TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/).

    Или я должен сначала предупредить, что я эстетический экстремист, думающий, что в каком-то будущем так же будет думать большинство? И что ради этого большинства и будущего я и считаю себя вправе экстремизм свой пытаться распространять…

    Этот мой экстремизм говорит, что публика, говоря об искусстве, чаще всего думает о неприкладном искусстве. Ибо прикладное инстинктивно (вместе со мной, осознающим) считает более грубым и действенным, призванным усиливать, в общем-то, знаемые переживания. Например, любовная песня усиливает любовные переживания. (Аж как-то странно подумать, что это можно помыслить второсортным по сравнению с утончённым неприкладным, в котором общаются подсознания автора и восприемников.) В любовной песне недопонятностей для восприемника нет.

    Будь директором я, я б ввёл ещё определение околоискусства. Это когда вообще чересчур всё ясно, не то, чтоб о какой-то недопонятности говорить. Например, порнография. Корень “искус” в околоискусстве оправдан тем, что и тут есть экстраординарность (в порнографии – то, что в обществе не принято).

    А касаясь неприкладного искусства говорить о недопонятности естественно. – Почему? – По причине, сейчас считающейся научно неприличной. Недопонятность – следствие подсознательного идеала автора. А это мутью считается, пока сканирование головного мозга ещё не дошло до различения в подсознании, скажем, установки на русский язык, от подсознательного идеала. О недопонятности сейчас говорят по инерции, оставшейся от воззрения, что рукою художника движет Бог. А пути Господни неисповедимы.

    Так или иначе, но даже и плохие, но умные, художники инстинктивно стараются недопонятность в свои произведения механически ввести, чтоб их не считали банальными.

    Почему я и согласился с Тамарой Зиновьевой.

    Тут мне хочется перескочить на то, с чем у неё я не согласен: со спокойным применением общепринятого термина авангардизм. Мне б хотелось, чтоб это слово ассоциировалось только с футуристами, с теми, кто боготворил прогресс (или то, что они полагали за прогресс). Например, итальянских футуристов вдохновляла индустриализация Италии, припозднившаяся по меркам Западной Европы. Из-за чего страдания, скажем, обезземеленных крестьян Англии уже забылись, а теперешние страдания крестьян Италии коробят совесть итальянских футуристов. И они, как бы закусив губу до боли, бросаются в хвалу прогрессу. И – корёжат изображаемую натуру.

    Эту схему можно проиллюстрировать на любом русском футуристе.

    Но очень и очень корёжили натуру в изображении не только футуристы, связанные с прогрессом. А и экспрессионисты и ницшеанцы (постимпрессионисты, фовисты, кубисты, супрематисты, абстракционисты, лучисты и т.д. и т.д. до наших дней).

    Экспрессионисты – в ужасе неприятия действительности такой силы, что они переходили зачастую границу самого искусства (непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного человека), выскакивая в жизнь (непосредственное и принуждающее воздействие на человека). И это осознавалось чаще всего.

    Ницшеанцы – в ещё более страшном разочаровании вообще во всём Этом мире в границах искусства оставались лишь потому, что их подсознательный идеал уводил их вообще в метафизическое иномирие. Метафизика заставляла ницшеанцев корёжить изображаемое, всё более и более отвлекаясь от натуры, до полного разрыва с фигуративностью.

    Я б не хотел экспрессионистов и ницшеанцев называть авангардистами, раз они никак не связаны с прогрессом. Но я соглашаюсь их, с некоторыми натяжками, как и футуристов, от неприкладного искусства не отлучать. Как и традиционное, предшествующее искусство, где ТАКИХ искажений натуры не было. Ибо все движимы были одним и тем же – подсознательным! – идеалом. Сходство с традиционным искусством не в том, что, как пишет Зиновьева, они "единодушны в разделении человека на верх и низ”. Я б приземлил, если б и согласился: на коллективизм и индивидуализм. Все подсознательные идеалы рождены (одновременно с человечеством) при несостоявшемся стрессе от воздействия противоположных стимулов: коллективистского (необходимость внушаемым бесшёрстным мутантам спасти стадо и отдать детёныша на съедение) и индивидуалистского (не отдать). Вместо стресса и неминуемой после этого смерти получилось человечество и искусство.

    И потому всё неприкладное искусство (с подсознательными идеалами, так в подсознании и оставшимися, несмотря на появление сознания) можно назвать естественным. А всё прикладное (рождающееся замыслами сознания) – искусственным.

    Искусственным будет и акт протаскивания неприемлемого в культурное пространство.

    Эзар. Голубая лагуна.

    И получается, что сильно лишённые натуроподобия сексуальные сцены Яны Эзар, не будучи ни экспрессионистским криком протеста, ни футуристическим больным прогрессизмом являются или притворством под неприкладное искусство или ницшеанством вроде кубизма.

    Но это – глядя назад в историю искусства.

