Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.07.2021 |
В чём сходство между художественной фотографией и живописью
|
||
23.07.2021 |
|
||
22.07.2021 |
|
||
21.07.2021 |
|
||
20.07.2021 |
Народ напрягся, а потом выдохнул
|
||
19.07.2021 |
|
||
18.07.2021 |
|
||
15.07.2021 |
|
||
14.07.2021 |
|
||
13.07.2021 |
|
||
12.07.2021 |
|
||
11.07.2021 |
|
||
10.07.2021 |
|
||
09.07.2021 |
Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются
|
||
08.07.2021 |
|
||
07.07.2021 |
|
||
06.07.2021 |
Наобум Лазаря Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что если в картине есть что-то, даже и не поймёшь, что, останавливающее внимание, то мне стОит начинать писать, ибо во время писания происходит какое-то чудо, и в результате оказывается, что мне удаётся сказать что-то внятное о картине, о которой я поначалу не мог ничего толкового сказать. Но. Есть издержки у такого моего поведения. Письмо получается в стиле потока сознания. Я пишу, как в наваждении каком-то, бессвязно, нелогично. Это трудно читать. И за то я прошу прощения. Пока я писал эту преамбулу, мне уже стало понятно одно, что точно привлекло моё внимание. – Пол показан так, будто на него смотрят сверху. Квадраты кафеля так и показаны – квадратами. – Что-то противоположное цветаевским словам:
Только у Цветаевой стихи всё-таки об этой сказочности – любви. А тут – о чём-то противоположном. Земля под ними уплывает из-за полного забвения, что друг перед другом всё-таки сидят молоденькие существа противоположного пола (а девушка к тому же красивая и лицом и телом), и потому, о чём бы они ни говорили, должно ж в них быть что-то, что б хоть одного из них тянуло к другому из-за симпатии. – Ан нет! Они целиком в эмпиреях. Как в этом саркастически перевранном возгласе эпохи гласности на телемосту СССР – США: “В Советском Союзе секса нет!”. И это меня наводит на мысль… Дело в том, что в двух других моих подходах к Пименову (см. тут и тут) он показался мне неким антисоветчиком. Если подумать, что он за жизнь считает жизнь, как в США (а там, мне представляется, они весь век зациклены на сексе, сперва на фрейдизме, потом, в 60-е годы – на сексуальной революции), то у этой пары, что на картине, получается, абы какая жизнь. Пименов вынужден смириться с такой советской действительностью (что она советская, видно по аскетическому интерьеру студенческой столовой): в гостиницу девушку не поведёшь, там паспорта потребуют и не поселят, если вы не муж и жена… Пименов с этим смирился, - как Моне век назад смирился с капитализмом, “обеспечивавшим” ему то и дело голодную жизнь. И как Моне, тем не менее – ну хоть за эту быстроту, какую приобрела жизнь при наступившем во Франции империализме – хвалил (светоносностью картин) абы какую жизнь, так (светоносностью же) хвалит абы какую студенческую жизнь (с приматом интеллекта) и Пименов. Получается противоположно тому, что написано в месте с этой вот репродукцией Пименова: "…художник отразил реалии моей молодости. Молодые люди увлеченно что-то доказывают друг другу за столиком кафе. Как это похоже на наши университетские посиделки. В этих спорах не всегда рождалась истина. Но свое мнение мы учились аргументировать и отстаивать”. Так же наоборот можно трактовать другую тамошнюю репродукцию. Пименов. Первые модницы нового квартала. 1961. Ведь советское время – это время работизма. Человек – на втором плане. Потому на картине строительная грязь, трубы, лужи. Но ничего! Живут и в Освенциме! – Сиянием света и пестростью – хвала абы какой жизни (вон, радующиеся ей принарядившиеся девушки; идут, наверно, из общежития на танцы). А там, откуда я получил подачу: "Улица расцвечена, словно тюльпанами, яркими юбками девушек. Не беда, что вокруг строительная грязь, и пробираться приходится по трубам, аккуратно, чтобы не и Главное - не опоздать. Интересно, куда они бегут: в кино? На танцы?”. Вот ещё в том же роде. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962. Можно уже без комментариев. Разве что – это почти отсутствие лиц… 17 июня 2021 г.
|
||
05.07.2021 |
|
||
04.07.2021 |
|
||
03.07.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"