TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.09.2021
08:00

Разомнём тайну Замятина

    Я как-то в растерянности: радоваться, что революции в Западной Европе в 19 столетии как-то сбили Маркса с толку, и он не додумал, что массовое производство (которое . . .

12.09.2021
09:46

Коль Астафьев нечестен политически, передаётся ль это на творчество?

    Через несколько строк начала замечаю странность. Как можно, - в средней, думаю, полосе России, - быть и в сандалиях, и в пальто? Кто меня знает, знает, что я ищу . . .

11.09.2021
19:28

Мазохизм

    Я родился и долго прожил в провинции. Семья моя – низы в советском обществе. Сам СССР был с огромной отсталостью в гуманитарной области. Я не мог не вырасти с . . .

10.09.2021
07:33

Верю!

    Сперва я написал такой комментарий под статьей: "Я из разных теорий вывел, что стыдно художнику выражать радость жизни, ибо радость жизни получается выраженной . . .

09.09.2021
14:01

Я впечатлён

    Впечатлён я словами мультипликатора Юрия Норштейна: "Самое трудное в живописи – отказаться от выученного знания и вновь открыть в себе “неумение”… Будто и не . . .

06.09.2021
09:33

Настаиваю на формуле импрессионизма

    Формулы идеостилей существуют. Общепринята гармония низкого и высокого для Высокого Возрождения. Не общепринята формула, предложенная Якимовичем, для барокко – . . .

05.09.2021
09:05

Вещь, сделанная для самой себя

    Так, как в названии, Мукаржовский начинает разбираться, что такое изобразительное искусство. – Полная-де независимость от идеологии. Два века засилья идеологии в . . .

04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля.

    Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция.

    Мадонна делла Консолазионе (Мадонна делле Лакриме), ок. 1500.

    Рафаэль. Мадонна Альба. 1511.

    Очень простой ответ – естественность! Обычные люди изображены. С обычными телесными пропорциями. Естественнейшие позы, цвет лиц, тел. Обычный пейзаж. Обычные травинки. Низкое. А – Божественное. Апсихологизм: все где-то не тут мыслями (которые есть и у младенцев). – Гармония низкого и высокого.

    Никакая не идеальная вписанность треугольника в круг. (Хоть это и есть.) Никакие другие треугольники: 2) синий – левая нога Марии, 3) телесный – правая рука Иисуса- правая сторона его тела- тело-Иоанна. (Хоть и это есть.) Никакая не исключительная красота. Мария с каким-то длинным висячим носом, Иоанн с какой-то рахитично большой головой. Ни какая не идеальность тут при таких аномалиях..

    Просто обалденная естественность при изображении ТАКОГО…

    А не, как Кира Долинина пишет:

    "Временно возвращенная ценность

    “Мадонна Альба” Рафаэля из вашингтонской Национальной галереи, Государственный Эрмитаж

    Рафаэль – художник безумных страстей. Только страстей не его собственных, а чужих – тех, кто любит его и кто ненавидит, кто ломает копья и перья, чтобы доказать величие или унылую холодность его вещей. И секрет здесь прост – каждому ли дано любить совершенство. Совершенство того рода, когда вообще без изъяна, без малейшего отклонения от идеала, женщину без единой родинки или чего-то иного, что отличало бы ее от всех других, корзину фруктов, словно нарисованных при помощи циркуля, гладко-синее небо или только что подстриженный газон, на котором ни единой травинке не оставили шанса быть хоть на сантиметр выше других. Совершенство картин Рафаэля для многих его нелюбителей именно такого рода. Однако нелюбовь не есть непризнание этого самого совершенства. А идеальность не всегда отсутствие идеи.

    Идея главенствовала в искусстве Рафаэля Санти. Сам он формулировал это так: “…чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц… Но ввиду недостатка… в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль”. Эта чистая идея, да к тому же идущая от человека, а не от бога, как это было раньше, впервые легла в основу изобразительного искусства, сделала творения чрезвычайно талантливого, но не особо оригинального мастера великими и питала искусство всех “классических” направлений на протяжении многих веков. Не поддавались ей лишь несколько раз: Рафаэля чтили, но мало ему подчинялись мастера маньеризма или барокко, его презирало рококо, им восхищались романтики, исподволь готовя антиклассицистическую революцию, которая закончится триумфом модернизма, в котором Рафаэль будет то сбрасываться, то подниматься на корабль современности, но который от Рафаэля возьмет прежде всего мысль о главенстве идеи над подражанием природе, а совершенством формы по-рафаэлевски будут увлекаться уж совсем особо утонченные маргиналы.

    Все эти страсти вокруг Рафаэля и его места в истории искусства витали в воздухе вернисажа. Возвращение было нервным. Совершенство “Мадонны Альбы” (ил. 2), картины, написанной между 1509 и 1511 годами, в самый зрелый, римский период творчества Рафаэля, картины, уже современниками записанной в главные его произведения, настолько очевидно, что эрмитажному зрителю остается либо честно отдаться власти этого идеального произведения, либо отстраняться от нее путем обсуждения исторических перипетий…” (https://www.litmir.me/br/?b=712642&p=4).

    И пошла писать губерния про эти перипетии.

    11 августа 2021 г.

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100