    А глядя вперёд, видим… Фешина, эмигранта из СССР в США, следующего за ним Куанг Хо, эмигранта из социалистического Вьетнама в США же, Пеникса, гражданина снова США, никуда не эмигрировавшего. – Все они докатились, хочется сказать, до соединения несоединимого, до барокко нашего времени.

    Барокко своего времени тоже было результатом вымученности общества какой-то бесконечной религиозной войной в Западной Европе. И вот – дожили.

    И теперь, можно думать, налицо непрекращающаяся лихорадка в мире хоть бы из-за того, будет или не будет ядерная война, или будет или не будет конец света из-за перепотребления (катастрофическое изменение климата). И т.д. и т.п. И это по всему миру катавасия. Радость и кошмар.

    Вот радость – не сюжетная, а цветовая (а кошмар – хаос).

    Крисси Англикер.

    Сюжет – радость купания – слишком незначителен, чтоб довести одно из двух сопереживаний до максимума. А краскам – вполне по силам. Тут кричащая радость. И хаос тоже кричащий. На сайте https://www.risunoc.com/2020/06/chrissy-angliker.html можно массу таких картин увидеть.

    Радость совокупления у Езар как-то не так убедительна. А хаос, да, разрушителен здорово.

    Так это я противоречу Тамаре Зиновьевой: я тяну в сторону наличия подсознательного идеала, “нецитируемого” и выводящего произведение Эзар в неприкладное искусство, в испытание сокровенного дразнением, противоречивостью, когда "искусство провокационно”, как невольно вырвалось у Тамары Зиновьевой.

    Осознанно же искусствовед этот тянет в сторону прикладного искусства, где чем-то довольно однозначно выражено что-то:

    "Живопись не нейтральна к предмету отображения, она прямо из него вытекает… что у искусствоведов старомодно называется единством формы и содержания… Яна Эзар с её ретро-идиллической гармонией… это именно телеса, наши телеса. Но прекрасные, здоровые и гармоничные, не разделённые на плоть и дух, наслаждающиеся жизнью… живопись Яны на это прямо указует”.

    Такая фальшь ведёт к следующей фальши:

    "…глубинность условна, но оттого не менее убедительна”.

    Шиш она убедительна как именно глубинность.

    Мне что жалко?

    Я про неё читаю:

    "В своей фирменной смачной манере Яна и пейзажи писала, и натюрморты”.

    Я не смог найти в интернете её пейзажи. И сомневаюсь, что их сюжетность такая же взрывчатая, как секс. Тогда прощай дразнение, прощай испытание сокровенного человека, прощай неприкладное искусство с его подсознательным идеалом (нынешнего барокко). Тогда перед нами обычная стилизация. Человек избрал себе балансирование на грани с хаосом без души. Наверно, не прикрытого протаскивания ради в российскую жизнь западного образа жизни, а простецки в силу индивидуалистического формализма. Она про фешинскую тенденцию в США, наверно, не знала. И обрадовалась, что нашла что-то оригинальное.

    24 августа 2021 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342573  2021-08-30 09:24:24
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Сноска в к слову "оригинальное":

*- «Яна творит, только войдя в некое трансцендентное состояние» (https://proza.ru/2017/11/12/2263).

- Это не отвергает осознаваемого замысла в начинании каждой картины. Мы все говорим не словами, а фразами. И говорим гладко. Чем это обеспечивается? Работой могучего подсознания над созданием целостности задуманного высказать. То же и с высказыванием живописным. Яна вздумала «быть только полностью самостоятельным и экстраординарным художником» (https://proza.ru/2017/11/12/2263). – Сказано – сделано.

- Но трансцедентное! При говорении фразами в нас рациональное состояние.

- А это голословное утверждение биографа. Он, может, сам не знает о неновизне – см. в статье об очаровании-разочаровании в США – соединения натуры и хаоса, и потому, видя у Яны такую для себя неожиданность, выводит (совершенно для себя обосновано), что такое возможно породить только будучи в трансе.

Элемент его, может, и в самом деле был в момент его открытия для себя в порядке случайности. Но не из глубин души.

Почему я отказываю Яне в глубине души? – Из-за изображения групповух и т.п. противоестественностей. Может, у меня не хватает воображения. Но вероятнее, думается, другое. Половые извращения – это такая психическая болезнь. А проявления болезни как-то не ассоциируется с глубиной души. С нею ассоциируется страдание незатронутой болезнью части души из-за своей ненормальности.

- Так это-то и есть глубина!

- Но чего у Яны точно нет, так это выражения страдания. Так что остаётся только случайность как причина возникновения такой особенности как соединение пластичности и хаоса.

30.08.2021.

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может . . .

16.08.2021
09:07

Моё поражение

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более . . .

15.08.2021
13:02

Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм

    У меня хилая позиция в дальнейшем повествовании, признаюсь сразу. – Из-за того, что у меня есть несколько с мира по нитке собранных для собственного пользования . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100