TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.10.2021
16:35

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

    Не поняв, как всегда с рассказами книги “Выдумки” Борхеса, с первого захода рассказ “Секта Феникса”, я при втором заходе решил ознакомиться со всем в рассказе, . . .

05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних . . .

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка. Хоть и есть хорошее правило не обращать . . .

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть непосредственно, чтоб в пещере Бломбос начертить орнамент из прямых линий 75000 лет назад. Справа от меня было море со своей прямой линией горизонта. Но это было как-то слишком легко. Теперь, глядя на карту с этой пещерой,

    я вижу, что от неё до моря всего 150 метров. Но тогда я этого не знал. Теперь, спросив поисковик: “деревья Южной Африки”, - я вижу,

    что на идею прямой вполне могли навести баобабы. Но тогда я этого тоже не знал. И мучительно думал. И вот дошёл до места, где назначил себе повернуть назад, и остановился над обрывом. А на другой стороне оврага была отвесная стена, на которой проступили слои пород, из которых сложена была эта стена. И слой от слоя отделялся строго по прямой! – Я возликовал.

    А теперь я подумал: может ли быть, чтоб не угроза стресса вызвала в предчеловеке экстремистскую же реакцию в виде изображения экстраординарного – процарапывания острым твёрдым камнем на мягком камне… прямой? (Что, между прочим, стрессу не дало развиться, ибо произошла разрядка в экстраординарное. Что и породило человека и искусство. Субъект в реакции такой впервые не подчинился первой сигнальной системе: ни отдала внушаемая самка на съедение стаду своего младенца, ни она воспротивилась, - то есть у субъекта появилась вторая сигнальная система, и он стал человеком. А экстраординарный предмет стал первым произведением искусства).

    Мог ли предчеловек просто так начертить прямую? Без угрозы стресса… Играя, скажем?

    По-моему сравнение обстоятельств – одного и другого – говорит за первый вариант. За красивую сложность. (В физике сперва сама красота теории гарантирует её верность. И плевать на бритву Оккама, настаивающую на приоритете простоты.)

    Но не так спустя десятки тысяч лет. Рисовальщик, случайно в хаосе мазков краски кистью на холсте вполне теперь может увидеть проступающую фигуру человека (как видят изображение в пятнах плесени на стене). И его вполне может осенить (см. тут), что это годится для стилизации, отличающей его способ изображения человека от способа изображения человека у всех известных ему художников. И это превращает рисовальщика в индивидуалистического формалиста. За способом изображения нет никакого содержания. Такое, правда, может случиться только во времена кризиса содержательного, так сказать, искусства, когда слишком долго продержалась манера, чтоб содержательность обязательно выпирала (в России – академическое искусство, передвижники, во Франции – что-то подобное).

    И бессодержательность, и оригинальность – какой соблазн для передового субъекта, эпохи бунта против правил! Конца XIX века и далее, вплоть до наших дней.

    Экстаз технического открытия вполне заменил старое доброе вдохновение ЧЕМ-ТО, словами невыразимым. И только многовековая инерция этого ЧЕГО-ТО заставляла самых умных стилизаторов темнить в своих произведениях, чтоб их не сочли банальными.

    Правда, это я уже описываю ситуацию спустя десятки и десятки лет после грани XIX и XX веков. Когда мошенники от искусства почуяли возможность халтурить и не быть тут же пойманными и обличёнными.

    А сначала – в конце XIX века – художников угнетала тоска простого отсутствия специфически художественного в этой гонке содержаний, то ублажавших победителей в революциях и бунтах (академизм), то горевавших о побеждённых (передвижники).

    Но что такое ввести художественность? Это отдать творение своего произведения во власть подсознательного идеала (вдохновения). Оно сознанию автора не дано. Принципиальная возможность назвать введение художественного формализмом – появилась. Из-за чего? – Из-за не данности сознанию идеала. Художники и согласились почитать себя формалистами. (Они б даже и перестали быть художниками, если б осознали свою ошибку.)

    Поэтому нечего особо смеяться над почти глупым теоретизированием Кручёных:

    "Мы еще дети в технике речи, а беремся в произведениях за решение всех поголовно вопросов мироздания и стыдимся поучиться искусству, как таковому” (https://ruslit.traumlibrary.net/book/kruchenih-sdvigologia/kruchenih-sdvigologia.html).

    И тот же Кручёных приводит в пример здорово научившегося искусству Маяковского:

    "В бубны буди острозубые бури…

    Брюсов думал, что бу-бу-бу усиливает бурю, а получается юмористика! Нет интонации, нет оттенков, усилений, нарастания звука! Хотя бы у Маяковского поучился:

    …и в бубен брюха

    веселье бейте

    – от глухого бу через увлажненное брю переход в звонкое бей-эй! Однообразное б разнообразится гласными” (Там же).

    Так мне хочется историю с умелостью Маяковского развить. Он был не только до чрезвычайности искусен в обращении с материалом (словом), но и был великим художником.

    .

