Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.07.2021 |
В чём сходство между художественной фотографией и живописью
|
23.07.2021 |
|
22.07.2021 |
|
21.07.2021 |
На засыпку Если я прав, что Шишкин отличался от большинства передвижников, плакавших о русском народе, тем, что чуял таинственный рост его сил до могучей степени, то это должно как-то чувствоваться и не в знаменитых картинах. Нет? Мне сразу вспоминается противоположный случай – воспевания не могучести народа. То было в Киеве. Были страшные 90-е. Я был в командировке. Жил в заводском общежитии. Поесть негде. Купить еды негде. Зима. Сыро. Начинает першить в горле. Заболеваю, наверно. Надо идти в центр. Съел какую-то дорогущую булочку и попил так называемого кофе где-то. И оказался около музея русского искусства. Зашёл. Дошёл до шишкинского зала. И у одной картины аж заплакал. Благо в зале было пустовато. Шишкин. Пески. 1887. Жара валит с неба вместе с этими лучами. Песок обжигает босые ступни. Одно спасение – зарывать их на каждом шаге как можно глубже. Стихия жары. И в ней – умиротворение. Надо просто не трудно идти, как этот путник, а остановиться и ничего не делать. И только созерцать. А я заболеваю. Но заплакал я не от противоположности пейзажа нелюбезным киевским улицам и своему слабому организму, а от какого-то странного хода мысли. Шишкин же предлагает ничего не выдумывать, а получать удовольствие от того, что есть. Выйти из города на природу – и всё. Я же – в вечной натуге. Вот по работе мне надо, глядя в чужие чертежи, учуять особенности конструкции из-за очень большого электрического напряжения, с каким работает этот прибор. Это трудно. Трудно удержаться на работе, когда повально одного за другим увольняют. Но трудно и дома, где я едва продираюсь к скрытому смыслу произведений искусства. – Всё – трудно! А можно, оказывается, взять и отрешиться от всего. А то, абы какое, шишкинское полотно, на репродукцию которого я наткнулся, было такое. Шишкин. Пасека в лесу. 1876. Не та же ли отрешённость? Даже ещё более определённая: пасечник – это человек-отшельник некоторым образом. Спрашивается, собравшись разбираться с “Пасекой…”, скопировав эту репродукцию, назначив ей номер 1, открывая новый файл в компьютере, абсолютно не зная, получится у меня разобраться или нет и внутренне дрожа, начав писать наобум Лазаря – как получилось, что я вспомнил спасающую меня картину? Не иначе сработало подсознание. Шишкин, получается, не всегда оппонировал плачущим передвижникам, подсознательно воспевая растущее могущество русского народа. Он, вот, и убеганием в счастливую отрешённость оппонировал. Здесь нет никакого следа подсознательного идеала могущества, в образе странности вида далей в… чаще леса, как в “Утре в сосновом лесу” (тут), или в образе странности сосен, какие, с голыми стволами, могли вырасти только в чаще, а вот… в голом поле стоят, как во “Ржи” (тут), или (более прямо) мощь народа в образе разных лесных непроходимостей (тут). Хорошо. Пусть эти образы умиротворения – прикладное искусство (приложенное тут к усилению чувства умиротворения, знаемого, вообще-то). Не всё коту масленица. Но истина зато – всё. Пусть и снижающая великого Шишкина. 5 июля 2021 г.
|
20.07.2021 |
Народ напрягся, а потом выдохнул
|
19.07.2021 |
|
18.07.2021 |
|
15.07.2021 |
|
14.07.2021 |
|
13.07.2021 |
|
12.07.2021 |
|
11.07.2021 |
|
10.07.2021 |
|
09.07.2021 |
Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются
|
08.07.2021 |
|
07.07.2021 |
|
06.07.2021 |
|
05.07.2021 |
|
04.07.2021 |
|
03.07.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"