TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

22.06.2021
21:15

Люблю себя любимого

    Художник Любимов родился в Калуге, с которой связано имя Циолковского, а детские годы провёл во Пскове, около которого Пушкинские места. – Всё! Идеализируя всех и . . .

21.06.2021
18:18

Это скучное-скучное голубое небо

    Здесь, возле пустыни, месяцами пустое голубое небо. Какое было мечтой, когда я жил в СССР. А страдания одни и те же. Там я сперва всё больше книги писал, а не статьи. И был страх – смогу ли я написать ещё одну книгу… Особенно после первой было страшно. А тут – всё труднее и труднее, - а всё почему-то выходит и выходит, - написать статью. Ибо не о чём. И это голубое небо – символ этого не о чём. – Ну какое ему дело? Оно себе сияет само по себе. А мои аналогии с его пустотой – ему что и нет их, аналогий.

    Моя беда, что моё амплуа – демонстрировать возможность по текстовым странностям для времени создания вещи реконструировать подсознательный идеал автора художественного произведения, точнее – произведения неприкладного искусства. А время сейчас – информационной войны – для прикладного (о знаемом), а не для неприкладного искусства, время для искусства грубого, а не тончайшего. – И мне стало не о чём писать, современном. А о прошлом я много о чём написал уже. – И – тупик.

    А ну-ка повозражаю я Троцкому (“Искусство и революция” - 1938)… Хоть и не художественное это произведение…

    Буду под словом искусство понимать неприкладное искусство.

    .

    "В искусстве, говоря общо, выражается потребность человека в гармонии и полноте существования…”.

    Нет. Другая потребность – непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного человека с целью совершенствования человечества – по Атанасу Натеву.

    "…т.е. как раз в тех высших благах, которых его лишает классовое общество”.

    Не факт. – Возьмём Гомера. – Он запел от кошмара, какой принесли вторгшиеся с севера в Древнейшую Грецию дорийцы, свергнув у ахейцев раннерабовладельческий строй, вернув первобытно-общинный, разорив города и культуру, едва не уничтожив ахейцев. Те спаслись – искусством: Гомер сознательно воспел победу ахейцев над слабейшими троянцами, а подсознательно – освобождение от богов, выражавших уничтоженную, но милую цивилизацию Порядка раннего рабовладельческого общества, освобождение вообще от причинности Этого мира (вида Порядка). – Как? – Ритмом, уводящим ото всего в Этом мире. Превращая человека в как бы равного богу, которому всё (ну почти всё) дозволено. – Это было выражение Свободы. Тем паче, что в первобытно-общинном строе свободы было меньше, чем в рабовладельческом (для рабовладельцев). В первом ты – раб коллектива, а во втором – если раб, то всего лишь данного рабовладельца. – Ритм – это некое иномирие, антагонистичное Этому миру. И таким же иномирием было золотое сечение, красивая пропорция, красивые созвучия и т.п. – Какие-то непостижимости. – В веках повторяющееся ницшеанство.

    В XIX веке ницшеанство опять массово пришло для среднего и высшего классов в связи со скукой (на Западе) от ухода оттуда центра революционного движения и от превращения капитализма и зверского, первичного в более гуманный, - скука – от сытости.

    В Россию, поскольку она повторяла всё за Западом, для верхов и середины ницшеанство тоже пришло.

    Так что в данных случаях классовое общество средний и высший класс искусства не лишает. Причём тончайшего, неприкладного. А те же классы неприкладного лишает, навязывая прикладное – академическое, выражающее знаемое – чувство первенства в жизни её хозяев. То же и с более низкими слоями – навязывает другое прикладное (передвижничество, например), выражающее такое знаемое, как плач по несчастному народу, освобождённому от крепостного права без земли на растерзание наступающему капитализму.

    То есть Троцкий полностью не компетентен в наделении или лишении кого-то тончайшим искусством. Он может лишь случаями оказаться в чём-то правым. Так естественная смена разочарований очарованиями даже и в неприкладном искусстве, можно Троцкому оказалось охарактеризовать близко к истине:

    "…в подлинном творчестве всегда заложен протест против действительности, сознательный или бессознательный, активный или пассивный, оптимистический или пессимистический”.

    Но глупо каждый "протест” называть "с левого фланга”. То есть – от обездоленных. Например, протест Позднего Возрождения против Высокого Возрождения проходил по моральному фронту. Одни (поздний Микельанджело) были против разврата католической церкви и общества, а другие (поздний Тициан) были против засилья нравственности инквизиции. Кто тут левый? И за тех и за других были свои массы.

    Поэтому в высшей степени сомнительна сентенция:

    "…поднималось свежее мятежное движение, чтоб через положенный срок подняться, в свою очередь, по ступеням академии”.

    Вы видели до какой второсортности докатился академизм. А Троцкий перечисляет “измы” с высоты абстракции, которая бессодержательна. Экспрессионизм включает, когда тот вообще имеет тенденцию выскочить из условности, необходимой для испытания сокровенного по Натеву, превращаясь из испытания непосредственного и непринуждённого в непосредственное и принуждающее, как жизнь. Декадентство включает, когда оно – не естественное неприкладное, а искусственное прикладное (продукт ума – приятие Зла, раз оно неустранимо).

