TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может . . .

16.08.2021
09:07

Моё поражение

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более . . .

15.08.2021
13:02

Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм

    У меня хилая позиция в дальнейшем повествовании, признаюсь сразу. – Из-за того, что у меня есть несколько с мира по нитке собранных для собственного пользования законов (или не знаю, как их лучше назвать) искусствоведения (масса же людей не считает искусствоведение наукой, а считает как бы некой игрой в субъективные понятия). Есть и собственное (а кто я такой?) развитие заимствованного. И всё – не общепринято. Так, если у меня складывается из этой мешанины что-то логичное касательно какой-нибудь картины, то я считаю себя вправе выставлять это на обозрение.

    Читая силлогизмы и бравуры о вот этой картине,

    Писсаро. Поздний вечер на нашем лугу. 1887.

    я подумал о ней совсем не так. Бессилие какое-то солнца. Пусть и не такие уж длинные тени, но солнце какое-то полупотухшее. И люди, видно, смирились давно. Если теория тепловой смерти Вселенной в середине 19 столетия была уже разработана, то перед концом века в культуре вполне могло зародиться настроение, ей подобное. Или, наоборот, ей вполне соответствовала философия Шопенгауэра:

    "Жизнь во временном потоке представляется цепью безотрадных страданий, сплошным рядом крупных и мелких невзгод, то есть жизнь всего лишь эпизод, нарушающий покой абсолютного бытия. Жизнь может и должна заканчиваться стремлением к подавлению “воли к жизни”, превращением в ничто. Только в единстве со смертью жизнь может реализоваться как целое. Небытие является основой для дальнейшего существования” (https://desinfection.livejournal.com/15315.html).

    И некоторые “измы” вполне оказались способны выразить такое настроение безразличия, бесчувствия. Почти буддистская нирвана. Всё зыбится как марево предпоследних секунд мира.

    Писсаро. Наводнение в Понтуазе. 1882.

    Писсаро. Дома в Понтуазе. 1878.

    Но это – выражение колоссального разочарования. Импрессионисты к такому настроению отношения не имели. Наоборот. Как бы ни было плохо, всё равно хорошо, - хорошо, что есть сама жизнь. И если это верно для не раз голодавшего Моне, то тем более верно для Писсаро, жившего всегда очень бедно. (Не продавалась их мазня, как тогда её считали.) Мне вообще пришлось, я извиняюсь, вывести формулу импрессионизма: хвала (свет, мерцание) абы какой жизни (тема). Оптимизм такой, простецкий и индивидуалистский.

    Писсаро не устраивало получившееся глубокомыслие пуантилизма. Он попробовал изобрести "монументальный импрессионизм” (https://8-poster.ru/onenews/721/).

    Писсаро. Молодая крестьянская девушка с кофе. 1881.

    Как он добился подавления тотальной зыбкости, я не усекаю. Похоже, тем, что в некоторых местах пуантилизма просто нет (в линиях подоконника, в кайме чашки, в ложке, в складках юбки, в кайме блузки, в волосах в тени). Пуантилизм обеспечивает необычное сияние (хвала). А абы какая жизнь – это низменность темы: бедность такова, что нужно ложкой выскрёбывать то, что не выпилось, гущу – всё же добро, не выбрасывать же его.

    Писсаро. Молодая женщина и ребенок у колодца. 1882.

    Здесь тоже не во всех местах пуантилизм (в блузке женщины, в её головном уборе, в камнях колодца, собственно, и в зелени, и в домах, и в небе). Только юбка женщины и платье девочки мерцают.

    В результате он пуантилизм изгнал вообще.

    Писсаро (слева направо): "Картофельный рынок на бульваре де Фос в Понтуазе" (1882 г.), "Продавщица мяса" (1883 г.), "Рынок домашней птицы в Жизоре" (1889 г.)

    От хвалы, правда, отпали сильно действующие световые эффекты. Потому он, наверно, ещё раз соблазнился – дивизионизмом (первая репродукция). От которого тоже пришлось отказаться по уже указанной причине.

    Её, правда, придётся натягивать на такие жизнерадостные вещи.

    Писсаро. Жатва. 1889.

    Писсаро. Кирпичный завод “Делафоли” в Эраньи. 1888.

    Впрочем, можно себя накрутить, что это внешняя жизнь, обман самих себя, делание хорошей мины при плохой игре. А на самом деле всё "всего лишь эпизод, нарушающий покой абсолютного бытия”. Несуществование-де, вон, уже пробивается в этом мареве нерезкости.

    Пришлось художнику и дивизионизм оставить.

    Чем он после этого стал выражать хвалу, я как-то не могу ответить. Приблизительностью, что ли? Лёгкостью письма? А абы какая жизнь – это просто:

    "Писсаро отходит от принятого в ту эпоху изображения городских достопримечательностей – знаменитых памятников, скульптур, архитектурных построек” (https://www.liveinternet.ru/users/publizist/post257304668).

    Писсаро. Бульвар Монмартр. Дождливая погода днем. 1897.

    30 июля 2021 г.

     

     

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100