TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


19.11.2009
03:05

Михаил Бабкин. "По плодам узнаете их..." Кто дирижировал фильмом "Царь"

22.10.2009
01:42

Василий Пригодич. Письма к Прекрасной Знакомке, или НЕодиночество в Сети

05.10.2009
00:45

Василий Пригодич. Тяжкий крест, или Легкий "Квест"

10.09.2009
01:35

Александр Рашковский. Новый проект строительства Кировской областной научной библиотеки им. А.И.Герцена

30.08.2009
02:53

Александр Рашковский. Духовная нищета управления архитектуры города Кирова

28.08.2009
18:30

Открытое письмо читателей Кировской областной научной библиотеки им. А.И.Герцена Губернатору Кировской области

20.07.2009
17:42

Александр Богатырев. Искушение. Одиссея Кесовых.

09.07.2009
04:06

Василий Пригодич. Странная книга, или Книжная странность (Я.Л.Вишневский: "Одиночество в сети")

08.07.2009
01:37

Александр Рашковский. Как большевики распорядились имуществом закрытых церквей

05.07.2009
17:48

Дебилиное озеро, или Литературный этикет

19.06.2009
01:55

Международный конкурс поэтов эмигрантов

17.06.2009
18:32

Из формулярного списка и переписки Александра Ивановича Герцена

28.05.2009
00:50

Михаил Бабкин. Воззрения иерархов Русской православной церкви на миропомазание всероссийских императоров в царствование Николая II

13.05.2009
12:09

Василий Пригодич. Поэтическая проза, или Прозаическая поэзия (Пелевин)

12.05.2009
01:30

Александр Богатырев. Искушение.

02.04.2009
02:23

Василий Пригодич. Путь к Будде Амида, или Ave, Akunin.

    Василий Пригодич

    Путь к Будде Амида

    или Ave, Akunin

    Переиздан восхитительный роман: Борис Акунин. Алмазная колесница. В двух книгах. Книга 1. Ловец стрекоз. Книга 2. Между строк. Издание второе, дополненное. М.: 2008. Тираж 20 000 экземпляров. 720 С.

    Увесистый том представляет собой дилогию, связанную в одно целое главным героем, которого читатель хорошо знает: Эраст Петрович Фандорин, сыщик-аналитик на государевой службе, благородный авантюрист, державник-прогрессист, политический пророк, дамский сердцеед. Действие первой книги происходит в 1905 г. в Питере и Москве, второй √ в Японии эпохи Мейдзи (1878 г.).

    ╚Алмазная колесница╩ - не что иное, как название секты (Дзёдо), основанной монахом Синраном (1173-1263 гг.). ╚Алмазная колесница╩ (Конгодзё) летит по Пути Чистой Земли, ее ╚седоки╩ √ искусники-ниндзя, тайные воины-убийцы, диверсанты, равнодушные к добру и злу. Глава клана ниндзя Тамба Момоти говорит Фандорину: ╚Путь Алмазной колесницы учит, что Большой Мир, то есть мир Своей Души, неизмеримо важнее Малого Мира, то есть мира человеческих отношений. Спроси сторонника любой религии, кто такой праведник, и ты услышишь: праведник √ тот, кто жертвует собой ради других людей. На самом деле жертвовать собой ради других √ наихудшее преступление в глазах Будды. Человек рождается, живет и умирает один на один с Богом. Все прочее √ лишь видения, созданные Высшей силой, дабы подвергнуть человека испытанию. Великий вероучитель Синран изрек: ⌠Если глубоко вдуматься в волю Будды Амида, то окажется, что всё мироздание затеяно ради одного меня■╩ (С. 707).

    Ничего себе, развлекательное чтиво. Образ Тамба √ сквозной и чрезвычайно важный, он √ отец и дед┘ (промолчу).

    Название первой книги ╚Алмазной колесницы╩ восходит к прославленному хокку:

    Мой ловец стрекоз,
    О, как же далеко ты
    Нынче забежал┘

    Как ты думаешь, читатель, о чем это трехстишие, а? Неправильно. Процитируем автора, в миру √ Г.Ш.Чхартишвили, крупнейшего япониста современности: ╚┘великая поэтесса Тиё написала это стихотворение на смерть своего маленького сына╩ (С. 651). Лишь в ошеломительном финале второй книги мы узнаём, что ╚ловец стрекоз╩ √ это (нет, молчок). Читайте сами.

