TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые.

    Дело было в Каунасе. Где-то в 60-х годах. Был тёмный вечер. Я помню, что шёл необычным путём в республиканскую библиотеку (она тогда ещё сохраняла довоенный статус, когда Каунас был столицей Литвы). Обычно я со своей Спаустувининку через Кестучио на пересечении Мицкевича и Лайсвес аллеи сворачивал на неё, на аллею. А в тот раз не свернул и пошёл по Мицкевича дальше. И на середине этого квартала… Я подумал, что сильно отличаюсь от сверстников. Хотя бы тем, что, вот, иду (может, выходной был или среда) не на танцульки, а в библиотеку. Пересиливаю себя.

    Я тогда, отучившись в институте, принялся осуществлять зарок, данный себе ещё в школе, что стану материально на ноги и займусь эстетическим самообразованием.

    Может, в тот же вечер на том же квартале случилась и другая почему-то запомнившаяся мелочь. – Я шёл, распахнув полы пальто и закинув руки за спину, сцепив их там пальцами. Словно арестованный. И, наверно, не понурив голову. Потому что понравился встречному прохожему, и он мне сказал по-литовски (но я понял) что-то такое: “Молодец! Так и надо! Пусть у нас нету свободы, зато у нас есть свободолюбивая молодёжь, которую не сломишь”.

    Я в результате, спустя десятилетия, да простится мне, не вижу никого в своём кругозоре, кто б применял теорию художественности по Выготскому, а шире – такое теоретическое допущение, как подсознательный идеал автора художественного произведения, проявляющийся в “текстовых” странностях для времени создания произведения.

    И вот я читаю:

    "Искусство не изображает факты, но живописно-пластическое восприятие фактов. В “Венере” Ларионова, в контррельефе Татлина, в аналитике Филонова, даже в пресловутом квадрате Малевича больше революции, чем во всех, взятых вместе, пассивно-мещанских “изображениях” АХРа” (Пунин. В борьбе за новое искусство (искусство и революция). М., 2018).

    Революция имеется в виду относительно XIX да и будущего для Пунина ХХ века, когда было и продолжилось засилье подражания науке – реализм-де, типизация – в культуре "американской, советской и отчасти немецкой” (Вейдле. Умирание искусства. https://predanie.ru/book/73253-umiranie-iskusstva/).

    Так это общо, чёрт возьми, у Пунина сказано.

    Никто ж не берёт ту же “Венеру” Ларионова и не выводит из странности, скажем, такой, мол, только:

    "…пальцы на ногах лежащей женщины были очень точны по рисунку” (https://artguide.com/posts/1820), -

    Ларионов. Еврейская Венера. 1912.

    что вопиющая неточность всего остального, кроме пальцев ног, есть образ какого-то “фэ” чему-то. Что сама противность (натурализма) именно пальцев ног есть тоже образ такого же “фэ”. И это именно “фэ”, а не что-то позитивное, если б это рисовал ребёнок. Мой сын, впечатлённый автомобилями самими по себе, первое, что нарисовал, было машиной. Приговаривая: “Колесо колесо и машина”, - он рисовал один корявый круг, рядом другой похожий и объединял это дугой. Три существительных – три движения рукой. И – восторг. Мой тоже. Никакого “фэ”.

    Попробуем порассуждать естественно и просто относительно взрослого, позволившего себе нарисовать такое безобразие. (Что тут не ребёнка рука, говорит натурализм и пальцев ног, и подушек, и свеч, и пожелтевшего листка фикуса.)

    Пусть самое воняющее, пальцы ног, отвергают всё телесное, низкое. Что если корявость всего остального отвергает всё, наоборот, что выше, одухотворяемое, высокое. – Тогда, получается, отвергается вообще всё на Этом свете. Ядовито-зелёного цвета стена об этом тоже кричит. А признаки мещанства, фотографии на стене и гора подушек на кровати, сами по себе многозначительны. Нам же ни одному не удаётся не отдать в жизни дани мещанству. Ни одному. Отшельникам удаётся, но о них, бывавших когда-то, когда-то, как-то и не вспоминается. Особенно, если вспомнить, что Ларионов Венер массы национальностей понарисовал. То есть. Ни одну религию он не уважает. – Ни одному не удаётся избежать мещанства в себе. Мы все – мразь.

    А что не мразь, если и религия мразь? – Да метафизическое иномирие. Ничто! В пику чему-то, даже и как-то позитивному, тому свету христианства.

    Это в голове у меня, аналитика, с тягой к синтезу после анализа, только и может помыслиться иномирие. А художникам (они не мыслители) это в сознание даже и не приходит. Зато мыслимо, что оно у них есть в качестве подсознательного идеала их. Более приближённый к иномирию лучизм, который открыл Ларионов же,

    Ларионов. Стекло. 1909.

    доказывает, что я правильно синтезирую.

    Это страшненький идеал. Он хорош только тем, что заставляет создать, хоть и от обратного в Венерах, выражение себя какое-никакое.

    Но тогда надо наморщить недовольно нос на того, кто пишет что-то не мрачное.

    "Газета “Столичная молва”, 1912, № 272, 29 октября, стр. 5:

    “Художник М.Ф. Ларионов пишет в настоящее время целую серию “Венер”. В этих произведениях художник намерен отметить те характерные черты, которыми каждый народ наделяет свой идеал красоты. Уже закончены “Венера кацапская”, “Венера еврейская” и “Венера цыганская”. Художником же сделаны эскизы для Венер молдаванской, турецкой, греческой, китайской, японской, индусской, негритянской, малороссийской и французской. В этих произведениях художник совершенно отрекся от той тусклой серой гаммы, которая была во всех его последних вещах “солдатского” периода, В новых его картинах преобладают сочные солнечные токи, жизнерадостные и светлые.”

    [Корреспондент “Столичной молвы” без подписи]” (https://gorbutovich.livejournal.com/207163.html).

    Или:

    "В том же 1912 году появилась и знаменитая серия "Венер" Ларионова, написанных с ироническим эротизмом…” (https://sadalskij.livejournal.com/2710432.html).

    Или:

    "Ларионов… возвращает моделям эротизм, воспевает сочные формы своих “венер”, поданные с залихватским жизнелюбием. Это не эстетское экспериментаторство богемы, а грубоватое, утрированное воплощение солдатской, мещанской мечты” (https://iz.ru/788781/sergei-uvarov/krasavitcy-mikhaila-larionova-obnazhennye-venery-i-sputnitcy-zhizni).

    А Пунину можно простить, как он изворачивается, стараясь в 1929 году обойти цензуру:

    "…нечто более глубокое было внесено Революцией, нечто гнездившееся в самой художественной культуре России, клокотавшей там, задавленное в ней ненормальным ходом истории и поэтому насыщенное яростью...” (Пунин. Там же).

    Но и он подсознательного идеала не подразумевал.

    3 августа 2021 г.

    Читатели!

    Мои тексты очень сложны. Умоляю! Пишите вопросы, что вы не поняли.

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может . . .

16.08.2021
09:07

Моё поражение

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более . . .

15.08.2021
13:02

Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм

    У меня хилая позиция в дальнейшем повествовании, признаюсь сразу. – Из-за того, что у меня есть несколько с мира по нитке собранных для собственного пользования . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100