TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове . . .

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

29.07.2021
14:15

Не лев Леонид Леонов

    Начинаю отчёт о чтении романа “Вор” (1927) Леонида Леонова с обращения внимания на словесную закавыку: "Там, на Благуше, посреди Шитова переулка, обитал в . . .

28.07.2021
12:02

Не леполи нам паки о Нестерове речи

    Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех . . .

27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И . . .

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

24.07.2021
21:21

В чём сходство между художественной фотографией и живописью

    Вот фото. Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”. Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”. Говорят они, как . . .

23.07.2021
11:40

Хорошо недоумевать…

    Я уж полкниги прочёл “Егор Абозов” (1916) Алексея Толстого, а ничего не понимаю. Зачем он книгу писал? Всех и всё ненавидит и наслаждается своим умением показывать . . .

22.07.2021
07:20

Умер Меньшов

    А мне предстоит развенчать (в своей системе ценностей) любимый фильм его, “Любовь и голуби” (1984). Когда-то, слушая Александра Михайлова (игравшего Васю), что . . .

21.07.2021
09:12

На засыпку

    Если я прав, что Шишкин отличался от большинства передвижников, плакавших о русском народе, тем, что чуял таинственный рост его сил до могучей степени, то это . . .

20.07.2021
09:31

Народ напрягся, а потом выдохнул

    Всё-таки оригинальные люди – писатели. Вот я читаю “Спутники” (1946) Веры Пановой. Там есть трус Супругов. Неприятный тип. Но сколько нюансов этой неприятности . . .

19.07.2021
09:55

Изысканная сделанность

    Когда-то я имел удовольствие пойти с лучшим своим товарищем в музей. И он обратил моё внимание на мастерство художника Маккарта в “Альпийском пейзаже”, сумевшего . . .

18.07.2021
12:50

Цветаевское цветение

    Наконец, я наткнулся на нечитабельную книгу – Цветаевой, “Повесть о Сонечке” (1937). Это для меня ценность. Потому что в таких книгах чаще бывает та странность, . . .

15.07.2021
09:54

Новый Левитан

    Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо . . .

14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет . . .

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира…

    "Прежде всего, трагедия удивительна по основному тону своему… фабула пьесы… не может быть выведена из характеров героев; нет здесь и предопределенной, предсказанной, действующей вопреки характерам... ужасной связи лиц и фабулы, которую называют роком, фатумом” (Психология искусства. М., 1987. С. 288-289).

    В самом деле…

    Разве у Агаси характер слепца, раз во время войны он решил, что "не дело дома сидеть, когда вся страна с фашистской нечистью бьётся”, а после войны – что "хочу домой – в Советскую Грузию”, и раз кончилось то и другое плохо (пленом и наказанием за плен)? – Нет, это не характер слепца. Тут характер обыкновенного человека. Из такого характера трагедия недосостоявшегося художника (а Агаси художник, раз у него сам Пикассо две акварели купил) не выводится.

    Тут трагедия рока. Не мог же Агаси, раз уж он приобрёл стараниями родственника в Париже "некоторое художественное образование”, получив свободу, поехать жить в Тбилиси, а не в свой Ахалцих, где "Его не ждали”, и где не похудожествуешь.

    Но разве, скажете, не назначили в 1956 году комиссию Жукова, по результатам работы которой было закрытое постановление ЦК и Совета министров № 898–490 от 29 июня 1956 года “Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей”?

    Было такое, - ответит нам автор. – Так на то у меня Агаси вернулся в Ахалцих "в 1954-ом”, а не в 1956.

    И, в соответствии с ёрничанием “Коммерсанта”:

    "Понятное дело, нарушения устранили не все” (https://www.kommersant.ru/doc/4318180#id1884236), -

    "Тринадцать лет у него не было паспорта, обходился бумажками с печатями”.

    Да и не в том главное для автора. Главное – никакого намёка на комиссию Жукова. Какой, к чёрту, Рок будет, если ввести в рассказ историческое измерение?

    А так…

    Смотрите, какое начало:

    "Всякий раз…”.

    Это ж – соприкосновение с Абсолютом. С Негативным Абсолютом. – Здесь негатив – необходимость подниматься "по долгой крутой лестнице”.

    Негативный Абсолют вездесущ и вечен. Даже в детстве – "Еды всегда было мало” (выделение шрифтом всюду моё). Даже в Париже (там фашистская оккупация). Пусть "Иногда случались дни, когда не видел в городе ни одного немца”. Всё равно хотелось оставить "за спиной атмосферу вечного ожидания оказаться под той самой яблоней”, что дома, что скрашивала недостаток еды.

    Но максимальная концентрация этого Негативного Абсолюта всё-таки не в Париже, а в СССР. Нет. Он не назван. Иначе какой это Абсолют.

    Почему Агаси не учился живописи до войны?

    "Мы уже никогда не узнаем, чего ждал от своей жизни молодой Агаси”.

    И перечисляются знаменитые армянские художники, родившиеся в Ахалцихе: "Вардкес Суренянц, Акоп Коджоян и Ваграм Гайфеджян”.

    Неопределённость.

    Написал бы автор, что по молодости лет не учился – уменьшилось бы ощущение прикосновения к Абсолюту.

    То же и с советским патриотизмом. Именно с советским. Зачем быть точным, историчным? Это испортит Негативный Абсолют. – Про патриотизм Агаси написано, что ему "показалось”.

    Есть, правда, ещё одна конкретная дата – 1941 – когда Агаси попал в плен. Это самый катастрофический год для СССР. С колоссальным хаосом. С быстрыми прорывами немцев (потому эшелон с новобранцами попадает под артиллерийский обстрел). С неразберихой:

    "Никто не знал, куда идти”.

    И тут словоупотребление, близкое к выражению Абсолюта. Полюс Негативного Абсолюта – в этой стране! И потому о величайшей в мировой истории победе Советского Союза нет ни слова. А если и есть слово “русские”, то в такой компании слов:

    "А потом появились здесь и русские. Лучше бы они тут не появлялись!”

    Тоже конкретика… Но хочется ж указать, где империя Зла, где средоточие Негативного Абсолюта. Это – русские. Даже не СССР.

    А вообще – жизнь плоха:

    "Каждый день каждый из нас теряет что-то из того, что имеет значение”.

    Как говорится: первый шаг ребёнка – это шаг его к смерти.

    Спасение – только во внутренней жизни прекрасного мечтателя: "человеком оставаться”.

    .

    Остаётся только определить характер тех странностей (они выделены шрифтом), которые вводят чуть не 200-летней давности открытие романтиков, трагедию рока, в литературу XXI века. Всерьёз ли это? (Всерьёз я понимаю, когда действует подсознательный идеал {в случае с романтизмом это идеал внутренней жизни, солипсизм}.)

    Но о серьёзе не может быть речи:

    "Про свои ошибки Агаси знал всё…

    Когда дядю Агаси хоронили, кто-то сказал, что лучше бы он в Париже оставался. И сказавшего так никто не одёрнул. Может, и лучше было бы. Если бы не желание человека жить и работать дома. Дом оказался в чужой стране…”.

    Сарказм же.

    Просто, понимать надо, из СССР и из постсоветского пространства надо бежать, как из проклятого места.

    То есть, никакого подсознательного идеала быть не может у автора. Перед нами шуточная стилизация под трагедию рока. То есть перед нами произведение прикладного искусства, призванного усиливать в общем-то знаемые переживания. В нашем случае переживание необходимости эмиграции на Запад.

    7 июня 2021 г.

     

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100