Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
16.04.2022 |
Александр Архангельский за православие
|
15.04.2022 |
Душу кошки скребут… v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” искусствоведческого генерала Сарабьянова, среди восклицаний и именования картин "съедобными”, прорвалось одно честное признание: ""Фрукты на блюде”, написанные в период разработки художником плоской живописи… Этот натюрморт – начало Машкова в жанре…” (https://artchive.ru/artists/1216~Ilya_Ivanovich_Mashkov/works/379616~Still_life_Fruits_on_a_platter_Blue_plums). То есть, понимаете, это начало пути к подсознательному идеалу бесчувствия**. Начало! Он пока даже не все фрукты сделал плоскими. Только левое яблоко и апельсин в центре, ну и более-менее все сливы. Для того же – обесчувствливания, так сказать – и расположение (в виде организованного геометрического построения): чтоб не хотелось взять и съесть и тем нарушить симметрию. Так хозяйка не подаёт фрукты гостям. Машков. Натюрморт с бегониями. 1910. Тут тяга изображать объёмное плоским заставила взять бегонию с такими узорами на листьях, какие б я посчитал выдумкой, если б не интернет. Зато у Машкова цвет этих листьев исключает возможность проявить объёмность. Ну и совершенно лишён здесь объёма зелёный мандарин, два оранжевых плода справа, и невнятны насчёт объемности фон и скатерть. Не ахти как объёмна и тарелка. Машков. Натюрморт с парчой. 1914. А тут – новая уловка обесчувстливания: сделать плохо отличимыми живые фрукты от нарисованных на парче. Кривые края вазы затрудняют восприятие её объёмным предметом. Невнятно прописанные овалы поверхности вина в графине и рюмке, а так же еле заметный край бокала – для того же. Малозаметны и овалы подставок рюмки и графина. Они теряются среди теней комков скатерти. На тарелке неспелая клубника совершенно плоска. Тыкву обычно сырой не едят, и она не к месту в наборе, если он – на тему еды. Но у тыквы рельефные доли на поверхности. Так интересно её взять и рельефность долей всё же смазать. Подстилка какая-то ворсистая – чтоб складки не выглядели слишком объёмными. И таким образом можно пройтись с комментариями и по другим натюрмортам раннего Машкова. Пейзаж тех лет тоже можно понимать пробуддистски. Машков. Пейзаж с домом. 1911. Тут со словом “пустота” ассоциируется всё: и холм в виде геометрически простого круга, и равнина, на которой нет ничего. Пусть снегом занесены оба – всё равно какое-то иномирие. То же с горами без складок и с домом без архитектурных элементов. Разнообразно только небо. Так оно едва ли не более невероятно, чем всё остальное. – Далеко это всё от нашего, обычного мира. А больше всего не стыкуется тёмная зелень со снегом. Моя совесть может немного успокоиться. Потому немного, что есть работы тех же лет, тоже со странными упрощениями, подчёркнутой нарисованностью вместо иллюзорности, но которые как-то не тянет толковать как именно образ идеала бесчувственности. Машков. Дама с контрабасом. 1915. Тут есть какая-то отстранённость и неприступность (хоть это жена художника) тут есть. Но контрабас, кресло, пол и особенно пианино вообще натуралистически нарисованы… А тыквы – зачем они сюда попали? Или как может контрабас и картина отбрасывать тень от концентрированного освещения справа, если справа не мыслится существование окна. К окну ж не ставят пианино… И почему стены, чем выше, тем парадоксально темнее? – Иномирие какое-то! Не в него ли улетела мечтой жена? Но почему тогда у неё так пылают щёки? Апсихологизм, что ли? Перебарывает слабенькое подсознательное (нирвану) модное осознаваемое – живописать абы как странно. Почему и называют Машкова авангардистом. Но нельзя ли вывернуть* всё-таки: в сознании художника апсихологизм, а в подсознании – вообще бесчувствие?.. 1 октября 2019 г. * - Нельзя. Пробуддизм у Машкова кончался.“Уже в середине 1910-х гг. самые внимательные из критиков обратили внимание на перемены вкусов и языка бубнововалетцев. “Чувство реальности вновь обретено”,- пишет Тугендхольд (Я.Тугендхольд. Выставка “Бубнового валета”. (Письмо из Москвы)//Речь.- 1914.- 13(26) 02,-№43.- С. 2)” ( https://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-khudozhnikov-bubnovogo-valeta-vtoroi-poloviny-1910-1950-kh-gg-sotsiokulturnye-i-).- Нельзя так нельзя. Хорошо хоть, что до того чувства реальности не было. – Ужас только в том, что я-то думал, что, раз впав в пробуддизм как крайнее разочарование, из него уже больше не выберешься. А получается, что вполне выбираются и из крайнего разочарования, плюя на начавшуюся войну. 29.10.2019. ** - Это можно и не идеалом бесчувствия объяснять, а просто бегством, как у Матисса, из техногенной цивилизации, к диким, les fauves, к простому народу. Зачем так далеко – аж в бесчувствие? Как факт:“…акцентирование пастозных свойств красочного слоя” ( https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-periodizatsii-natyurmortnogo-tvorchestva-ili-mashkova).Грубость то есть, а не бесчувствие. Вон, протянул по инерции кисть с густой жёлтой краской дальше контура плода и потому с меньшим нажимом, так краска легла отрывающимися от мазка кусками. Это в такой картине: Машков. Натюрморт с ананасом. 1908. "…экспериментирует с формой холста… вслед за эстетикой народного творчества, выбирая овал” (Там же). - Но это может быть и дорогой к бесчувствию, да, через народную дикость, но дорогой. Всё-таки 1908 год, а не 1910. Не всё сразу. Концентрический повтор тоже ближе к нирване: "…“оберегающий круг”, мандала, издавна является средством против хаотических состояний дух” (https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4229/4232). А вот – ещё убойнее: "Композиция диктуется уже не столько согласованностью вещей в трёхмерном пространстве, сколько декоратино-пластическим строем самого полотна… построение которого… заявляет о себе громче, нежели предметы сами по себе, [что привело] к “натюрмортному” изобразительному стилю, трактующему все предметы, включая человеческое тело, как содержательно нейтральные” (https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf). 30.10.2019. 10.12.2019.
|
11.04.2022 |
|
10.04.2022 |
|
09.04.2022 |
|
08.04.2022 |
Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)
|
06.04.2022 |
Признаю: я доведён до какой-то крайности…
|
05.04.2022 |
Боже! Ну что мне так не везёт?
|
04.04.2022 |
О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой
|
02.04.2022 |
О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»
|
01.04.2022 |
|
31.03.2022 |
Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)
|
30.03.2022 |
Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?
|
29.03.2022 |
|
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
|
27.03.2022 |
|
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
|
25.03.2022 |
|
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"