    Тема трагедийной несовместности европейского и японского мировидения, миропорядка, миропонимания, мировоззрения, культуры, поведенческих мотивов, мышления-языка √ сквозная в книге Б.Акунина. О-Юми (Мидори), возлюбленная Фандорина, говорит ему во время свидания: ╚Есть две красоты: красота радости и красота печали. Вы, люди Запада, предпочитаете первую, мы √ вторую. Потому что красота радости недолговечна, как полет бабочки. А красота печального прочнее камня╩ (С. 653). Кстати, в японском языке нет будущего времени (!!!), только √ настоящее и прошедшее.

    Название второй книги ╚Между строк╩, каждую главу которой автор завершает изящным трехстишием, помогает понять последнее хокку :

    Забудь, что прочёл.
    Учись читать заново.
    Так сказал сэнсэй.

    Здесь не только корректное обращение к читателю с просьбой перечитать книгу наново, здесь обращение к читательскому сердцу┘ Кстати, в этой книге дана ╚развернутая биография╩ Массы √ друга-камердинера Фандорина.

    Два романа Б.Акунина, объединенные под одной обложкой, ибо лишь из поразительного постскриптума читатель понимает, что это ОДНО произведение, принадлежат к новому ╚синкретическому╩ (так скажем) жанру. ╚Алмазная колесница╩ √ глубоко новаторское соединение исторического, ╚этнографического╩, психологического, политического, философского, любовного, шпионского, авантюрного, детективного романов.

    В книге ╚Между строк╩ 22-летний Фандорин еще к тому же стремительно мужает, отковывает дух, подвергается тяжким душевным и телесным испытаниям, следовательно, можно назвать эту книгу еще и ╚романом-воспитанием╩. Да, да, все это ╚в одном флаконе╩, как говорится в пошлой рекламе. Не знаю, читатель, видал ли Ты такое, я √ нет, ничего подобного не читал.

    В первой книге ╚Ловец стрекоз╩, действие которой разворачивается в Питере и Москве во время Русско-японской войны, после разгрома российского флота у острова Цусима, Фандорин сражается с японским диверсантом штабс-капитаном Василием Александровичем Рыбниковым, который в действительности оказывается┘ (нет, опять молчок). Ба, скажет читатель, читал я рассказ А.И.Куприна (1870-1938 гг.) ╚Штабс-капитан Рыбников╩ (1905). Написав эту мини-повесть, Куприн стал основоположником жанра шпионского детектива в русской прозе, причем писатель считал этот рассказ своим лучшим произведением.

    Читатель, осмелюсь дать Тебе совет: перед проглатыванием ╚Ловца стрекоз╩ перечитать купринский рассказ (в любой поисковой машине набери: Куприн А.И. Штабс-капитан Рыбников; нажми пару кнопок и текст появится на мониторе). Куприн √ замечательный писатель √ в нашей преизбыточной гениями литературе √ классик ╚второй руки╩. В любой европейской литературе он был бы писателем первого ранга. Однако мы сейчас не об этом. ╚Штабс-капитан Рыбников╩ √ весьма компактное произведение.

    Так вот, перечитав купринскую мини-повесть и начав поглощать ╚Ловца стрекоз╩, Ты поймешь, как изменилась русская проза за сто лет: темп, ритм, писательские технологии, сюжетное построение, психологизм и т.д. Читатель спросит, а что же Акунин пишет лучше Куприна? Однозначно (вспомним В.В.Жириновского!). Нет, не так! Акунин пишет ИНАЧЕ: жестче, точнее, насыщеннее┘ Безупречная книга.

    Я нашел лишь одну ╚блоху╩ в ╚Ловце стрекоз╩ (╚питерские главы╩): ╚Мимо грохотал электрический трамвай. Рыбников вдруг ступил с тротуара на мостовую, перешел на бег и ловко вскочил на подножку╩ (С. 10). Первая трамвайная линия в Петербурге была открыта 15 сентября 1907 г., т.е. через два года после описываемых событий. Я когда-то писал об этом в комментариях к роману Андрея Белого ╚Петербург╩.

