TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.08.2021
10:19

От души – Тушнова

    Стихи стали песней. Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в . . .

13.08.2021
08:29

Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?

    У меня грустная традиция намечается. Я натыкаюсь среди рекомендуемых к первоочередному прочтению статью об очередном салонном российском . . .

12.08.2021
08:23

Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной

    Уверявший, что Старк доказал, что Наталья Николаевна Пушкина любила, не принял моих доказательств старковских передёргов в начале книги, - не принял не . . .

11.08.2021
08:34

Арифметическая статья в области искусствоведения

      Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка – 5:0! Песня. Лет 7 тому назад я написал (см. тут) 26 строчек электронного текста шрифтом 12 на ширине 6,5 делений в Ворде про . . .

10.08.2021
08:42

Боюсь

    Боюсь себя. Я очень стар. Может, от одного того, а не оттого, что жизнь потрепала, я стал какой-то деревянный. И боюсь, что могу обидеть, даже этого не заметив. В . . .

09.08.2021
12:45

Это у Васнецова кощунство?

    Поступлю догматически. Раз “текстовым” признаком стиля модерн является какая-то мёртвость живого и некая живость неживого, и раз духовным признаком этого стиля . . .

08.08.2021
16:58

Хандра

    В отрочестве я мечтал быть учёным. Не знаю, почему. А теперь, стариком, мне кажется, что я предчувствовал, что только в науке можно остаться жить после своей . . .

07.08.2021
08:31

41 год без Высоцкого

    У меня была история “личных” отношений с Высоцким. Сначала я его возненавидел. Помню, это был Коля Суворов. Он принёс магнитофон из дома (он жил напротив нашего . . .

06.08.2021
08:51

Меня попросили…

    Меня попросили посчитать, сколько смыслов в такой картине. Ульянов. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом. 1937. Я ответил: “Один** – как все восхищены . . .

05.08.2021
19:53

Антибиографизм. (Против Старка и его версии, что Наталья Николаевна любила Пушкина)

    Спор об “автобиографичности” поэзии Пушкина запутан и заведен в тупик поверхностным и примитивным представлением о смысле “автобиографичности” как у ее . . .

04.08.2021
20:25

Истошный оптимизм

    Мне надо, чтоб понять Северянина две вещи. Первая – пусть временно, но согласиться, что он верно себя называл футуристом (правда, с приставкой “эго”). Вторая – . . .

02.08.2021
08:19

Блок – к реальности

    Я буду разнузданным. Я перевру, может быть, смысл нескольких источников, но скажу что-то определённое. Мать Блока хотела, чтоб он женился на Ахматовой. Ей казалось, . . .

01.08.2021
20:10

Что сильнее – хаос или порядок?

    Мне нравится находить хаос и наводить в нем порядок. Куанг Хо Исходя из мысли, что вдохновение это проявление подсознательного идеала (и его в произведении . . .

31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове . . .

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

29.07.2021
14:15

Не лев Леонид Леонов

    Начинаю отчёт о чтении романа “Вор” (1927) Леонида Леонова с обращения внимания на словесную закавыку: "Там, на Благуше, посреди Шитова переулка, обитал в . . .

28.07.2021
12:02

Не леполи нам паки о Нестерове речи

    Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех . . .

27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И многие – и с солнцем, и с туманом.

    Возьмём одну из них.

    Вот более яркая репродукция.

    Названия и времени создания я не нашёл. Это подозрительно. Или, мягче, говорит о том, что автор ощущает себя внеисторически.

    А я сторонник теории Шмита о в веках повторяющихся идеостилях. Графически это выражается точками на круге или на синусоиде (если график вытянуть во времени). И там место Хабирову на середине спускающегося трека. Это обозначение романтизма. Психологического. Бегство из разочаровавшего художника плохого внешнего мира в свой прекрасный внутренний мир.

    Правда, первые романтики свои картины обязательно и называли, и датировали. Они своё бегство понимали историческим, протестом против окровавившегося Разума, Просвещения и против пошлости победившего феодализм и переступившего через эту кровь расчётливого буржуа. В роли антипрогрессора выступили первые романтики.

    Другое дело, что убыстрившаяся историческая жизнь сама по себе стала рождать как реакцию традиционализм. И романтизм потому считают сохранившим возможность длиться и длиться – вот уж 2,5 века… И, может, оттого можно неназывание и недатирование простить…

    Однако это – эмпиреи, и пришли мне в голову после того, как я скопировал картинку в статью. А смутное недовольство у меня родилось до этих теоретических летаний.

    Туман и вещность стволов мне напомнила метания юности. Я обожал Шишкина и Чюрлёниса. Один рисовал лес, другой – музыку. А мне хотелось это соединить. По-шишкински нарисовать первые аккорды Первого Концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. Я попросил сокурсника научить меня писать маслом, чтоб это осуществить, но у меня ничего не получилось.

    Может с тех пор у меня подозрение, что ничего хорошего не выходит, когда хочешь соединить туман и солнце, идеализм и материализм…

    С точки зрения идеализма Хабиров как-то до него не дотягивает. Сумасшедшинки мало. Туман как-то мало распоряжается. Вон, только у одного, в центре, дерева скрыл на высоту человеческого роста ствол в тумане. И материализм слаб-с. Хабиров явно из головы рисует, как и я. – Смотрите. – Как бы ни была высока трава у двух деревьев, помеченных белой стрелкой, не верится, чтоб тень от них ну совершенно пропала. – А вот густота тени у стволов ближних крайних слева деревьев никак не стыкуется с яркими белыми длинным бликами справа на этих стволах. Просто художник знает, что при солнце справа на вертикальном цилиндре по краю должен быть блик. Он его и нарисовал. – То же и с через дорожку от тех двух деревьев на отстоящем такой же толщины дереве. И под ним тень у подножья очень густая. И так низко распространяться по стволу блик не может.

    Это не пленэр. Это выдуманность. Как и у меня-юноши.

    Подобные длинные блики на стволах буквально бич Хабирова: выдают выдуманность его пейзажей.

    От центральной группы берёз тень падает в направлении почти прямо на нас. Так? Причём солнце стоит довольно низко. Его, кажется, видно за ветвями группы берёз правее центральной. Так? Но тогда ниспадающая крона берёз первой группы должна образовывать на своих стволах тень. А что мы видим? – Те же самые длинные блики на краях стволов.

    Тут – та же невозможность в реальности бликов внизу стволов, где тень. И вообще, такие стройненькие все, как на подбор… Это ж не сосны и не ели. И без подлеска…

    Вот, какие они у Шишкина.

    Шишкин. Берёзовая роща. 1878.

    Кстати, непроходимость, дебри тут являются образом растущего могущества русского народа. Воспевание чего было прямо контрастом относительно вечно плачущих о несчастном народе передвижников. Шишкин, хоть и состоял с ними в одном обществе, был настоящим реалистом* (если считать реализмом угадывание в социуме того, что нарождается, но ещё никто не видит). А они – не настоящими.

    А вот у Хабирова доходящее до анекдота.

    Солнце тут находится в разных местах на небе для разных растений.

    И скажите после этого, что надо художника только хвалить…

    Да, если речь идёт о рекламе или об исполнении функции рекламы.

    10 июля 2021 г.

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100