TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может . . .

16.08.2021
09:07

Моё поражение

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более . . .

15.08.2021
13:02

Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм

    У меня хилая позиция в дальнейшем повествовании, признаюсь сразу. – Из-за того, что у меня есть несколько с мира по нитке собранных для собственного пользования . . .

14.08.2021
10:19

От души – Тушнова

    Стихи стали песней. Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в . . .

13.08.2021
08:29

Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?

    У меня грустная традиция намечается. Я натыкаюсь среди рекомендуемых к первоочередному прочтению статью об очередном салонном российском . . .

12.08.2021
08:23

Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной

    Уверявший, что Старк доказал, что Наталья Николаевна Пушкина любила, не принял моих доказательств старковских передёргов в начале книги, - не принял не . . .

11.08.2021
08:34

Арифметическая статья в области искусствоведения

      Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка – 5:0! Песня. Лет 7 тому назад я написал (см. тут) 26 строчек электронного текста шрифтом 12 на ширине 6,5 делений в Ворде про . . .

10.08.2021
08:42

Боюсь

    Боюсь себя. Я очень стар. Может, от одного того, а не оттого, что жизнь потрепала, я стал какой-то деревянный. И боюсь, что могу обидеть, даже этого не заметив. В . . .

09.08.2021
12:45

Это у Васнецова кощунство?

    Поступлю догматически. Раз “текстовым” признаком стиля модерн является какая-то мёртвость живого и некая живость неживого, и раз духовным признаком этого стиля . . .

08.08.2021
16:58

Хандра

    В отрочестве я мечтал быть учёным. Не знаю, почему. А теперь, стариком, мне кажется, что я предчувствовал, что только в науке можно остаться жить после своей физической смерти. Во всяких словосочетаниях, типа закон Ома, закон Ньютона… Может, потому что учитель по литературе был гораздо слабее учителя по физике? Иван Исаакович Дубинец был по литературе и Вадим Фёдорович Цыбуляк по физике.

    Они уже давно умерли, наверно, а “живут” вот только во время редких о них воспоминаниях своих учеников, да и то не всех, кто дожил почти до 80 лет, как я.

    Странно, правда? что такого меня бессмертие Пушкина, скажем, не впечатляло... А вторую половину своей жизни, больше, чем половину, я занимаюсь наукой об искусстве (если это не лженаука, надеюсь, что нет).

    И я с большой скрупулёзностью цитирую тех, у кого списал какую-нибудь мысль. Они ж-де тоже хотели продлить свою “жизнь” после смерти. Хоть в этой области ой, как принято умалчивание о заимствовании.

    А мой вклад какой? – спросил я себя. Вот на днях один редактор назвал мою статью неискусствоведческой. И я понял, почему. В ней мало было – хоть она небольшая – “КАК” сделаны именно эти, имярек, произведения. Я же отбивался, дескать, целых 5 штук этих “КАК”. И дополнял свою догадку о его заблуждении тем, что у меня много “ЗАЧЕМ ТАК”, чего обычно у искусствоведов не бывает. И это “ЗАЧЕМ” было с политическим окрасом. Вот редактор и подумал-де, что это – публицистика.

    Ну? А разве у меня – наука?

    Я думаю – да. Именно из-за соединения “ЗАЧЕМ” и “ТАК”.

    И какая польза моему бессмертию, когда даже опытный выпускающий редактор не заметил моего вклада?

    Да и не исключено, что соединение я произвёл ошибочное. Оно логичное, да. Но быть логичным не значит быть правым, как говаривал мой, уже покойный, товарищ, Игорь Доценко. (Его память не помнила, - мы обсуждали, - чтоб он так говорил; а я это крылатое выражение почерпнул, тем не менее, от него.)

    Нет, я честно упомянул об одном факте, противоречившем логике… Совсем как учёный поступил. Но… Тут же придумал кое-какое объяснение этому факту…

    Слабо. Закон Ома гораздо сильнее.

    Ну и что? Метафизически подходя, что-то я всё же сделал для истины… Не зря прожил те часы, пока писал ту статью.

    Или только и остаётся, что в метафизику убегать… Если хандра находит.

    23 января 2016 г.

    Через 5,5 лет я наткнулся на эту заметку и решил её продолжить оптимистической потугой.

    Я вчера узнал о существовании таблицы истинности импликации.

    (Импликация – это составное высказывание “если – то”. Например, “Если число делится на 9, оно делится на 3”. Для таблицы истинности простые высказывания обозначают заглавной буквой: А и Б, а саму импликацию – стрелкой: →. Истинное обозначается 1, ложное 0).

    Таблица истинности получается для импликации такая:

    А

    Б

    А→Б

    0

    0

    1

    0

    1

    1

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    Плохо то, что есть такая странность в логике, что она занимается формой, а не смыслом. То есть А и Б могут быть не связаны по смыслу. Но могут же быть и связаны.

    Первая строчка истинности, например, становится такая: “Высказывание “Если Солнце сейчас не существует, то Земля сейчас не существует” является истинным”.

    Вторая: “Высказывание “Если Солнце сейчас не существует, то Земля сейчас существует” является истинным”.