    Книга ╚Алмазная колесница╩, несомненно, стоит в одном ряду с этим шедевром. Действие романов Белого и Акунина происходит в одно и то же время, большое внимание уделяется психологии бомбистов-террористов.

    А о чем, собственно говоря, повествует автор в ╚Алмазной колеснице╩? Да все о том же: о любви и ненависти, о жизни и смерти (и о ╚посмертии╩), о верности и предательстве, о земле и крови, о благородстве и низости, о буддизме и синтоизме, о российской и островной (Ямато) империях и прочая, и прочая, и прочая.

    Книга читается, ей-Богу, на одном дыхании: сюжет чрезвычайно прихотлив и затейлив со всеми фиоритурами приключенческого романа: погони, перестрелки, сражения с ниндзя, любовные перипетии и т.д. В книге много крови, жестоких сцен насилия, убийств.

    Злые и завистливые критики относят прозу Акунина к развлекательному ╚чтиву╩. Это нечестно и неверно. Сам писатель подлил масла в огонь, сказав о своем творчестве в одном из интервью: ╚Не все же Хайдеггера читать╩. Читатель, мне приходилось читать труды этого философа: скука смертная, немецкое ╚гелертерство╩, квазинаучные благоглупости, яркая мысль, как саваном, укутана многостраничными ИЗБЫТОЧНЫМИ размышлениями.

    Это не В.Соловьев, не В.Розанов и не Н.Бердяев, ну, и, разумеется, не Б.Акунин. Автор ╚Алмазной колесницы╩ - круче, увлекательней и УМНЕЕ. Именно от Владимира Соловьева автор подхватил тему ╚панмонголизма╩ (с. 558), грядущего всемирного торжества ╚желтой расы╩.

    Приведу фрагмент размышлений главного героя (╚Между строк╩): ╚┘всем существом Фандорина овладело пронзительное, непередаваемое словами ощущение, что смерть есть. Он всегда, с раннего детства твердо знал, что жизнь тела невозможна без жизни души √ этому учила вера, об этом было написано в множестве прекрасных книг. Но теперь, на двадцать третьем году от рождения, под падающей с неба луной, ему вдруг открылось, что верно и обратное: душа без тела тоже жить не станет. Не будет ни воскресения, ни ангелов, ни долгожданной встречи с Богом √ будет нечто совсем другое, а, может, и вовсе ничего не будет, потому что души без тела не бывает, как без тьмы не бывает света, как не бывает хлопка одной ладонью. Умрет тело √ умрет и душа, а смерть абсолютна и окончательна╩ (С. 443). Нет, не ╚бульварное чтиво╩, господа-критики. Ничего ужасней я за всю жизнь не читал.

    В книге многократно и многоаспектно истолковывается псевдоним ╚Акунин╩. В ней много ╚внесценических персонажей╩ (так скажем): они не являются участниками действия, но о них говорят персонажи (император Муцухито и многие другие).

    ╚Алмазная колесница╩ √ Большая книга Большой литературы. Б.Акунин √ ╚ушедший к Будде╩ (желаю писателю многоплодного долголетия). Предпоследнее. ╚Перестройка╩ эпохи Мейдзи содержит прямые аллюзии с реформами современной России.

    И последнее. ╚Алмазная колесница╩ наверняка напугает ╚проницательного читателя╩: насельники островной империи остались прежними (вопреки техническим ╚чудесам╩), а мы (русские, европейцы, американцы) √ давно другие┘

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
287066  2009-04-02 02:23:48
-

287089  2009-04-04 17:00:53
-

23.03.2009
22:46

М.А.Бабкин. Еще раз о позиции духовенства Русской православной церкви в 1917 году (данные источников и мнение Ф.А.Гайды)

20.03.2009
16:25

Михаил Бабкин. События первой русской революции и Святейший Синод Русской Православной Церкви (1905-1906 гг.)

17.03.2009
19:25

Александр Рашковский. Жизнь народа в России и причины его бедности

04.03.2009
02:06

Василий Пригодич. Пуруша - не параша, или Новый роман Маканина

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100