Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
13.05.2022 |
Психотехника действенности фейков
|
12.05.2022 |
Спор с автором термина «конструктивизм»
|
11.05.2022 |
|
09.05.2022 |
Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.
|
08.05.2022 |
Кроксворд, регбус, большая промблема
|
07.05.2022 |
|
05.05.2022 |
|
04.05.2022 |
|
03.05.2022 |
|
01.05.2022 |
Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина
|
29.04.2022 |
Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины
|
28.04.2022 |
|
27.04.2022 |
Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет
|
25.04.2022 |
|
23.04.2022 |
Почему советской власти Мейерхольд был враг
|
22.04.2022 |
Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму
|
21.04.2022 |
|
19.04.2022 |
|
18.04.2022 |
|
17.04.2022 |
Хотите посмеяться над догматиком? Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об искусстве есть даже консенсус относительно формулы. Это – гармония низкого и высокого. Якимович тогда предложил формулу для барокко – соединение несоединимого. Похоже на формулу Высокого Возрождения. А я, пардон за соседство, придумал себе формулу для импрессионизма – хвала абы какой жизни. И, смейтесь, она сплошь и рядом подтверждается. Подтверждалась она и для картин Горбатова. Горбатов. Пейзаж с изгородью. 1895. Что хвала тут – говорит светловидность, так сказать, живописи. А что здесь от абы какой жизни? – Думаю, зачуханность изображаемого места. Абы какой кусок грунтовой дороги, где встречные телеги не разминутся. Дикий бурьян на её обочинах. Совершенно неэстетичный дальний забор. Эскизное (наспех) изображение всего. Настолько небрежное изображение, что я не могу понять, что это за красное: цветы или плоды. Чувствуется сильный зной, что тоже не позитивное. В свете того, к чему я веду, есть нечто загадочное для меня – коричневое пятно слева на дороге. Что это? – Не знаю. Неужели тень, занимающая весь левый угол? Но в импрессионизме не бывает природных загадочностей. Горбатов. Вид на старый город. 1910. Хвала тут – по-прежнему – светловидность. Абы какая жизнь – и этот ужасный, из плохо оструганных брёвен, мост, и этот хаос отражения в воде, равный хаосу и над водой, и какое-то разорение в небе. Горбатов. Зима. Оттепель. 1910. Тут общее сияние – это хвала. А ерунда в чём? – В ужасном заборе слева. Или это глухая стена какого-то сарая? Горбатов. Зима. 1919. Вот тут ерундовость уже не очевидна. Затрушенное место, конечно. Хаотично построились. Удивительно, что на такой неровной местности. Случайность всего. Но цель моя вот. Горбатов. Зимний пейзаж с церковью. 1925. Тоже абы какой вид. Тоже ну очень пересечённую местность выбрали люди для обживания. И тоже за спиной зрителя предполагается холм с домами и деревьями, от которых тень на переднем плане. Так вот, рассматривая, от чего какая тень, я – признаюсь сразу – две свисающие ветки слева от ствола главного дерева за ветки не признал, а подумал, что это внизу среди домов стоящие деревья (как и левее что-то деревоподобное между домами). А, так подумав, я успел удивиться: почему они такие тёмные? Ведь, мол, нет того, что могло б бросить на них тень. А вчерашнее общение со странностями в картинах Жуковского (см. тут) меня сделало к странностям очень чутким. Но. Природная странность не может быть у импрессиониста! Жуковского я определил неким ницшеанцем слабой степени. Для ницшеанца странность обязательна – иномирие ж входит в формулу этого стиля. – Что за накладка? Благо, до меня вскоре дошло, что это не деревья внизу, а ветки дерева на холме на среднем плане. Другой вопрос, он в 1925 году уже 3 года жил в Италии. Как мыслим импрессионизм без пленэра? 22 февраля 2022 г.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"