    Я подумал, что можно считать эти 2 высказывания не совсем бессмыслицей, а верностью в абсурде. Мало ли где абсурд находит применение… Например, при выражении в искусстве отчаяния от затруднительного положения. Скажем, футурист. Его, итальянца возьмём, угрызает совесть за несчастья, причиняемые индустриализацией Италии миллионам сельских жителей. А индустриализацией он восторгается. Она – материальный прогресс. И он хочет выразить свой восторг. Он динамикой изображения выразит и то, и другое: множеством лап у бегущей собаки, или множеством колёс у мчащегося автомобиля. И это понравится некоторым. Как я нашёл не бессмыслицей 2 ложных составных высказывания, что первые в таблице.

    Третья строчка: “Высказывание “Если Солнце сейчас существует, то Земля сейчас не существует” является ложью”.

    Четвёртая: “Высказывание “Если Солнце сейчас существует, то Земля сейчас существует” является истиной”.

    С этими двумя вообще всё в порядке.

    Причём, надо отметить, что разногласий в человечестве нет относительно ложности высказываний: “Солнце сейчас не существует” и “Земля сейчас не существует”. И относительно существования Солнца и Земли – тоже.

    А вот как быть с высказыванием: “Подсознательный идеал автора существует”? Неужели, раз человечество к общему мнению не пришло, то нельзя применять таблицу истинности для импликации к этому высказыванию?

    Может, можно учесть разницу между мнением (осознанным) и нравлением (включающим в себя и подсознательное, причём второе имеет огромное влияние)?

    В общем, узнав об этой таблице истинности, я подумал: а нельзя ли её использовать для доказательства истинности существования подсознательного идеала автора, не данного сознанию автора, но данного сознанию моему?

    Примем на время, что я представляю собой человечество. А я считаю, что подсознательный идеал автора есть (А=1).

    И возьмём Игоря Смирнова, сознание которого это считает ложью. И я согласен это учесть (А=0).

    .

    А согласимся, что подсознательный идеал всемогущ, может то, что кажется сознанию абсурдом. Причём, поскольку у людей подсознание есть, поскольку оно вступает в контакт с подсознательным идеалом автора через странности “текста”, введённые всемогущим подсознательным идеалом, постольку сознанию восприемника абсурда он нравится. Смирнову нравятся футуристы. И он пишет абсурд, в соответствии с нравлением ему абсурда футуристов:

    "…футуризм вовсе отказывался искать сигнальные функции у физических объектов”. То есть связи нет, мол, между чем-то и чем-то в футуристическом тексте.

    Например, с какой стати слово "прищурилась” повлекло за собой слово "глазища” в таком куске из Маяковского?

     

    Представь -

    там

    под деревом

    видели

    с Каином

    играющего в шашки Христа.

     

    Не видишь,

    прищурилась, ищешь?

    Глазенки - щелки две.

    Шире!

    Смотри,

    мои глазища -

    всем открытая собора дверь.

    Тот же Смирнов, но гораздо раньше, чем приведённая из его книги абсурдная фраза, связь этих слов обнаружил: что это привлечение Маяковским в литературу киноприёма монтажа дальнего и крупного планов.

    Смирнов только, не имея для себя понятия “подсознательный идеал”, не стал разрабатывать своё открытие в этом направлении.

    Разработка состоит в следующем.

    Маяковский – против войны. Он презирает тех, кто за. Кто слепые. Не видят, что Каин на том свете с Христом играет в шашки, а не воюют.

    Слепость – "прищурилась”.

    Надо для него плохое, балаганное средство применить (род абсурда). Кино тогда было балаганом. Надо применить для охаивания патриотов киномонтаж крупного ("глазища”) и дальнего планов.

    Подсознание всё связало, а для сознания тут бессвязность, один физический объект на сигналит, мол, другому.

    Ко времени писания собственного абсурда Смирнов о своём открытии забыл. Но ему нравится результат якобы бессвязности (работает его собственное подсознание). И – оно побуждает его написать свой абсурд: про бессвязность.

    Собственно, и открытие про применение Маяковским киноприёма есть результат озарения Смирнова, переход его подсознания в сознание. (Никто, ни сам Маяковский, киноприёма не осознал.)

    .

    То есть я могу на момент открытия о киноприёме счесть, что сам Смирнов подсознательное практически признал на секунду (на время написания о своём открытии).

    И для него тогдашнего А=1.

    Переназовём киноприём связностью. Выражение: “Связность существует”, - тогда является истинным. Б=1.

    Тогда импликация – “Если подсознательный идеал существует, то связность существует” является истинной. – Последняя строка таблицы истинности.

    И она характеризует первоначального Смирнова.

    Как тогда станет выглядеть последующий Смирнов?

    Он теперь говорит: “Если футуризм внешне (осознаваемо), то бессвязность”.

    Тогда выражение “Если А=0, то Б=0” является истинным. Что есть верность в абсурде.

    Смирнов оказался по-своему прав и первый и второй раз. Почему я это и почувствовал оба раза.

    То есть доказано, что подсознательный идеал автора существует.

    .

    Совесть футуриста Маяковского в произведении “Война и мир” скребла за то, что он не воевал, будучи против войны (против войны – это за прогресс), когда другие – воевали, будучи тоже против войны.

    26 июля 2021 г.

     

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100