    Есть такой Эдуард Филатьев. С тремя высшими образованиями. Он до странности ненавидит Маяковского. Выпустил серию книг, обличающих его всячески. При этом Филатьев как-то странно слеп. Масса людей, не имея мнения, что художественность это наличие следов подсознательного идеала автора, всё-таки, ведомые вкусом, верно чуют то ЧТО-ТО, что сообщает их подсознанию этот авторский подсознательный идеал. Филатьеву почему-то не дано чуять это (что составляет духовное величие художественных произведений Маяковского). При этом он виртуозно прозорлив насчёт материальной стороны (словесной) этих великих произведений Маяковского.

    Так Филатьев, базируясь на всем известном пристрастии Маяковского, переставляя слоги в словах, получать каламбуры, железно выводит (пусть и с вопросительным знаком):

    "КЛ (Кулешов Лев) и ОБ (Осип Брик). Получалось “КЛОБ”. Если чуть приглушить последнюю букву, то и получится “КЛОП”.

    Если так, то не была ли пьеса “Клоп” некоей местью обиженного мужа (пусть даже гражданского) тому, кто увёл у него обожаемую супругу? Не мстил ли Маяковский своей пьесой и Льву Кулешову тоже?” (http://loveread.ec/read_book.php?id=78346&p=100).

    Он и другим персонажам пьесы прототипов нашёл. И тем (личной, мол, местью) страшно снизил ценность знаменитой сатиры на ненавистную Маяковскому советскую власть. Ненавистную за (см. тут) бесчеловечность в первую очередь.

    (Надо знать, что Осип Брик умудрился убедить Маяковского и свою жену сожительствовать втроём, а Маяковского ещё и терпеть сожительство их жены по заданию ГПУ с четвёртыми мужчинами. А ещё Брики, работающие в ГПУ, наносили визиты тем, кто будет арестован и предлагали на время оставить драгоценности им. Отпустят – возвращали честно, не отпустят… Может, часть государству отдавали, что в ГПУ изначально и просчитывалось.)

    Трудно представить (если забыть словесные выкаблучивания поэта), какой ненавистью к самому себе в том числе кипел Маяковский, когда всё это советское так не вязалось с анархией (самоуправлением микроколлективов и федерацией этих федераций) как дорогой к коммунизму, в котором анархия (самоуправление) станет повсеместной. То, что он видел в СССР в действительности было дорогой, наоборот, от коммунизма (что и подтвердилось в явном виде через 60 лет).

    Но ещё труднее представить, что идеал анархии Маяковский умудрялся вытеснять из сознания в подсознание, когда сочинял. Особенно – сатиру. В которой особенно сильно осознание, что такое хорошо, а что такое плохо. (За что и считается сатира наименее художественным родом литературы.)

    И всё же…

    Филатьев приводит такую странность, случившуюся при первой читке “Клопа”:

    "Прежде чем приступить к чтению, Маяковский объявил, что весь вошедший в его комедию материал – это факты, прошедшие через его руки, руки газетчика и публициста, сотрудничающего с газетой “Комсомольская правда”. Через месяц в журнале “Рабис” он напишет:

    “"Клоп" – это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи и поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанством”.

    Возникает вопрос, зачем надо было об этом заранее предупреждать собравшихся?

    Неужели они сами не поняли бы, о чём говорится в пьесе?

    Сам Маяковский никаких объяснений этому не дал. Он просто начал читать” (http://loveread.ec/read_book.php?id=78346&p=94).

    Не мещанская-де советская власть под прицелом у Маяковского, а частное мещанство – частная жизнь.

    Осторожность? Чтоб не донесли? Но были ж на читке все свои.

    Или он и при читке впадал в транс, какой им владел и при сочинении: сознание очищалось от антисоветского идеала (анархии). И он, и слушатели впадали в соблазн сугубого формализма… Как и все, наверно, художники в формализме витают. Не ведая, что иногда творят.

    Ведь такой соблазн быть ограниченным… Как ребёнок.

    31 августа 2021 г.

     

     

     

22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное… (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.) Обожаю ницшеанство за его . . .

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

20.09.2021
09:54

Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)

    На днях я с возмущением послушал, как возмущался один инакомыслящий по поводу закона о просветительской деятельности. (Он введён в апреле этого года.) . . .

19.09.2021
21:32

Фишер – ловец душ несчастных

    Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог. Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место . . .

18.09.2021
12:12

Нечистый Рейн

    Хочется порой большей сложности в преодолении материала. Кублановский Рейн в переводе с немецкого – чистый. . С чего начать? Теряюсь… Выгодно подвести к не . . .

17.09.2021
08:43

Искусствоведение – наука, а я – миниучёный в ней

    Возьмём высказывания безусловного авторитета в учёном мире, академика Мигдала, и сравним со мной. Мигдал: "…построения в физике требуют постоянного . . .

15.09.2021
14:00

Разоблачение Дали

    Всё можно понять. Если не по себе, то по противоположности себе. Поэтому я начинаю с себя. Проникновение молодёжной контркультуры с Запада в СССР началось с 50-х . . .

14.09.2021
09:04

Что он есть такое – восторг художника?

    Он почти объективно существует. Смотрите, как его описывает Александр Якимович. Будто воочию видит: "Если вспомнить, как Толстой был недоверчив к власти, к . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100