрел “Рай” Кончаловского (2016)… А . . .

21.09.2017
10:08

Донос или Об "Ученике" Серебренникова.

    Устав от оболванивающей (сериалами) политики центрального ТВ, я вошёл в поисковик и спросил: “Призёры Кинотавра 2016”. И посмотрел фильм “Ученик”. И опять . . .

18.09.2017
12:47

Почему нравятся произведения искусства.

    Поводом к этой статье явился фильм Борматова (но на самом деле Эрнста) “Чужая” (2010), никем не премированный, который я посмотрел по ошибке, хотев смотреть . . .

09.09.2017
17:34

Обожаю мистику.

    Люблю начинать с себя для разбега… Почему я люблю мистику? И не вспомнить. Всем детям она нужна для познания границ возможного. Юношам – для убегания от . . .

08.09.2017
16:50

Шандриков, да, омский, но не Высоцкий.

    Признаюсь сразу: я чувствую себя обманутым. А мне всего лишь сказали, что был такой омский Высоцкий – Шандриков. – Ну разве из этого следовало, что он таки второй . . .

04.09.2017
07:35

Феникс, всегда восстающий из пепла.

    Я просто обязан о Шнурове написать. Ну, буду иметь в виду его “Экспонат”, например (см. тут, только опечатка там: не "мне нужны твои деньги”, а наоборот – "НЕ . . .

02.09.2017
12:43

Ура Беляеву-Гинтовту.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне без вашего согласия вывалить на вас свои сомнения насчёт того, что такое настоящее искусство и является ли его творцом . . .

31.08.2017
14:26

Почему неувядаем вальс Хачатуряна.

    Вопрос: может ли обычный человек адекватно воспринять произведение искусства, если его сочинил автор-экстремист? И, если может, то не кратковременное ли это . . .

27.08.2017
12:32

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

27.08.2017
12:30

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

17.08.2017
15:21

Невероятная затея.

    Для начала мне надо представиться. – Я экстремист в эстетике. Я считаю, что неприкладное искусство призвано для общения подсознаний: автора и восприемников. Что . . .

12.08.2017
08:19

Что-то щемящее.

    Мне грустно. Грустно потому, что мне надо долго объяснять, чтоб меня поняли. Уж как-то так вышло, что то, что меня восхищает и чем мне хочется поделиться, настолько . . .

09.08.2017
10:22

Выморочное.

    Надо начать с признания. Тогда, может, оно не будет надо мной довлеть и не повлияет на мою объективность. Признание вот в чём. На днях я допустил безответственность. . . .

08.08.2017
08:43

Эмиль Галле.

    Люблю издеваться над собой. В смысле – загонять себя в тупик, а потом выкарабкиваться из него. Трудно, аж жуть. А приятно. Этакий мазохизм. В этот раз поиздеваюсь-ка . . .

29.07.2017
20:28

Муки надстраничные.

    Данный абзац вписываю впереди всего, дочитав до 209-й страницы. Я ведь вообще зачем пишу? – Чтоб открывать читателю непонятное у автора. То есть я обязался как бы . . .

25.07.2017
07:57

Отчаяние.

    Меня приводит в отчаяние то обстоятельство, что полувековые мои занятия искусствоведением не гарантируют мне компетентности верно ценить то или иное . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100