    "Однако, брак искусства с буржуазией оставался, если и не счастливым, то устойчивым только до тех пор, пока само буржуазное общество поднималось вверх…”.

    Ну ерунда же. Тот же академизм… Капитализм вполне себе цвёл в XIX веке, а… Нет такой жёсткой сцепки между общественным строем и неприкладным искусством, как это думает Троцкий.

    "Упадочный капитализм оказывается, однако, уже совершенно неспособен предоставить минимальные условия развития тем течениям в искусстве, которые сколько-нибудь отвечают нашей эпохе”.

    Это полная ерунда. Какая упадочность у капитализма, когда он периодический да ещё и материально повышающийся. Через 10 лет после 1938 года, после Великой Депрессии начался новый материальный взлёт в виде Общества Потребления. И произведения абстрактного искусства стали продаваться за миллионы долларов. А это всё то же ницшеанство, из-за чрезвычайности сложности которого оно оказалось способным десятилетие за десятилетием не терять неосознаваемости своего иномирия как места бегства из Этого скучного мира Порядка и причинности, в том числе и рыночной.

    "Угнетенные массы живут своей собственной жизнью. Богема - слишком узкая база. Оттого новые течения принимают все более конвульсивный характер, мечась между надеждой и отчаянием. Художественные школы последних десятилетий, - кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, сменяют друг друга, не достигая полного развития”.

    Я оспорил это в абзаце до цитирования. Троцкий просто не способен увидеть что-то глубже “текста”. Подсознательности иномирия, наоборот, обеспечивает неиссякаемость вдохновения ницшеанцев и сменяемость стилей.

    "Искусство, которое является наиболее сложным, чувствительным и, вместе, наименее защищенным элементом культуры, больше всего страдает от распада и гниения буржуазного общества”.

    Так наоборот же! Именно потому, что ницшеанство "является наиболее сложным”, его подсознательное иномирие не способно пробиться в сознание, а страдания "распада и гниения буржуазного общества” лишь подогревают желание бегства в это иномирие.

    Троцкий вопит о кризисе, а в искусстве его нет (если не считать, что появляются пройдохи, притворяющиеся ницшеанцами, и довольно трудно их разоблачать).

    И из кризиса он выводит революционность. Что неверно. Швейцарцы на референдуме 2010 года о безусловном основном доходе ответили: “Нет”. Им интересно даже и пострадать немного (умереть не дадут), но только продолжать участвовать в потребительской гонке. – Не сообразил такого хода дела Троцкий в 1938 году.

    Он, наоборот, говорит о повороте ""левой" интеллигенции” к революции.

    Тут надо быть очень конкретным.

    Например, антисоветскость экспрессионизма и импрессионизма Пименова (тут и тут), советской властью как издевательство над собой не узнанное… Вполне себе неприкладное искусство…

    "Октябрьская революция дала великолепный толчок советскому искусству во всех областях”.

    Я очень сомневаюсь, что это так в положительном смысле. В революции рационализм расцветает, что проявления подсознательного идеала теснит.

    "Бюрократическая реакция, наоборот, задушила художественное творчество тоталитарной рукой”.

    Но кроме нескольких месяцев до начала гражданской войны, ничего иного, кроме централизма (бюрократии) и не было с октября 1917 года.

    Нет, исключения из правила были. Например, картины Штеренберга (тут и тут), “Одесские рассказы” и “Конармия” Бабеля. Они как бы оправдывают именование стиля социалистический реализм. Это чуяние того в социуме, что прорезается, но ещё никто не чует, причём – прогрессивное (а тогда прогрессом считалось то, что оказалось лжесоциализмом).

    И в этой части с Троцким тоже можно поспорить:

    "Стиль нынешней советской официальной живописи именуется "социалистическим реализмом". Самое имя, очевидно, дано каким либо начальником отдела искусств. Реализм состоит в подражании провинциальным дагерротипам третьей четверти прошлого столетия; "социалистический" характер выражается, очевидно, в том, что, приемами натянутых фотографий, воспроизводятся события, никогда не имевшие места”.

    Троцкому не понять, что – вследствие экстраодинарности – искусство всё выдумывает. И даже озабочено, чтоб не спутали с реальностью. Условности ради, нужной для (помните Натева?) испытания сокровенного.

    Да, социалистическим зря назвали. – Мало ли что поименуют прогрессивным ростком. Да, подлипал эта формула породила видимо-невидимо. Но в сути сутей всё было верно. Только вот в порядке редчайшего исключения.

    В общем, читать Троцкого нет никакого смысла.

    27 мая 2021 г.

20.06.2021
12:22

Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)

    Я читаю книгу Жолковского и Ямпольского “Бабель” (1994) и задаюсь вопросом: как это вообще получилось, что я посмел писать об искусстве, не имея официального . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100