Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
02.07.2021 |
|
01.07.2021 |
Мертвящая систематичность науки
|
30.06.2021 |
Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский
|
29.06.2021 |
|
28.06.2021 |
Что ошибочно почуяли шестидесятники
|
27.06.2021 |
Не верю художнику В.А. Сафронову
|
26.06.2021 |
Медленным шагом, ровным зигзагом…
|
25.06.2021 |
|
24.06.2021 |
|
23.06.2021 |
|
22.06.2021 |
|
21.06.2021 |
Это скучное-скучное голубое небо
|
20.06.2021 |
Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)
|
19.06.2021 |
|
18.06.2021 |
|
17.06.2021 |
Почему покончил с собой Борромини Борромини – гений, один из создателей в итальянской архитектуре стиля барокко. И его судьба – ещё один пример несчастной возможности в искусствоведении говорить разное об одном и том же. В 1977 году я купил книгу, можно сказать, наполовину определившую моё поведение в искусствоведении. Я время от времени проезжал Москву и мел возможность купить там новинки. Книга эта – “Советское искусствоведение ’76. Выпуск 2-й”. М., 1977. Помнится, шептали, что она была на грани запрета. – Почему, я не догадываюсь. Две работы там: о барокко и о маньеризме дали мне вырастить, не побоюсь сказать, свою историю искусства. (Мне ж – можно, я ж вне клана искусствоведов, официального образования не имею, зарабатывал трудом инженера, искусствоведческая карьера мне не мыслима.) Обе работы в альманахе отличались единством мысли, что должно казаться странной похвалой, ибо любая работа учёного должна быть такой. Но вы поймёте меня. Смотрите: "…стиль барокко возник прежде всего из внутреннего стремления времени придавать человеческому телу в изобразительных искусствах все большую внушительность…” (Вёрман. https://vk.com/wall-52526415_59008 С. 8). И у этого же автора: "…отражает борьбу высших духовных сил, охватившую все столетие… но и новое евангельское исповедание [имея в виду рядоположенность новому старого евангельского исповедания]" (Там же. С. 7). Замечаете: "телу” приравнено "евангельское исповедание”. А в той, моей, книге, такого не было. Работа о барокко была Александра Якимовича, и он очень просто избежал логического ляпа: введением понятия "concordia discordans, соединения противоположностей” (С. 95) в качестве формулы идеостиля барокко. Я не думаю, что у Якимовича были проблемы с чтением на немецком языке (у него там неоднократны ссылки на немецких авторов). А этот Вёрман в 1911-м кончил книгу с претенциознейшим названием “История искусства всех времён и народов”. Просто Якимович счёл Вёрмана ловчилой и не удостоил внимания. А я на Вёрмана именно потому внимание и обратил. Потому что предоставляется возможность возражать матёрому автору, нечистому на руку. Каковыми мне представляются большинство искусствоведов. Область знания такая. Скользкая. Где подличать перед истиной, которая одна, чуть не норма. Что ещё и ультрасложностью материала оправдывается. Вот этот Борромини… По Якимовичу отчаянность раздрая между двумя истинами (Реформации и Контрреформации) рождала… "примирительные ноты” (С. 99). Людям надоела эта столетняя война. И потому Борромини не должен был покончить с собой. А он покончил. Почему? Что сделал Вёрман? Он не просто замолчал этот факт, а дал ему потенциальное объяснение (попутно лишив здесь, по случаю, барокко противоречивости): "Если Бернини в отдельных архитектонических формах редко впадает в преувеличение или разнузданность, то на его современнике, ломбардце Франческо Борромини…” (С. 14). Без тормозов-де – вот и покончил с собой. А я предлагаю иначе: "примирительные ноты” были подсознательным идеалом. Если посмотрите тут, увидите, что безумства были исчислены. Сознанию же “примирительные ноты” даны не были. Вот сознание однажды и занесло. Борромини протнул себя шпагой (что любое христианство запрещает), долго мучился, "успел объяснить причины этого безумного жеста, продиктовать своё завещательное распоряжение и приказ похоронить его в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини рядом с могилой его учителя Карло Мадерно” (Википедия). То есть до него так и не дошло, что его подсознательный идеал не был религиозным. 20 мая 2021 г.
|
16.06.2021 |
Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»
|
15.06.2021 |
|
11.06.2021 |
"Патриотическое" стихотворение Ахматовой
|
10.06.2021 |
Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"