TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.08.2021
10:19

От души – Тушнова

    Стихи стали песней. Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в . . .

13.08.2021
08:29

Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?

    У меня грустная традиция намечается. Я натыкаюсь среди рекомендуемых к первоочередному прочтению статью об очередном салонном российском . . .

12.08.2021
08:23

Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной

    Уверявший, что Старк доказал, что Наталья Николаевна Пушкина любила, не принял моих доказательств старковских передёргов в начале книги, - не принял не . . .

11.08.2021
08:34

Арифметическая статья в области искусствоведения

      Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка – 5:0! Песня. Лет 7 тому назад я написал (см. тут) 26 строчек электронного текста шрифтом 12 на ширине 6,5 делений в Ворде про . . .

10.08.2021
08:42

Боюсь

    Боюсь себя. Я очень стар. Может, от одного того, а не оттого, что жизнь потрепала, я стал какой-то деревянный. И боюсь, что могу обидеть, даже этого не заметив. В . . .

09.08.2021
12:45

Это у Васнецова кощунство?

    Поступлю догматически. Раз “текстовым” признаком стиля модерн является какая-то мёртвость живого и некая живость неживого, и раз духовным признаком этого стиля . . .

08.08.2021
16:58

Хандра

    В отрочестве я мечтал быть учёным. Не знаю, почему. А теперь, стариком, мне кажется, что я предчувствовал, что только в науке можно остаться жить после своей . . .

07.08.2021
08:31

41 год без Высоцкого

    У меня была история “личных” отношений с Высоцким. Сначала я его возненавидел. Помню, это был Коля Суворов. Он принёс магнитофон из дома (он жил напротив нашего . . .

06.08.2021
08:51

Меня попросили…

    Меня попросили посчитать, сколько смыслов в такой картине. Ульянов. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом. 1937. Я ответил: “Один** – как все восхищены . . .

05.08.2021
19:53

Антибиографизм. (Против Старка и его версии, что Наталья Николаевна любила Пушкина)

    Спор об “автобиографичности” поэзии Пушкина запутан и заведен в тупик поверхностным и примитивным представлением о смысле “автобиографичности” как у ее . . .

04.08.2021
20:25

Истошный оптимизм

    Мне надо, чтоб понять Северянина две вещи. Первая – пусть временно, но согласиться, что он верно себя называл футуристом (правда, с приставкой “эго”). Вторая – . . .

02.08.2021
08:19

Блок – к реальности

    Я буду разнузданным. Я перевру, может быть, смысл нескольких источников, но скажу что-то определённое.

    Мать Блока хотела, чтоб он женился на Ахматовой. Ей казалось, что она к нему тянется. Что-то было и в его душе, раз он вырвал кучу страниц из дневника вокруг тех дней, когда Ахматова к нему в гости пришла раз по его предложению. Он, думаю, её боялся. Она ж – ницшеанка до глубины души. Лучше – ницшеанка не до глубины: Дельмас. Но вот Ахматова пришла. Рассказала, наверно, как видела в Крыму, как контр-адмирал Сиденсер нанес визит знаменитому художнику Верещагину, обставив его царским парадизом. Шесть миноносцев сперва кильватерной колонной, а потом, каждый, описав дугу в четверть круга, подошли к берегу, остановились в километре от него, спустили на воду по одной шлюпке, в них по трапу сошли восемь офицеров в бело-золотой форме, матросы, как один, опустили весла в воду, и лодки понеслись. На берегу офицеры высадились и принялись подниматься по серпантину к домику, снимаемому на лето Верещагиным. Блок вспомнил о своём незаконченном или что-то вроде стихотворении 1911 года и вскоре потом его закончил.

     

    Ты помнишь? В нашей бухте сонной

    Спала зеленая вода,

    Когда кильватерной колонной

    Вошли военные суда.

    Четыре — серых. И вопросы

    Нас волновали битый час,

    И загорелые матросы

    Ходили важно мимо нас.

    Мир стал заманчивей и шире,

    И вдруг — суда уплыли прочь.

    Нам было видно: все четыре

    Зарылись в океан и в ночь.

    И вновь обычным стало море,

    Маяк уныло замигал,

    Когда на низком семафоре

    Последний отдали сигнал…

    Как мало в этой жизни надо

    Нам, детям, — и тебе и мне.

    Ведь сердце радоваться радо

    И самой малой новизне.

    Случайно на ноже карманном

    Найди пылинку дальних стран —

    И мир опять предстанет странным,

    Закутанным в цветной туман!

    1911 — 6 февраля 1914

    AberWrach, Finistere

    И Блок этим досочинением отметил, что он рвётся из символизма вон в реальную жизнь. Да пока не получается. Не провалиться в совсем античеловеческое иномирие, не сблизившись с Ахматовой – получилось, а вырваться из заоблачного сверхисторического благого сверхбудущего в этот раз – не получилось.

    А получилось это порывом из символизма:

    "Серый цвет (цвет обыденности)… [явившийся] символом некоторого подлинного бытия… [противопоставленного] эстетически отмеченной колористической гамме первой строфы (“зеленая вода”)… [где] мир “сна”… [с его] особым состоянием мистического опыта, приобщающего “я” к пониманию сущностного миропорядка” (Смирнов. Смысл как таковой. С-Пб., 2001. С. 68).

    Итак, получился только порыв, а не достижение. И всё вернулось на круги своя: померещится, что "на ноже карманном [увидишь, казалось бы, невозможную там] пылинку дальних стран — И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман!”.

    И там, в символистском Далёко, символисты стремятся "вывести глубинные смысловые структуры на поверхность стихотворных текстов… [в виде тенденции] к стиранию граней между различными естественными языками” (Там же. С. 67-68). – Смотрите: место первоначального сочинения стихотворения обозначено так: "AberWrach, Finistere”.

    20 июля 2021 г.

01.08.2021
20:10

Что сильнее – хаос или порядок?

    Мне нравится находить хаос и наводить в нем порядок. Куанг Хо Исходя из мысли, что вдохновение это проявление подсознательного идеала (и его в произведении . . .

31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове . . .

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

29.07.2021
14:15

Не лев Леонид Леонов

    Начинаю отчёт о чтении романа “Вор” (1927) Леонида Леонова с обращения внимания на словесную закавыку: "Там, на Благуше, посреди Шитова переулка, обитал в . . .

28.07.2021
12:02

Не леполи нам паки о Нестерове речи

    Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех . . .

27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И . . .

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100