TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове . . .

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

29.07.2021
14:15

Не лев Леонид Леонов

    Начинаю отчёт о чтении романа “Вор” (1927) Леонида Леонова с обращения внимания на словесную закавыку: "Там, на Благуше, посреди Шитова переулка, обитал в . . .

28.07.2021
12:02

Не леполи нам паки о Нестерове речи

    Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех . . .

27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И . . .

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

24.07.2021
21:21

В чём сходство между художественной фотографией и живописью

    Вот фото. Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”. Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”. Говорят они, как . . .

23.07.2021
11:40

Хорошо недоумевать…

    Я уж полкниги прочёл “Егор Абозов” (1916) Алексея Толстого, а ничего не понимаю. Зачем он книгу писал? Всех и всё ненавидит и наслаждается своим умением показывать . . .

22.07.2021
07:20

Умер Меньшов

    А мне предстоит развенчать (в своей системе ценностей) любимый фильм его, “Любовь и голуби” (1984). Когда-то, слушая Александра Михайлова (игравшего Васю), что . . .

21.07.2021
09:12

На засыпку

    Если я прав, что Шишкин отличался от большинства передвижников, плакавших о русском народе, тем, что чуял таинственный рост его сил до могучей степени, то это . . .

20.07.2021
09:31

Народ напрягся, а потом выдохнул

    Всё-таки оригинальные люди – писатели. Вот я читаю “Спутники” (1946) Веры Пановой. Там есть трус Супругов. Неприятный тип. Но сколько нюансов этой неприятности . . .

19.07.2021
09:55

Изысканная сделанность

    Когда-то я имел удовольствие пойти с лучшим своим товарищем в музей. И он обратил моё внимание на мастерство художника Маккарта в “Альпийском пейзаже”, сумевшего . . .

18.07.2021
12:50

Цветаевское цветение

    Наконец, я наткнулся на нечитабельную книгу – Цветаевой, “Повесть о Сонечке” (1937). Это для меня ценность. Потому что в таких книгах чаще бывает та странность, . . .

15.07.2021
09:54

Новый Левитан

    Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо . . .

14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет . . .

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии тогда ещё не так пышно расцвело. Откровенность вседозволенности была ещё в каком-то загоне. Но. Но. Что-то прорывалось. И не только в музыке, которую поди уличи в аморальности. – Шиш. Не получится, если по логике и в лоб.

    Но меня гнетёт, что я пишу и знаю кое-что, чего мой читатель не знает… Оттого он не чует призвуков в моих словах про вседозволенность.

    Поэтому я отвлекусь на свои умопостроения. (Мне очень жаль, но они никем словесно не разделяются, а мне кажется, что они отражают реальность.)

    Реальность в том, что под флагом Ницше немецкие фашисты мыслили очень хорошо устроиться на планете, став во главе мира. Сам же Ницше подсознательно бежал в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, бежал от скуки из-за того, что Этот мир так плох, например он причинен, то есть стесняет сверхчеловека. Это – совершенный пессимизм. Радость от него только в том, что творец может дать образ этому иномирию, а восприемник может воспринять его в виде ЧЕГО-ТО, словами невыразимого.

    Насколько Ницше идеалист, настолько фашисты материалисты.

    Поэтому я разделяю ницшеанцев на настоящих и недоницшеанцев. Фашисты – недо.

    Музыка Вагнера относится к настоящему ницшеанству (жуть слушать некоторые отрывки). А сюжет “Тангейзера” имеет всего лишь странности, выдающие, что подсознательно сочинитель сюжета (сам Вагнер) таки настоящий ницшеанец.

    Особенно странность проявляется в третьем действии.

    "Елизавета ждёт возвращения Тангейзера. Вольфрам с состраданием наблюдает за ней. Наконец, появляются побывавшие в Риме паломники, но Тангейзера среди них нет. Елизавета взывает к милосердию Девы Марии. Она готова умереть ради спасения возлюбленного. Оставшись один, Вольфрам приветствует вечернюю звезду. Появляется Тангейзер. Он в отчаянии: папа проклял грешника, сказав, что спасение столь же невозможно, как невозможно папскому посоху покрыться зелёными побегами. Отвергнутый всеми Тангейзер надеется вновь найти Венеру, но чары богини любви уже не властны над ним: ангельская душа Елизаветы вымолила прощение возлюбленному. Тангейзер умирает. Пилигримы рассказывают о случившемся в Риме чуде: папский жезл расцвёл” (Программка).

    Странность в том, что пилигримы дважды оказываются в одном и том же месте. Первый раз, не зная о чуде в Риме, другой раз – зная. И так сказано, что это не одни и те же пилигримы (первый раз – старшие, как указано в либретто, второй раз – младшие), что зрителю это остаётся неизвестным и кажется, что это одни и те же. Да и промежуток между двумя появлениями их – одна ночь. То есть младшие пилигримы, знающие о чуде, не могли за это время пройти расстояние (900 км по прямой) из Рима в Вюрцбург с зазеленевшим посохом папы, если прощение Тангейзеру получено этой же ночью.

    То есть практически Тангейзер и погрешил, и спасён. Как немецкие фашисты: и вседозволенность исповедовали, и на их бляхах была надпись “С нами Бог”.

    Есть странность и во втором действии. Тангейзер очень нагрешив на соревновании певцов уходит оттуда нетронутым. Реально столь много оскорблённых успели б его убить до заступничества Елизаветы. Тоже что-то фашистское, двуличное, но по-земному победительное.

    И потому соблазнительное.

    И не потому ли сценограф Окунев предложил, а режиссёр-постановщик Стародубцев согласился 18 июня 2021 года в Петербурге, чтоб благочестивое соревнование певцов во втором действии было украшено почти на фашистский лад.

    23 июня 2021 г.

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100