TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина?

    Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем хозяйством страны. Их воля в управлении, в том числе и себе на личную пользу, уменьшилась бы. И они инженеров заставили замолчать.

    А наступило новое время. Только автоматы могли уследить за разросшимся хозяйством. Как гадам-начальникам быть? Они заменили номенклатурное планирование и отчётность стоимостным и отказались от сталинского курса на снижение себестоимости изготовления каждого конкретного изделия. Что в глубине отражало буржуазное перерождение партноменклатуры.

    Часть номенклатуры, прокоммунистически ориентированная, возражала против отказа от сталинского курса, который требовал от народа ещё потерпеть, ибо медленно шло ежегодное удешевление всего, пусть и при всё повышающейся эффективности всей экономики. Хрущёвцы, чтоб больше понравиться народу, пошли на понижение эффективности всей экономики (переориентацией её на экспорт сырья), но зато на повышение зарплат и возможность переселиться из коммуналок в хрущобы.

    Интеллигенция поняла, что осуществляется, наконец, поворот к человеку, и назвала это хрущёвской оттепелью.

    А что такое поворот к человеку для искусства?

    В искусстве с самого момента его происхождения было три функции: усиливать в общем знаемое переживание (прикладное искусство), испытывать сокровенное (неприкладное искусство) и выражать радость жизни (проникая и в прикладное и в неприкладное).

    Вот эта третья и стала в хрущёвскую оттепель всё больше чувствоваться даже в неприкладном искусстве левых и правых шестидесятников, стоявших на уровне подсознательного идеала за вылечивание заболевшего социализма и за возвращение к капитализму. А также колеблющихся между ними, как ни были ориентации левых и правых противоположны друг другу, как, например, Вознесенский.

    Хрущёвцы прикинулись ленинцами, став по сути антиленинцами.

    Вознесенский в экономике был слаб и поверил, что Хрущёв – за народ, как Ленин в своё время. Это и отражается, например, в какой-то почвенности, так сказать, в описании Ленина, пусть даже и пребывающего в эмиграции, во Франции, в Лонжюмо:

     

    …и глаза почему-то режа,

    сквозь сиреневую майолику

    проступало Замоскворечье,

    все в скворечниках и маевках…

    Повторы фонем, являя собою сам поэтический язык вне вопроса от том, знаемое или незнаемое (подсознательный идеал) выражается, восходят до…

    "С точки зрения внехудожественого общения никакой смысловой связи между единицами “Замоскворечье” и “скворечниках” нет… т. е. принадлежат сфере поэтического языка, не имея оснований в нехудожественном языке.” (file:///C:/Users/arkady/AppData/Local/Temp/398_trudy_po_russkoi.pdf).

    Так вот поэтический язык (повторы) выражает упомянутую радость жизни, будь произведение прикладного или неприкладного искусства.

    Так вот в “Лонжюмо” (1962) Вознесенского есть и смысловая связь – почвенничество Ленина. Тот вспоминает русские мотивы того же, что он видит во Франции. Что это так, говорит и такой нюанс, что в другом месте Ленин у Вознесенского играет в этом Лонжюмо в городки, исконно русская игра.

    О притворстве хрущёвской власти, что она – народная, Вознесенский знать не мог. Радовался, что власть к народу повернулась, и о том радовался стихами.

    Можно, разве что, заподозрить, что он не подсознательный свой идеал выражает, а вполне культивируемое в 1962 году мировоззрение, что Ленин – это хорошо, а Сталин – плохо и извращение социализма. Что очень похоже на правду.

    За что его и клюнул Радзиховский:

    "В 1962, после XXII съезда, с новым витком “разоблачений культа”, с выносом Сталина из мавзолея и т.д., такой была казенная идеология: доброго дедулю Л. противопоставляли злому папе С. И вот, “дети ХХ съезда”, “литература оттепели” как умели, раскрашивали эту схемку в своих стихах, повестях…” (https://echo.msk.ru/blog/radzihovski/684350-echo/).

    Так в чём разница между мною, пусть даже и отступившим от претензии считать, что подсознательный идеал проскользнул у Вознесенского, и Радзиховским? Я его хвалю конкретно – за такой пример поэтической речи, как повторы фонем. А Радзиховский до такой мелочёвки как конкретика похвалы не опускается. Он хвалит его за название власти эмигрантами антинародными.

    "В поэме “Лонжюмо” есть такие строки:

    .

    Настоящие эмигранты

    Жили в Питере под охраной,

    воровали казну галантно,

    жрали устрицы и гранаты –

    эмигранты!

    Эмигрировали в клозеты

    с инкрустированными розетками,

    отгораживались газетами

    от осенней страны раздетой,

    в куртизанок с цветными гривами –

    эмигрировали!

    .

    В драндулете, как чертик в колбе

    изолированный, недобрый,

    средь великодержавных харь,

    среди ряс и охотнорядцев,

    под разученные овации

    проезжал глава эмиграции –

    Ц а р ь!

    Эмигранты селились в Зимнем.

    А России

    сердце само –

    билось в городе с дальним именем

    Л о н ж ю м о.

    .

    Не знаю, кому как – по-моему сильные стихи.” (Там же).

    Повторы опять я пометил. А Радзиховскому главное, что против власти. Другие стихи, получается, не сильные.

    А это неверно.

    Просто выражение радости жизни прорывается в любое, и в самое трагическое, произведение искусства.

    То есть Радзиховский своим разбором Вознесенского даже и просто извратил, назвав его стихи противовласными.

    5 июня 2021 г.

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

22.06.2021
21:15

Люблю себя любимого

    Художник Любимов родился в Калуге, с которой связано имя Циолковского, а детские годы провёл во Пскове, около которого Пушкинские места. – Всё! Идеализируя всех и . . .

21.06.2021
18:18

Это скучное-скучное голубое небо

    Здесь, возле пустыни, месяцами пустое голубое небо. Какое было мечтой, когда я жил в СССР. А страдания одни и те же. Там я сперва всё больше книги писал, а не статьи. И . . .

20.06.2021
12:22

Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)

    Я читаю книгу Жолковского и Ямпольского “Бабель” (1994) и задаюсь вопросом: как это вообще получилось, что я посмел писать об искусстве, не имея официального . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100