TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове . . .

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

29.07.2021
14:15

Не лев Леонид Леонов

    Начинаю отчёт о чтении романа “Вор” (1927) Леонида Леонова с обращения внимания на словесную закавыку: "Там, на Благуше, посреди Шитова переулка, обитал в . . .

28.07.2021
12:02

Не леполи нам паки о Нестерове речи

    Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех . . .

27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И . . .

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

24.07.2021
21:21

В чём сходство между художественной фотографией и живописью

    Вот фото. Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”. Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”. Говорят они, как . . .

23.07.2021
11:40

Хорошо недоумевать…

    Я уж полкниги прочёл “Егор Абозов” (1916) Алексея Толстого, а ничего не понимаю. Зачем он книгу писал? Всех и всё ненавидит и наслаждается своим умением показывать . . .

22.07.2021
07:20

Умер Меньшов

    А мне предстоит развенчать (в своей системе ценностей) любимый фильм его, “Любовь и голуби” (1984). Когда-то, слушая Александра Михайлова (игравшего Васю), что . . .

21.07.2021
09:12

На засыпку

    Если я прав, что Шишкин отличался от большинства передвижников, плакавших о русском народе, тем, что чуял таинственный рост его сил до могучей степени, то это . . .

20.07.2021
09:31

Народ напрягся, а потом выдохнул

    Всё-таки оригинальные люди – писатели. Вот я читаю “Спутники” (1946) Веры Пановой. Там есть трус Супругов. Неприятный тип. Но сколько нюансов этой неприятности . . .

19.07.2021
09:55

Изысканная сделанность

    Когда-то я имел удовольствие пойти с лучшим своим товарищем в музей. И он обратил моё внимание на мастерство художника Маккарта в “Альпийском пейзаже”, сумевшего характером мазка изображать самые разные разности. Я – теперь только осознал – сподличал и не сослался на него, который вдохновил меня на такие слова?

    “Причем каждому комочку, сгустку, царапине, потеку, из которых состоит мазок, услужливое воображение так и подсказывает истолкование. На ближнем плане - это, мол, неровности земли, оттенки стебельков; подальше – это будто бы густонаселенный поселок с мешаниной крыш и стен друг над другом, поля с разномастными клиньями посевов; еще подальше – расщелины гор, а вверху – вибрирующий воздух.

    Умом понимаешь, что нельзя так положить мазок, чтобы его детали изображали настолько определенные предметы. Но чувство говорит, что вдохновенная рука художника это явно умеет. Без посредства рассудка.

    Радость жизни... Каждая травинка, каждый комочек глины, струя ветра, изба, церквушка, небо, долина и горы радуются своему бытию, солнцу, свету, теплу, мигу своего существования”.

    Вдохновитель был Наум Чечельницкий.

    Так вот я хочу оттолкнуться от того впечатления.

    У Маккарта (1840 – 1884) совсем не чувствуется нацеленности на стилизацию. Он весь нацелен на выражение изображением, на выражение радости жизни.

    Я тогда ещё не впал в экстремизм. Теперь впал, и он мне говорит, что радость жизни воспевается вообще любым художником, какую б душераздирающую тему он не избрал.

    Ге. Распятие. 1892.

    Вот что за чудный свет изливается на Голгофу?! Это, по Евангелиям, свет полного солнечного затмения, наступившего при распятии Христа, свет солнечной короны. То есть даже не безразличная к Богу природа, даже в момент скорби не может отрешиться от какой-то радости жизни.

    А Горгоц на акценте на стилизации настаивает.

    Тут я её вижу, например, в истончающихся книзу ногах женщины, в одинаковости “клякс”: серых – на снегу (что это? Не опавшие ж листья?), коричневых – на ближнем кусте, бурых – на кусте за ним, - вижу в ненатуральной величине снежинок, в упорядоченной горизонтальности снега, лёгшего на лапы веток двух елей впереди.

    Тут стилизация – во всепроникающей и выпяченной эскизности.

    Я не уверен, что нужно с натуры срисовывать такие виды. Такие вполне могут быть извлечены из воображения и памяти.

    То же самое, собственно. Я только не знаю, при такой сильной позёмке (смотрите, как сдувает снег с левых частей левого и правого домов) разве может быть, чтоб вертикальной оставалась трава на переднем плане. Похоже, что художник, когда её изображал, забыл, что он позёмку рисует.

    А тут я не уверен, что надо было настаивать на усеянности одуванчиками (все - с парашютиками уже). Или что это, если не одуванчики? И на фиолетовости на земле (пусть и в тон с небом) я б тоже не настаивал.

    Или для стилизации сойдёт?

    Тут стилизация состоит в серости снежного наста. Или думать, что серость – это от нас скат, попавший уже в тень от крошечного бугорка снега же, когда солнце так низко висит нал горизонтом. Тогда белое – это скат к нам, освещённый… – Нет, лучше думать, что стилизация.

    Ну а тут в чём стилизация? – В до чисто белого ослепительности сияния того и другого и третьего на солнце при… довольно мощном тумане на заднем плане. А может, то не туман, а изысканная такая недоделанность, как и в самом низу. Ну и не думать же, - что “в мiсяцi iюнi випала пороша, той дiд бабу полюбив, що вона хороша", - что это таки снег в июне выпал… И, вон, даже снежинки во множестве нарисованы.

    Хм. Этот Горгоц – как красивый порхающий мотылёк-однодневка, только знающий про себя, что он красивый.

    Это то, что называется искусством для искусства?

    30 июня 2021 г.

18.07.2021
12:50

Цветаевское цветение

    Наконец, я наткнулся на нечитабельную книгу – Цветаевой, “Повесть о Сонечке” (1937). Это для меня ценность. Потому что в таких книгах чаще бывает та странность, . . .

15.07.2021
09:54

Новый Левитан

    Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо . . .

14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет . . .

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100